a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Полихудожественная среда в детском саду"

Автор: Гудун Александра Николаевна Опубликовано: 2022-01-15 22:23:59

Документы для скачивания

« Реализация программы воспитания «Мир путешествий по Симбирскому краю» с учетом творческого потенциала личности старшего дошкольника ». Гудун Александра Николаевна Воспитатель 1 категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 244, город Ульяновск е – mail: gudun87@ bk. ru Gudun Alexandra Nikolaevna Educator of the 1st category, municipal budget preschool educational institution kindergarten No. 244, Ulyanovsk е – mail: gudun 87@ bk. ru Новопльцева Вероника Григорьевна Аннотация. Современное дошкольное образование не возможно представить без использ ования программ воспитания, которые помогают педагогам дошкольных учреждений разнос торонне развивать детей. Программа воспитания «Мир путешествий по Симбирскому краю» разработана с целью оказания методической помощи в проектировании воспитательской деятельности с учетом интеграции всех образовательных областей и основываясь на ФГОС ДОО. Правильно организованная полихудожественная среда поможет реализовать данную программу с учетом творческого потенциала личности старшего дошкольника. Ключевые слова. Программа воспитания, полихудожественная среда, нравственность, творческий потенциал детей. Annotation. It is impossible to imagine modern preschool education without the use of educational programs that help preschool teachers develop children in a diverse way. The education program" The World of travel in the Simbirsk Region" was developed with the aim of providing methodological assistance in the design of educational activities, taking into account the integration of all educational areas and based on the Federal State Educational Standard. A properly organized poly- artistic environment will help to implement this program taking into account the creative potential of the personality of an older preschooler. Keywords. Education program, poly- artistic environment, morality, creative potential of children. Современный мир настолько разнообразен и многогранен, что позволяет человеку не только интересоваться чем- то новым, но и самому раскрыть свои таланты. Все мы знаем, что взрослому человеку гораздо легче будет раскрыться, если в детстве его разносторонне развивали и воспитали в нем жажду новых открытий. Вот главное направление, в котором должен работать современный педагог. Начать стоит уже с дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит очень ответственная задача развития с овременного образования- обращенность к творческой личности, ее самодвижению, проявлению как субъекта творческой деятельности, что и отражен о в ФГОС дошкольного образования( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 № 1155) . [ 3] А для этого необходимо создать единое пространство, со специально организованной полихудожественной средой. Все это позволит нам формировать личность ребенка как субъекта культуры с эмоциональными, ценностными ориентирами. В современной научной литературе термин « полихудожественная образовательная среда» рассматривается в контексте таких понятий как «образовательная среда», «художественная среда образовательного учреждения». Полихудожественная среда представляет собой сочетание предметно- вещных, культурных, социально- личностных отношений ребенка, сверстников и взрослого, на его социально- личностное становление и вз росление, движение к своему «Я», на обеспечение психического здоровья ребенка. А так же, понимается как часть образовательного пространства, которая несет в себе ряд направленностей( функциональных, процессуальных, результативных) , реализуемых через разные средства искусства. [ 1, c. 1] П равильно организованная п олихудожественная образовательная среда обладает большими воспитательными и образовательными возможностями. Прежде всего, она оказывает положительное вли яние на эстетическое воспитание дошкольников. Идет развитие эстетического восприятия, эстетического образного представления, формируются эстетические чувства. На этой основе формируется эстетическая оценка и такое важное эстетическое качество личности, как эстетическое отношение к окружающему миру. Кроме развития эстетических чувств, у дошкольников активно протекает умственное развитие. Так, в процессе слушания у детей развивается музыкальное восприятие – сложный эмоциональный и сенсорно- интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения. Определяя характер музыки, средства выразительности, у детей дошкольного возраста развиваются психические процессы, в частности восприятие, мышление – дети анализируют, сопоставляют, обобщают, делают логические выводы. У детей развивается речь. Предложения носят художественную красоту. В организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание данной теме. В ходе образовательной деятельности и в режимных моментах дети могут воспользоваться полихудожественной средой совместно с воспитателем так и самостоятельно. В МБДОУ № 244 реализуется программа