a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников через игровую деятельность, Жуковина Т.А., тьютор

Автор: Васильченко Инесса Сергеевна Опубликовано: 2022-01-12 00:13:38

Документы для скачивания

Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников через игровую деятельность Жуковина Т. А. , тьютор МАДОУ »Ц ентр развития ребёнка – детский сад № 2 г. Ш ебекино» В последнее время наблюдаются серьезные трудности в общении детей друг с другом. Это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. О тмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Наличие такого факта пугает, потому что умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми- это залог успешного психического здоровья человека. Отсутствие положительного опыта общения приводит к возникновению у дошкольников негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, разговаривая, соблюдать этикет, слушать партнера. Необходимо реш а ть данную проблему, организуя коммуникативную деятельность с детьми, которая обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. В условиях дошкольного учреждения ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. В работе с детьми важно использовать всё разнообразие средств по формированию социально- нравственного поведения: сюжетно- ролевые, подвижные, строительные, дидактические и т. п. игры. Н аблюдения, этические беседы, занимательные и творческие задания стимулиру ю т познавательную и коммуникативную активность детей, созда ю т положительный эмоциональный настрой и да ю т хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач. Именно в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, дети учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Результат всей проведенной работы будет выражаться в наличии у детей навыков и умений конструктивного общения: - умение находить подход к партнеру по общению, - поддерживать и развивать установленный контакт, - согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, - адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, - проявл ять чуткост ь к эмоциональному состоянию партнера по общению( умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого) , - согласов ывать свои желани я с мнением других участников взаимодействия, - проявлять адекватность при самооценке и оценке других партнеров по деятельности, - регулирова ть свое поведени е в соответствии с нормами. Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сочувствию, к сопереживанию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому нужно воспитывать не только коммуникативные навыки или представления о должном поведении, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие радости и трудности, как свои. Игры для формирования у детей нравственных представлений и понятий. «Собери свой цветок». Ребенок составля е т цветок из лепестков разного цвета. Количество лепестков зависит от количества качеств, которые, по мнению ребенка, необходимы для жизни( милосердие, щедрость, смелость, послушание и т. д. ) Затем ребенок рассказыва е т, из каких качеств получился цветок. «Острова». Ребенку объясн ю т правила игры: «Мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими все на своем пути. Но на любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, от невзгод – терпение и трудолюбие и т. д. Пока звучит музыка, т ы «плавае шь » в житейском море. Как только она прекращается, т ы долж е н найти островок( из бумаги) , занять его и придумать ему название. А названием острова будет то качество, которое, как т ы считае шь, может помочь вам в жизни. «Светофор». Воспитатель приводит примеры жизненных ситуаций. Каждый пример заканчивается положительным или негативным поступком героя. Без предварительного обсуждения ребёнок с помощью «светофора» показывают свое отношение к тем или иным действиям. ( к арточки красного и зеленого цвета. Красный цвет означает несогласие ребенка с предлагаемым в описываемой ситуации способом решения нравственной проблемы. Зеленый цвет демонстрирует согласие ребенка и открывает дорогу в жизнь подобным поступкам. Коммуникативные игры и упражнения « Клеевой ручеёк ». Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. « Слепой и поводырь ». Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепой” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему? « Разговор через стекло ». Цель: развить умение мимику и жесты. Дети становятся напротив друг друга. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одно му нужно будет показать( например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”) , а друго му отгадать то, что он увидел. «Поварята». Цель: Формировать чувство сплочённости, умение чувствовать других, сопереживать. Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч. Воспитатель обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот! ( на полу выложен из верёвки круг) Вот это наша большая кастрюля. Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет( слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д. ) . А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! ( игра продолжается пока все компоненты не окажутся в «кастрюле») Вот какой получился компот! «Сварим вкусный суп». Аналогично предыдущей игр е.  

Оставить комментарий: