Конспект Осень, признаки осени. Гащенко З.В.
Документы для скачивания
Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе «Осень. Признаки осень. Деревья осенью» Подготовила Гащенко З. В. Цель: уточнять и обобщить знания детей по теме. Задачи: 1. Коррекционно- образовательные: - Расширять словарный запас детей по теме. - Совершенствовать речевые навыки и умения; - Обучать детей отвечать на вопросы полным предложением; - Обучать подбору слов- определений, согласование существительных с прилагательным. - Обучать детей образовывать множественное число существительных; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные; подбирать слова- антонимы; 2. Коррекционно- развивающие: - Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия; - Развитие мимической моторики, эмоционально- волевой сферы через использование элементов психогимнастики; - Развитие воображения; - Контроль над собственной речью; 3. Коррекционно- воспитательные- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности; - Воспитание любви и бережного отношения к природе. Ход занятия: I. Организационный момент: Логопед: Ребята, отгадайте загадку: Дни стали короче, Длиннее стали ночи. Урожай собирают. Когда это бывает? Дети: Осенью. Логопед. Правильно осенью. Давайте вспомним признаки осени. Дети. Осенью желтеют листья, идут дожди, птицы улетают на юг, начинается уборка урожая и т. д. Логопед. Кто знает, как называются осенние месяцы? Дети. Первый месяц осени называется сентябрь, второй- октябрь, третий – ноябрь. II. Основная часть: Сообщение темы занятия. Сегодня мы поговорим об осени и изменениях в природе. - А давайте представим, что все мы- осенние листочки с разных деревьев и у них совершенно разное настроение. Давайте покажем друг другу, какое у нас настроение. - Некоторые листочки сердятся что их оторвал с ветки ветер. - Кто- то удивился и задумался, когда на веточку села птичка. - Кто- то грустит об ушедшем лете. - Некоторые листочки веселятся и радуются, что наступила осень. Логопед: Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков. Логопед. Теперь, ребята, нужно найти с каких деревьев упали наши листочки. 1. Игра «Угадай, с какого дерева листочек? ». Образование и употребление в речи относительных прилагательных от названий деревьев. Лист клена – кленовый Лист дуба – дубовый Лист березы – березовый Лист осины – осиновый… 2. Игра «Подбери признак ». Осень, какая? Дети: золотая, ранняя, дождливая, плакучая, поздняя, холодная, ветреная, разноцветная, капризная, щедрая… День осенью, какой? Дети: холодный, прохладный, пасмурный, ненастный, хмурый, солнечный, унылый, тёплый, дождливый… Небо осенью, какое? Дети: хмурое, пасмурное, серое, голубое, тусклое, холодное, осеннее… 3. Игра «Подбери предмет» Приходит ( что) - … Плывут ( что) - … Дует ( что) - … Вянут ( что) - … Опадают ( что) - … Желтеют ( что) - … Улетают ( кто) - … Готовятся к зиме ( кто) - … Моросит ( что) - … Мокнет ( что) - … 4. Игра «Большой – маленький». Образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением. Логопед: Давайте, мы с вами сейчас станем волшебниками. Я буду говорить вам слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет. Туча – тучка Дождь – дождик Капля – капелька Лужа – лужица Ветер – ветерок Лист – листик, листочек Цветок- цветочек Ветка- веточка Лес- лесочек Трава- травка Гриб- грибок, грибочек Ягода- ягодка Дерево- деревце Куст- кустик Солнце- солнышко 5. Физминутка Опустел скворечник, улетели птицы, ( машут руками, как крыльями) Листьям на деревьях тоже не сидится. ( приседают) Целый день сегодня все летят, летят… ( встают, идут по кругу, машут руками) Видно тоже в Африку улететь хотят. ( бегут по кругу) 6. Игра «Один- много» ( с мячом) . Упражнение в образовании множественного числа существительных. Лист – листы, зонт, туча, капля, лужа, дерево, гриб, птица, туман, плод, стая… 7. Игра «Наоборот». Упражнение в подборе антонимов. Осень ранняя – поздняя, дерево высокое – низкое, лист широкий – узкий, ствол толстый – тонкий, деревья мокрые – сухие, дорожка грязная – чистая, день осенью короткий – летом длинный, день солнечный – пасмурный день, время холодное- теплое, жаркое, небо яркое – тусклое. III. Итог занятия. - о чем мы сегодня говорили? - давайте повторим месяца осени. - что вам понравилось на занятии? Что – то вызвало трудности?