воспитания «Мир путешествий по Симбирскому краю». Программа была разработана в 2021 году. Специфику содержания программы воспитания мы рассматриваем с учетом социальной ситуации развития ребенка, краеведческой направленности, приобщение дошкольников к истории и культуре малой Родины, как условия развития у детей патриотических чувств, формирования основ гражданственности, становления ценностных социальных и личностных качеств. Особенность нашей программы воспитания заключается в объединении всех образовательных областей для развития детей дошкольного возраста. Содержание программы воспитания реализуется в процессе специфических видов детской деятельности, как механизмов развития личности ребенка в режимные моменты. Программа воспитания разбита на 5 блоков. 1 блок. «Вознесенный над волжской долиной Симбирск…» Ознакомление детей с историей возникновения нашего города, положением на карте. Знакомство с картой Ульяновской области, символикой г. Ульяновска и районов. 2 блок. «Мятежный нрав былых веков…» Знакомство с некоторыми важнейшими историческими событиями. 3 блок. «Высокий дух великих земляков…» Знакомство со знаменитыми земляками – историческими деятелями, писателями, поэтами, художниками, архитекторами, историками, меценатами, героями Великой Отечественной войны, а также с культурно – историческими объектами, связанными с именами знаменитых земляков. 4 блок. «Мотор державы» Знакомство с отдельными элементами современной инфраструктуры г. Ульяновска и Ульяновской области( музеи, транспорт, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и т. д. ) . 5 блок. «Народов дружная семья». [ 2, c. 17] Знакомство с традициями и культурой народностей Поволжья, проживающих в г. Ульяновске и Ульяновской области. Образовательная деятельность, направленная на решение программных задач, подразумевает использование таких методов и приемов, как: 1) Игра, организация разнообразной игровой деятельности. 2) Визуализация, использование наглядности. 3) Познавательно – исследовательская деятельность социальной направленности. 4) Разнообразная детская и повседневная детская деятельность Данная деятельность предполагает реализацию стремления ребенка к изготовлению собственного продукта в творческой и повседневной деятельности, как в детском саду, так и дома. Рисование, конструирование, сочинение историй, прослушивание музыкальных произведений и т. д. в качестве завершающего этапа образовательной деятельности создают положительный эмоциональный фон способствуют более прочному усвоению новой информац ии и ее использованию в повседневной жизни. Усвоение материала предполагает создание атмосферы заинтересованности ребенка, эмоциональной вовлеченности в процесс познания. Изобразительная деятельность способствует развитию творческих способностей детей, их эмоциональный контакт с окружающим миром, помогает обогатить детскую фантазию. Способствует отображению в рисунках впечатлений об услышанном. Применение продуктивной деятельности в образовательной деятельности способствует к формированию ценностного отношения к предметам декоративно – прикладного искусства, способствует развитию эстетического восприя тия предметов искусства. Этот ви д деятельности позволяет нам расширять представления детей о многообразии архитектурных сооружений родного города. Прослушивание музыкальных произведений в совместной деятельности педагога с детьми помогает воспитанию интереса к песенному творчеству, способствует развитию восприятия музыки, умение определять х а рактер музыкального произведения. Чтение художественной литературы при реализации программы воспитания позволяет продолжить знакомство с о значением некоторых устаревших слов; способствует формированию грамматически – правильной связной речи, активизации и обогащению словаря детей. Таким образом, правильная полихудожественная среда и постоянное ее пополнение способствует обогащению жизни ребенка яркими впечатлениями и событиями. Использование перечисленных методов в построении образовательного п роцесса с дошкольниками дает возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, развивать любознательность, умение применять полученн ые знания в повседневной жизни. И только комплексный подход к воспитанию и образованию будущего поколения поможет сформировать человека любящего свою Родину, проявляющего уважение к человеку труда, историко – культурному наследию и традициям нашего народа. Литература. 1. Медведева, Е. А. Образовательное пространство « Полихудожественная среда» как условие социокультурного становления личности ребенка с легкими формами психического недоразвития[ Текст] / Медведева Е. А. / / Коррекционная педагогика. – 2007. – №3. – с. 15 – 26 2. Мир путешествия по Симбирскому краю: программа воспитания. [ Текст] / Е. В. Олейникова, В. Г. Новопольцева и др. / Под общ. ред. Н. Ю. Майданкиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2021. – 214с. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[ Электронный ресурс] . - Режим доступа: http: / / www. rg. ru/ 2010/ 03/ 05/ obr- dok. html

Оставить комментарий: