a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ

Автор: Корлякова Татьяна Борисоана Опубликовано: 2022-01-21 09:55:45

 

Развитие познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста через организацию наблюдений на прогулках

Аннотация. Статья посвящена изучению формирования интереса у детей дошкольного возраста к природе.
Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного стандарта дошкольного образования направленного на создание условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, её многообразии.
В статье, представлена педагогическая работа по развитию познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста через наблюдения на прогулке.
Ключевые слова: дошкольник, природа, наблюдение, познание, растение, интерес, бережное отношение, самостоятельность.
Экологическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения. Эта проблема для нас значима, ведь дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания и накопления представлений о мире природы. Задача педагога в работе с детьми заложить первые знания о природе, её особенностях, а также способствовать формированию бережного отношения к ней при организации наблюдений на прогулке.
Методические основы исследования базируются на психолого-педагогическом анализе трудов педагогов: К.Д. Ушинского В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна В.И. Загвязинского, Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Поддьякова, С.А. Веретенникой , О.А. Соломенниковой.
Наблюдение, является основным методом в экологическом воспитании детей. Ребенок, с помощью этого метода узнает внешние характеристики объектов природы и обретает разнообразные умения, направленные на познание или практическое преобразование природы. У ребенка формируется познавательное отношение к природе: познавательный интерес, отзывчивость.
При организации взаимодействия с детьми мною были поставлена цель:
Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях, через наблюдение на прогулках, для формирования познавательного отношения к растительному миру.
Цель реализуется через ряд задач:
1.Развивать умение наблюдать, развивать любознательность.
2.Формирование представлений о том, что человек часть природы, он должен береч ,охранять и защищать её.
4.Способствовать взаимодействию с семьями воспитанников, развитие и формирование экологической культуры детей и взрослых
5.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду
Наблюдение за растительным миром на прогулке - одна из основ расширения кругозора детей, обогащение их мышления через множество сведений о секретах жизни природы и бережного отношения к ней.
Для реализации поставленных задач, мною были организованы циклические наблюдения за растениями на участке ДОУ.
Наблюдение – это один из самых используемых приемов экологического воспитания, На участке детского сада я ежедневно организовывала наблюдения за природой, во время которого, дети многое узнавали о жизни растений, во все времена года. Использовала при наблюдениях художественное слово. Речь является основным информативным источником.
При взаимодействии с детьми старалась широко применять экскурсию по территории детского сада, а так же и на участке во время прогулки, что способствовало развитию наблюдательности за растениями и природными явлениями. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, была реализована интеграция образовательных областей. Экологическое развитие детей происходило во взаимосвязи со всеми образовательными областями.
Это художественно-эстетическое развитие: аппликация, конструирование из природных материалов, слушание музыки о природе, классической и современной. Театрализованная деятельность детские постановки любимых сказок о мире природы, растениях.
Речевое развитие: Сказки экологической направленности (придумывание окончание сказок, собственные сказки)
Познавательное развитие: экспериментируем «Приключение воды». Широко применяем ИКТ, «Угадай, с какого дерева листочек», «С какого дерева плод».
Физическое развитие – «Деревья - наши друзья», «Найди листок, какой покажу»,«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование нравственных качеств дошкольников, традиций принятых в обществе (праздники «День птиц», «День Земли»)
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.

Разделяю полностью слова В.Сухомлинского
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума

Оставить комментарий: