Конспект "Моя Родина Россия "Гащенко З.В.
Документы для скачивания
Тема: « Наша Родина- Россия » Подготовила Гащенко З. В. Цель: формирование представлений о России. Автоматизация поставленных звуков. Коррекционно- образовательные задачи: 1. Уточнять и активизировать словарь по теме « Наша Родина — Россия ». 2. Совершенствовать навыки: слогового анализа слов и анализа предложений. 3. Совершенствовать грамматический строй речи ( образование множественного числа имен существительных) . 4. Совершенствовать синтаксическую сторону речи( сложноподчиненные предложения со словами «потому что»; сложносочиненные предложения с союзом- А) . Коррекционно- развивающие задачи: 1. Развивать связную речь. 2. Развивать фонематический слух; зрительное восприятие; внимание; мышление. 3. Развивать координацию речи с движением, длительный речевой выдох. Коррекционно- воспитательные задачи: 1. Воспитывать гордость за родную страну. 2. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, самостоятельность. Оборудование: глобус; тренажёры для развития дыхания; слайды на тему « Россия »; конверты с материалами для анализа предложений; мольберт; круги Эйлера из верёвочек; предметные картинки; смайлики. Предварительная работа: виде оролик «Ромашковая Русь». Ход занятия: Организационный момент. - Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся со всеми, улыбнёмся нашим гостям и улыбнёмся друг другу, подарим всем прекрасное настро ение. - А сейчас, посмотрите, что я вам принесла. ( Это глобус) . - Кто знает, что такое глобус? ( модель Земли) . - Что мы можем увидеть на глобусе? ( Мы можем увидеть на глобусе моря, океаны, горы, страны…. , нашу Родину) . - Что бы рассмотреть нашу Родину и побольше узнать о ней, что нам нужно сделать? Как вы считаете? ( Отправиться в путешествие) . - На чём можно путешествовать? ( На машине, автобусе, корабле, велосипеде, поезде, самолете) - Я думаю, на самолёте будет быстрее. Согласны? Если долго- долго- долго В самолёте нам лететь, Если долго- долго- долго На Россию нам смотреть То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… В. Степанов Упражнение «Самолётики» ( развитие плавного речевого дыхания) . - Ребята, подойдите к своим рабочим местам и возьмите самолётики. Держим их на уровне губ. Самолёты поднимаются. Не забывай вдохнуть носиком. Губки в трубочку сложу и подую. Медленно и плавно. Не раздуваем щеки! А сейчас подули чуть сильнее. Выдыхаем сильно, но плавно. Хорошо. Наши самолётики набрали высоту. Убрали самолётики. Прошу занять места в салоне. ( Садимся на стульчики) . Основная часть. Мы начинаем наше путешествие. Вы наверное догадались, о чём мы сегодня будем говорить. ( Ответы детей) . - Да. Сегодня у нас состоится очень важный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине- России и закрепим произношение звуков, которые вы научились красиво проговаривать. Велика и необъятна Россия. Давайте посмотрим в иллюминатор. Кто скажет, что такое иллюминатор? ( Круглое или прямоугольное окно в самолете) . 1. Игра «Один- много» Внимание на слайды! Я называю вам один предмет, а вы называете предметы со словом- много. Отвечаем по цепочке, начиная с … ( имя ребёнка) . Страна – много стран Город – много городов Село – много сёл Море – много морей Озеро – много озёр Река – много рек Гора – много гор Поле – много полей Луг – много лугов Лес – много лесов Береза – много берёз Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Сейчас я показываю предметы, вы называете их, делите слова на слоги и определяите первый звук в слове. Что это? Это Герб. В этом слове один слог. Я слышу первый звук Гь. Это Флаг. В этом слове тоже один слог. Я слышу первый звук Ф. Это Хлеб. И в этом слове тоже один слог. Я слышу первый звук Х. Это Бе- рё- за. В этом слове три слога. Я слышу первый звук Бь. Отлично! Продолжаем наш разговор по картинкам. 3. Упражнение «Подумай и объясни» А теперь подумайте и объясните, почему я вам показала эти картинки на занятие о России. Составьте предложения со словами- потому что. Я показываю, как нужно отвечать. Это Москва- столица России, потому что на картинке мы видим Кремль. Объясняем следующую картинку. - Это герб России, потому что на нём изображен двуглавый орёл и святой Георгий- победоносец. - Это флаг России потому, что на нём белая, синяя и красная полосы. - Это каравай хлеба, потому что в России встречают караваем гостей. Логопед демонстрирует изображение ( картинку) берёзы. - Это берёза. - Как берёза связана с Россией? Тогда послушайте. - Берёзу считают символом России. Составьте предложение. - Это берёза, потому что берёзу считают символом России. Русская берёза — это краса и гордость России. В старину весной берёзу наряжали и водили вокруг неё хороводы. Я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Берёза». 