a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Доклад, Жуковина Т.А., тьютор

Автор: Васильченко Инесса Сергеевна Опубликовано: 2022-01-12 00:17:10

Документы для скачивания

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Жуковина Т. А. , тьютор МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 г. Шебекино» Естественным для ребенка видом жизнедеятельности является игровая деятельность. В ходе игры развиваются его интеллектуальные, эмоциональные, волевые, нравственные качества, формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, происходит становление его личности в целом.  Значимость обучающей функции игры состоит в перестройке отношений ребенка, в расширении диапазона его общения и жизненного кругозора, его адаптации и социализации. В процессе познавательного развития ребенка изменяется качество игры, появляются новые формы игрового общения.   Коммуникативные и социальные недостатки, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра( РАС) , приводят к нарушениям их игровой деятельности.  В итоге, в специфической игре детей с аутизмом отмечается отсутствие социально- коммуникативной направленности. При наблюдении за игрой ребенка с РАС заметны характерные для нее особенности: - чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Например, ребенок расставляет в ряд счетные палочки, кубики, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая, как крутятся ее колеса и т. п. ; - ребенок часто играет с неигровыми предметами( клеенка, веревочки, инструменты для ремонта) . Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, а в игрушечных зверей и кукол ребенок не играет. Ввести в его игру какой- то персонаж сложно; - сюжет в игре не прослеживается; - самостоятельная игра ребенка с РАС стереотипна и однообразна. Ребенок может много раз проигрывать одно и то же яркое впечатление. Игровая терапия – один из перспективных методов работы с детьми с РАС. С практической стороны она наиболее доступна и при соответствующей подготовке используется как педагогами, так и ближайшим окружением ребёнка. Семья ребёнка может применять игротерапию каждый день, сделать её основой для общения. С нашей точки зрения, ценность игровой терапии заключается в её психологической комфортности для ребёнка и для всей семьи. Дидактическая игра является одной из форм обучения игровой деятельности ребенка, которая имеет две основные цели: обучающую и игровую. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный сенсомоторный опыт. Организуя коррекционную работу с детьми с РАС, необходимо использ овать специальные дидактические игры, которые решают следующие задачи: - обучение детей разнообразным предметно- практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета; - обучение детей использованию вспомогательных предметов, выполнению орудийных действий; - формирование наглядно- образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности; - формирование элементарных логических обобщений. При организации и проведении дидактических игр необходимо соблюда ть следующие методические требования: - занятия проводятся поэтапно, особое внимание нужно уделя ть  интересам и желанию ребенка; - каждое упражнение обыгрывае тся  с учетом аффективных интересов ребенка; - в ходе каждого занятия обязательно  используе тся  поощрение и эмоционально- смысловой комментарий; - использу ются игровые задания, которые предполагают использование материала, аффективно значимого для ребенка( палочки, веревочки и пр. ) . На первом этапе игровой коррекции в процессе отобразительно- ролевой игры ребенка обуча ют подражанию. Например, педагог возит машинку, а ребенок подражает ему. Такие подражательные игры имеют большое значение в установлении эмоционального контакта с ребенком. Второй этап игрового взаимодействия предполагает установление социального контакта, что позволяет ребенку и педагогу совместно выполнять игровые действия, такие как совместное кормление куклы, катание машинки и пр. На третьем этапе игрового взаимодействия использу ются игры с правилами. У здорового ребенка игры с правилами возникают уже на первом году жизни и оказывают большое влияние на развитие самостоятельной игровой деятельности. А вот у воспитанников с РАС игры с правилами  вызывают затруднения даже на седьмом году жизни, особенно у тех, которые недавно поступили в детский сад. Здоровые дети быстро усваивают правила игр и активно в них участвуют. У детей с РАС снижена способность к пониманию правил социального взаимодействия, что требует сравнительно больших усилий по развитию у них навыков игры. В процессе игры необходимо да ть  ребенку возможность действовать самостоятельно, но в то же время умело направля ть его активность. На начальных этапах игровой терапии разыгрывают ся сюжеты с учетом интересов и переживаний ребенка. Весь процесс направленной игровой коррекции условно делится на три основных этапа: установочный, ориентировочный, реконструктивный( собственно коррекционный) . Основной целью установочного этапа является формирование у ребенка позитивной установки на процесс направленной игровой психокоррекции. На данном этапе решается основная задача: активизация игровой деятельности ребенка с использованием речевой инструкции. Типичная инструкция для ребенка звучит следующим образом: «Посмотри, какие интересные игрушки, поиграй с ними». В том случае, если ребенок не реагирует на речевую инструкцию, уходит или бездействует, педагог сам начинает игру, побуждая ребенка к подражанию его действиям. Например, одевает куклу, строит заборчик и пр. Если ребенок продолжает бездействовать, то необходимо уже совместно с ребенком заверш ить начатое игровое действие. В ходе игры с ребенком на ориентировочном этапе мы оцениваем специфику его адаптивного поведения, то есть особенности преодоления стрессовых ситуаций в процессе игры. В основе анализа лежат отрицательные или положительные оценки интенсивности эмоциональных реакций ребенка и их специфики. Важным условием психологической коррекции эмоциональных проблем у детей с РАС в процессе сюжетно- ролевых игр является развитая способность ребенка входить в роль. Процесс перевоплощения проходит у ребенка на фоне возрастающего эмоционального подъема. Двойное самоощущение ребенка в игре, эмоции, возникающие от условного и реального планов, не только обогащают эмоциональную сферу ребенка, но и способствуют пониманию ребенком скрытого смысла ситуации. Это способствует повышению активности ребенка в игровом общении. Для детей, страдающих аутизмом, особенно с тяжелой степенью аффективной патологии, процесс перевоплощения в игре часто практически недоступен. Ребенок проявляет пассивность, несмотря на то, что он может сопереживать персонажу, наблюдая за развитием сюжета. Перестройка негативных эмоциональных проявлений у таких детей возможна в процессе игр- драматизаций на тему знакомых сказок. Проведению игр- драматизаций предшествует подготовительная работа с ребенком. На первом этапе занятий нужно выяснить любим ую сказк у ребенка и про чита ть ее.   На втором этапе вместе с ребенком обсужд ить содержание знакомой ему сказки. Обсуждение проводится в различных вариантах: - по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение; - по воспроизведению этой сказки с помощью настольного театра( например, читаем сказку «Теремок» и одновременно с помощью предметов настольного театра воспроизводим ее) . Опыт нашей работы показывает, что второй способ является более доступным и эмоционально значимым для детей с РАС. На третьем этапе   нужно выяснить у ребенка, кем из героев сказки он хотел бы быть. Например, волком, медведем, лягушкой и пр. Ребенок выбирает роль и совместно с педагогом обыгрывает сюжет. Можно  использ овать в процессе игры не весь сюжет, а только некоторые эпизоды, но если ребенок заинтересовался, то конечно, используе тся весь сюжет. В процессе игры необходимо наблюда ть за действиями ребенка, следи ть за его эмоциональным состоянием, спонтанными высказываниями. У спех игровой терапии у детей с РАС зависит от таких факторов, как: - умения установить контакт с ребенком в игровой форме; - способности правильно подобрать игровой сценарий, соответствующий уровню интеллектуального и речевого развития ребенка; - учета индивидуально- психологическ ой характеристик и ребенка; - позитивной установки родителей на процесс игровой терапии; - организации среды, в которой протекает коррекционный процесс, таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Список литературы 1. Хаустов А. В.  Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник №1 «Аутизм и нарушения развития», 2012.

Оставить комментарий: