Картотека игр по развитию грамматического строя речи у дошкольников
Документы для скачивания
МБДОУ детский сад №244 Картотека игр по развитию грамматического строя речи у дошкольников Выполнила: Воспитатель группы №14 Микеева Гюзель Шавкетовна Ульяновск, 2022 Игры и упражнения, направленные на работу над морфологией: Игра «Чего не стало? » Цель: Упражнение детей в употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе. Речевой материал: баклажан, укроп, огурцы, салат, свёкла, картошка, перец, репа, лук, чеснок. Игра «Чего не хватает? » Цель: Упражнение детей в употреблении существительных множественного числа в форме родительного падежа. Речевой материал: сапоги( сапог) , кроссовки, тапки, ботинки, часы, столы, шкафы, стулья, утки, цыплята, жеребята. Игра «Один и много». Цель: Упражнение детей в образование формы множественного числа существительных. Речевой материал: жеребенок, козленок, ягненок, поросенок, цыпленок, утенок, щенок. ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: закрепление умения в согласовании прилагательных с существительными. Речевой материал: Куртка( какая? ) – красная, теплая, зимняя… Сапоги( какие? ) – коричневые, удобные, теплые… Шарф( какой? ) – пушистый, вязаный… Перчатки( какие? ) – кожаные, белые. . . Шляпа( какая? ) – черная, большая… Туфли( какие? ) – осенние, красивые… Платье( какое? ) - новое, нарядное, зеленое… Кто больше, а кто меньше? Цель: Упражнение детей в правильном использовании в речи степени прилагательных при сравнении величины животных. Речевой материал: мышь, кошка, собака, корова, свинья, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж. ( Ёж меньше, чем кошка; собака больше, чем кошка; свинья больше, чем мышь) «Чего нет у Тани? » Цель: Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже Речевой материал: Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы. «Правильно или нет? » Цель: упражнение детей в нахождении грамматической ошибки. Речевой материал: «Как вы думаете, можно ли так сказать? »1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Моя сестра положила деньги в кошелек. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. 4. В полу лежит красивый ковер. 5. На подоконнике стоят цветы. 6. В стол поставили приборы. 7. В шкаф положили одежду. Расставим посуду на место" Цель: формирование навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами( в, на, около, под) . Речевой материал: Где стоит кастрюля? ( Под столом. ) Куда мы её поставим? ( На плиту. ) Где стоят чашки с блюдцами? ( На окне. ) Куда мы их поставим? ( В буфет. ) Ложки и вилки где лежат? ( В сковороде. ) Куда мы положим ложки и вилки? ( В стол или ящик стола. ) Где стоит сковорода? ( Около шкафа. ) Куда мы её поставим? ( На плиту около кастрюли. ) " Волшебный мешочек" Цель: закрепление навыков употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде. Речевой материал: Какой огурец? ( Длинный, овальный, зеленый, сочный. ) Какой мяч? ( Синий, резиновый, круглый, красивый, маленький. ) Какое яблоко? ( Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое. ) Какая лягушка? ( Зелёная, холодная, блестящая, резиновая. ) Какое ведро? ( Пластмассовое, желтое, маленькое, легкое. ) Какая ложка? ( Железная, маленькая, блестящая, чайная. ) Какая морковь? ( Оранжевая, сочная, гладкая, продолговатая) Какой помидор? ( гладкий, красный, круглый, большой) Какой картофель? ( овальный, коричневый, большой, гладкий с бугорками) Какая свекла? ( бордовая, гладкая, округлая, большая, вкусная) Игры, направленные на работу над синтаксической стороной речи: Словесное упражнение" Закончи предложение" Цель: закрепление умения правильно строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Речевой материал: Сначала надо дождаться зелёного сигнала на светофоре, а потом…( переходить дорогу) Мама поливает цветы водой, пока( я играю с игрушками) . Я очень радуюсь, когда( светит солнце. . ) Я иду в детский сад, а( мой брат идет в школу) Мише подарили игрушку, потому что( у него был день рождения) Мы пойдем в школу, чтобы( стать умнее) . Мама пошла в магазин, чтобы( купить продукты) . Я купила шоколадку, но( мама не разрешила ее съесть) . Мы с папой не пойдём на каток, потому что( лёд растаял) . Мой брат уехал к бабушке на каникулы, а я( остался дома) . Мне купили новые карандаши, но( я их потерял) . Игра «Кому что» Цель: развитие умения строить предложения Речевой материал: шприц- медсестре, поварешка- повару, указка- учителю, нитки и иголки- швее, весы- продавцу, строителю- кирпичи, доктору- градусник. «Размытое письмо» Цель: Упражнение в составлении распространенных предложений. - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как – то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что… Я долго блуждал по лесу и… выйдя на поляну, я попал…Я попал в яму, потому что…Там было так глубоко, что…Если бы у меня была лестница, то… Я так долго ревел в яме, что. . . Пришли охотники и. . Теперь я живу в. . . У нас есть площадка для. . . На площадке для молодняка много. . . Мы играем с. . . За нами ухаживают. . . Они нас любят, потому что. . . Скоро к нам придет дрессировщик из. . . Надеюсь попасть в. . . Как здорово уметь. . . Жди следующего письма из. . . До свидания. Топтыгин» «Что сначала, что потом» Цель: Упражнение детей в составлении простых предложений. Речевой материал: сначала чай наливают, потом пьют…. сначала человек ложится спать, потом встаёт… сначала самолет взлетает, потом…сначала птичка откладывает яичко, потом… Или, наоборот, «запутать», произносить «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. «Кто интересней придумает» Цель: закрепление умений детей составлять предложения по заданному глаголу. Педагог произносит одно слово( глагол. ) Дети придумывают с этим словом предложения Речевой материал: готовит, идет, бежит, делает, хочет, мечтает, покупает, думает, летает. «Скажи по- другому» Цель: упражнение детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями. Речевой материал: В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела. - В лесу мы увидели цветущую черемуху. В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку. - В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку. В небе мы увидели самолет, летящий над городом. - В небе мы увидели самолет, он летел. В зале мы увидели девочку, сидящую на диване. - В зале мы увидели девочку, она сидела на диване. В магазине мама купила овощи, находящиеся в коробке. - В магазине мама купила овощи, они находились в коробке. «Скажите правильно» Цель: упражнение детей в определении на слух правильно составленные предложения. Речевой материал: Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу: - Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения, потому что у нее был день рождения. - У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу. - Взошло солнце, потому что стало тепло. - Стало тепло, потому что взошло солнце. - Грачи прилетели, потому что пришла весна. - Пришла весна, потому что прилетели грачи. - Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий. - День был жаркий, потому что ребята пошли купаться. «Дополни предложение» Цель: Упражнение детей в составлении сложных предложений с придаточными причинами. Речевой материал: Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. - Мы поливаем цветы на клумбах, потому что…( для их роста нужна влага) . - Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что…( на улице зима) . - Деревья и кусты покрылись инеем, потому что…( стало холодно) . На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…( наступила поздняя осень) . Составь описание Цель: закрепление навыков детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. Ход: — Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. ( «Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. . . помидор»; «Он темно- бордового цвета, а внутри у него много- много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. . . гранат». ) «Лесенка предложений» Цель: упражнение в составлении предложений с соответствующим количеством слов. Ход: На панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т. д. , на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках. Девочка сидит. Девочка сидит на диване. Девочка Даша сидит на диване. Девочка Даша сидит на деревянном диване. Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.