4. Подвижное упражнение «Берёза» Дети выходят на ковер, встают в круг и выполняют движения с речью. Берёза моя берёзонька, Идут по кругу, взявшись за руки Берёза моя белая, Берёза кудрявая. Стоишь ты, берёзонька, Останавливаются, поднимают руки, тянутся Посередь долинушки, вверх На тебе, берёзонька, Опускают руки Листья зелёные, Под тобой, берёзонька, Медленно приседают Трава шёлковая. 5. Упражнение «Составь схему предложения». - А сейчас я снова попрошу пройти к рабочим местам. Сегодня мы с вами будем составлять схему предложения. У вас в конвертах лежат полосочки для составления схемы предложения. Достаньте их. Слушаем предложение. Берёзу считают символом России. ( Проговариваем предложение все вместе) . - Напомните, с какой буквы пишется первое слово в предложении? ( Ответы детей) . - Россия это название нашей родины, оно тоже пишется с большой буквы. - Значит, какую полосочку надо выбрать? ( полосочку с уголком) . Не забывайте! - Работаем самостоятельно. Кто желает поработать у доски? ( Самостоятельная работа детей) . - Посмотрели на доску. Правильно ли составила схему…( имя ребенка? - Сколько слов в этом предложении? ( В предложении четыре слова) . - Какое слово второе ( третье) по счету? ( Второе ( третье) слово — считают, ( символом) . - Замечательные ответы. Уберите все пособия в конверт. 6. Сравнительно- описательный рассказ с помощью кругов Эйлера. ( Схема) - Снова занимаем места в салоне самолета. ( Садимся на стульчики) . - Сегодня мы с помощью волшебных кругов Эйлера составим сравнительно- описательный рассказ о берёзе, как символе России и о ели, как символе Нового года. - Мы круги наслаиваем один на другой, в центре, что у нас будет? Напомните. ( Общее( сходства, а по сторонам? ( различия) . - Итак, слева мы расположили березу, а справа – ель. - . ( имя ребёнка) расскажет о сходствах деревьев, а. ( имя ребёнка) о различиях. - Кто желает рассказать весь рассказ? . ( имя ребёнка, пожалуйста. Рассказ трех детей. Сходства: Берёза и ель – это деревья. Они высокие. У них есть ствол, ветки, плоды и корень. Эти деревья приносят пользу животным и людям. Различия: Берёза – это лиственное дерево, а ель – хвойное. У берёзы листочки, а у ели иголки или хвоя. У берёзы плоды- серёжки, а у ели- шишки. У берёзы осенью листья опадают, а ель- вечнозелёное дерево. - Кто желает рассказать весь рассказ? . ( имя ребёнка, пожалуйста. - Вот мы с вами и составили рассказ по волшебным кругам, теперь вы понимаете, чем отличаются и что общего у берёзы и у ели. - Остальные дети могут составить рассказы с воспитателем в вечерний отрезок времени. Окончание занятия. 7. Игра «Закончи предложение»- Ребята, помогите мне закончить предложения со словами- моя Родина. На карте розовым цветом обозначена… моя Родина. Я очень люблю… мою Родину. Я горжусь… моей Родиной. - Да, Россия необъятная, могучая, великая и красивая. Наше отечество, наша родина – матушка Россия. И мы должны любить свою родину, как каждый человек любит свою мать. Сегодня мы говорили о … моей Родине. - Наше путешествие подошло к концу. Оценка работы детей. - Вспомните, какие задания вы выполняли? ( Ответы детей) . - Какое задание для вас было легким? ( Ответы детей) . - Какое задание показалось для вас трудным? ( Ответы детей) . - Кто сегодня считает, что справился с моими заданиями хорошо- возьмёт весёлый смайлик, а кому было трудно, у кого были ошибки при ответах – задумчивый смайлик. Оценка детей: • …старались отвечать на мои вопросы. • …умеют делить слова на слоги. • …. очень хорошо определяют первый звук в слове. • Данута, Таня и Даша старались проговаривать звук – р, потому что они научились его произносить. • …. умеет составлять схему, а самым первым эту схему выполнил…. • …. были хорошими рассказчиками. - Некоторые ребята выбрали задумчивый смайлик, значит они подумают, чему им ещё надо учиться. - Я сегодня горжусь вами! Всем спасибо.