a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Игра как педагогическая технология формирования исследовательского поведения и навыков технического экспериментирования»

Автор: Корлякова Татьяна Борисоана Опубликовано: 2022-01-21 09:59:46

«Игра как педагогическая технология формирования исследовательского поведения и навыков технического экспериментирования»

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были эффективны в достижении поставленной цели.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одна из таких форм – игровая проблемная ситуация.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его исследовательской деятельности, становятся игры – эксперименты и игры – путешествия.
Игры – эксперименты, а также игры – путешествия являются одним из видов дидактической игры.
Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем возрасте игры – эксперименты и игры – путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребёнка до трёх лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.
В среднем дошкольном возрасте экспериментирование всё больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребёнка. В игре 4 – 5 – летнему дошкольнику даётся определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях.
Учитывая, что пик познавательного интереса происходит на 4 – 5 лет, игры – экспериментирования и игры – путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребёнок должен получать в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребёнку 5 – 7 лет. Такая практика позволяет ребёнку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно – следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребёнок делает их самостоятельно, при косвенном участии взрослого.
Игры - путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6 – 7 – летнего ребёнка.
Игры – путешествия заключаются в том, что ребёнок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учётом следующих факторов:
- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
- доступность содержания игр;
- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
- обеспечение «культурной практики» детей в игре;
- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
- соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
- постепенное усложнение игр;
- цикличность организации игр.
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова и переводится как «проба, опыт». Он является наиболее развивающим, соответствует особенностям психического и физического развития ребёнка.
Наряду с игрой, экспериментирование является ведущим видом детской деятельности. Это признают ведущие психологи и педагоги, такие как Н.Н. Подьяков, М.В. Кларин.
В основе любого знания ребёнка об окружающем мире лежит исследовательское поведение, с помощью которого ребёнок быстро и легко осваивает этот мир. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Вся деятельность детей, будь то простое нанизывание колец пирамиды или рисование разными материалами, придумывание слов или конструирование является экспериментированием. Только непосредственно действуя, рассматривая, изучая предметы и явления с помощью разных анализаторов, ребёнок понимает суть и взаимосвязь происходящих вокруг него событий. Разнообразный мир, окружающий ребёнка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира.
Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет успешно развивать творческие способности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даём им возможность экспериментировать, мы даём детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но и сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследования представляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить, - значит сделать шаг в неизведанное.
Н.Н. Подьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идёт полностью от самого ребёнка. Он выступает, как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в поисковой деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно – исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов.
Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление убеждена, что необходимо придерживаться следующей структуры:
- формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;
- проверка предположений, гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов.
Для положительной мотивации деятельности детей, считаю, необходимо использовать различные стимулы, такие как:
- новизна, необычность объекта;
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный момент (почему так);
- ситуация выбора.
Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребёнка, во время любого эксперимента ребёнок должен захотеть этим заниматься.
Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребёнок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.
Не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.
Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего – либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины:
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребёнок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

 

Оставить комментарий: