Логопедическая памятка для родителей. Гащенко З.В.
Документы для скачивания
Памятка для родителей. Подготовила Гащенко З. В. Звук мы слышим и произносим. Звуки речи на письме обозначаются буквами. Буквы мы видим, пишем и читаем. Сначала нужно различать звуки на слух ( выделять звук среди других звуков, находить звук в слове) , а потом учиться обозначать звук буквой. 2. Звуки бывают гласные и согласные. Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные. 3. Гласные звуки и буквы. Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом. В русском языке 6 гласных звуков: [ а] , [ о] , [ у] , [ и] , [ э] , [ ы] . На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами, в русском алфавите их 10 – а, о, у, и, ы, э, я, е, ю ё. Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это гласные буквы, которые состоят из звуков: я- [ й] [ а] , ю- [ й] [ у] , е- [ й] [ э] , ё- [ й] [ о] . Если есть задание придумать слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т. к. пишем «о», а слышим «а». 4. Согласные звуки и буквы. В русском языке 36 согласных звука: [ б/ б’] , [ в/ в’] , [ г/ г’] , [ д/ д’] , [ ж] , [ з/ з’] , [ й] , [ к/ к’] , [ л/ л’] , [ м/ м’] , [ н/ н’] , [ п/ п’] , [ р/ р’] , [ с/ с’] , [ т/ т’] , [ ф/ ф’] , [ х/ х’] , [ ц] , [ ч] , [ ш] , [ щ] . На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами, их в русском алфавите 20 – б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звук Й принято называть полугласной. - Согласные звуки бывают мягкими и твердыми( добрыми и сердитыми) . Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие – зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук, не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий. Например: лось - в начале слова стоит звук Л( твердый) ; лимон – в начале слова стоит звук Ль( мягкий) . Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё. - Согласные звуки бывают звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных( [ в] , [ з] [ ж] , [ б] , [ г] , [ д] , [ л] , ] , [ р] ) , горлышко «дрожит» ( положите ладонь на горло и произнесите звук «з») . При произнесении глухих согласных( [ к] , [ п] , [ с] , [ т] , [ ф] , [ х] , [ ц] , [ ч] , [ ш] , [ щ] ) горлышко не «дрожит»( положите ладонь на горло и произнесите звук «с») . Запомните: в конце слова звонкие согласные оглушаются. Например: в слове «ёж» пишем «ж», а слышим «ш». 5. Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково. Комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии 1. Заборчик Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. 2. Трубочка Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. 3. Заборчик- трубочка Насчет «раз- два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка». 4. Толстячок 1) Надувание обеих щек одновременно. 2) Надувание правой и левой щек попеременно( перегонка воздуха из одной щеки в другую) . 5. Худышка Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах. 6. Накажем непослушный язычок. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая. 7. Причешем язычок Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. 8. Часики Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз- два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. 9. Качели Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы( с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы( тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4- 6 раз. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Артикуляционная гимнастика. Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка- язык, губы, челюсти – также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука. Что необходимо знать! 1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день. 2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом. 3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10- 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. 4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме. 5. Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2- 3 и передохнуть. 6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения. 7. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.