Консультация «Мы запели песенку»
Кто любит петь? В большинстве своём все мы любим петь!!! Неважно где: дома, на улице, в гостях, на вечеринке.
(Помните! Окружающие люди могут оказаться невольными слушателями пения. И, оно, может не всем понравиться. Пойте наедине с собой любые песни, которые Вам нравятся, но в окружении старайтесь петь песни без нецензурной лексики.)
Нужно помнить, что голос очень уязвим, и его нужно беречь!
Давайте будем помнить, что петь на улице - только в теплое время года.
Петь с друзьями нужно так, чтобы было слышно не только Вас, но и соседа, пусть даже он поёт не так, как хочется Вам. Главное- не кричать. Ведь крик – это враг пения!!!
Давайте беречь свой голос и голоса наших детей!
«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский.
А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Песня с самого раннего детства сопровождает жизнь человека. Голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с ранних лет, а может и научиться владеть им в совершенстве.
Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Немного о пении в детском саду. Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее.
Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память (способность воспроизводить голосом мелодии по памяти)и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. Большое внимание нужно уделять проговариванию стихов-четверостиший, скороговорок. Потом их можно пропевать на 1-м, 2-х, 3-х, 5-ти звуках. Понравившиеся стихи также ложатся на незатейливую мелодию, которую можно петь в разном характере, с разной динамикой и темпом.
При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.
Для того, чтобы научить ребенка петь нужно знать и учитывать возрастные особенности детей.
Иногда ребенок пытается петь слишком громко, это может привести к тому, что его голос потеряет необходимую легкость, приобретет неприятный горловой характер и перейдет на крик.
Часто дети пытаются петь взрослые песни. Многих родителей это умиляет. Но, скорее всего, только первое время. Ведь ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому ее исполнение превращается в попытку неумелого подражания, кривляние.
Такое пение не только портит художественный вкус малыша, но и наносит вред голосовому аппарату, так как песни для взрослых технически более сложны. А ребенок пытается преодолеть трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Малыш старается петь громко, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поэтому голос портится, преждевременно изнашивается. Иногда даже могут возникнуть различные заболевания голосового аппарата.
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. (Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие.) Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой:
- у детей 3–4 лет это всего 4–5 звуков,
- у детей 6–7 лет он расширяется до октавы (8 звуков).
Обязательно нужно развивать диафрагмальное дыхание. (Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.)
Такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей. Есть много игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком».
Вот некоторые из них:
«Задуваем свечи на торте»
«Собачка» —дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);
«Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);
Хорошо делать эти упражнения дома вместе с ребенком.
Вот несколько советов по охране детского голоса:
- Песни должны быть понятны ребенку по содержанию
- Петь нужно недолго и негромко в среднем темпе
- Не петь на улице в холодное время
- Учитывать диапазон детскогоголоса- не петь слишком высокие и низкие звуки
Для того, чтобы ребенок захотел петь, он должен много раз услышать одну и ту же песенку. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
Чаще хвалите малыша, подпевайте ему!
Никогда не говорите ребенку, что у него нет слуха.
Выполнение этих рекомендаций поможет интересно провести досуг с ребенком.
Для эффективного развития вокальных способностей ребенка можноиспользовать упражнения по методике Е. и С. Железновых «Музыка с мамой» на CD носителях.