a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Автор: МОРОЗОВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА Опубликовано: 2022-01-14 14:39:20

• Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей.

• У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.

• Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

• Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

• Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.

• Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

• Занятия должны носить занимательный характер.

• При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

• В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

• Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

• Занятия должны быть регулярными.

• Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

• Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

• Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

• Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

• У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

• Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

• Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

• Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…

• Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

• Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

• Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

• При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

• Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

• Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

• Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

• Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.

 

 

                                                 

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей с ЗПР является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Дети с ЗПР не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

 

Рекомендуется:

1. Развивать слуховое внимание

Для слушания музыки для детей с ЗПР нужно выбирать небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

Рекомендуется использовать инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

Детям предлагается рисовать во время слушания музыки.

Отмечается благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты » Л.Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.

Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов они постепенно переходят к более светлым, ярким тонам.                                                                     2. Развивать чувство ритма

Развитие чувства ритма у детей с ЗПР происходит благодаря равномерным, как танцевальным так и игровым движениям под музыку.

Детей можно учить отстукиванию двух и трехдольного размеров, повторению простейшего ритмического рисунка. Начинать нужно с более простого, двухдольного, размера, затем переходить к отстукиванию трехдольного. В дальнейшем они уже сами почувствуют эту смену и соответственно будут менять способ отстукивания ритма. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений.

 В  работе нужно использовать и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью можно использовать стихи, потешки («Сорока-сорока», «Капустка»), в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для  детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.                                                               3. Упражнения, развивающие пространственные представления

Для этого детям предлагается ходить в разных направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т.д. 

2.Игры для детей с ЗПР https://disk.yandex.ru/i/I-Gh2E6orQ4PvQ 

3.Игровые упражнения по формированию пространственных представлений 

https://disk.yandex.ru/i/tGvr98_8GrdWPw

 

4. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики 

Можно исполнять песни с показом действий, например «Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки? », использовать музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Нужно подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только  общее значение слова, но и смысл выражения, благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: нужно играть кистями рук, загибать пальчики, протягивать руки вперед, изменять ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают », «идет коза рогатая»). Это способствует  развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти детей, что отражается на нормализации поведения детей.   

 

Сборник игр на развитие мелкой моторики https://disk.yandex.ru/i/FAaHdoKBHPZl-w

 5. Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки

Эти игры и упражнения направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.

 Можно использовать для этого вращение обруча: дети садятся в круг, им даётся большой обруч, они все вместе берутся за него и под музыку начинают его вращать (темп музыки вначале даётся постоянный, а затем его меняют). Также используются совместное музицирование, хороводы и т.п.          В  работе  используется  различный музыкальный материал – это произведения Е.Тиличеевой, М.Красева, Т.Попатенко, Е.Макшанцевой, Т.Бабаджан, М.Раухвергера, народный фольклор.

 

Игры развивающие коммуникативные навыки https://disk.yandex.ru/i/o-nyxfVk-9dp2Q 

Оставить комментарий: