внеклассное мероприятие : "На все руки мастерицы".
Документы для скачивания
Цель: активизация знаний по предмету “Технология”; повышение технологической культуры обучающихся, расширение кругозора; воспитание культуры поведения, правильной самооценки; привлечение интереса к предмету “Технология”. Задачи: обобщать, закреплять и активизировать знания по предмету “Технология”; развивать у обучающихся наблюдательность, внимание, память, мышление; расширять кругозор обучающихся; повышать технологическую культуру. Место проведения: школьный актовый зал. Продолжительность мероприятия: 1 час. Оформление: выставка детских творческих работ. Материалы и оборудование: ноутбук, акустическая система, проектор с экраном, презентация к сценарию, праздничные украшения для зала по теме мероприятия, атрибуты и подборка музыки для проведения конкурсов. Предварительная подготовка: придумать название, девиз, эмблему и форму одежды команды. Ведущий 1: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале на конкурс «На все руки мастерицы», чтобы узнать, на что способны девочки нашей школы. Проверим, умеют ли они петь, танцевать, готовить и мастерить. Ведущий 2: Еще метут метели, Еще лежат снега, Еще не прилетели К нам журавли пока, Но пахнут снегом талым И желтою мимозою Последние, усталые, капризные морозы. И рады мы сердечно, Коль в мартовский денек З агляните беспечно Вы к нам на огонек. Ведущий 1 Хочу представить жюри и попросить их занять места Приглашаем жюри. 1 конкурс «Приветствие». И так приветствуем наши команды. 2 конкурс «Разминка»: • Назовите приспособление, предназначенное для предохранения пальца от укола. • С какой стороны должен падать свет на рабочее место швеи? • Расскажите правила обращения с ножницами. • Расскажите, где и как нужно хранить иголки. • Для чего нужно выполнять санитарно- гигиенические требования? • Какие правила безопасности труда надо соблюдать при работе с электроутюгом? • Почему, перед тем как включать электроутюг в сеть, нужно проверить шнур и вилку утюга? • Почему нельзя включать и выключать утюг мокрыми руками? • Почему нельзя наклоняться близко к движущимся частям машины? • Знаете ли вы телефон ближайшего медицинского учреждения? • Расскажите, какие правила гигиены должны соблюдать приготавливающие пищу. • От чего могут возникнуть пищевые отравления? 3 конкурс «Мастерица». А теперь проверим домашнее задание. Вы должны были сделать изделие, сделанного своими руками, и сопроводить показ его стихами или рассказом. 4 конкурс. «Модельер». От Славы Зайцева наряд. Причёски тоже высший класс Их выполняли на заказ. Так каблучками мы стучим, Вам понравиться хотим. За платье, туфли и за гримм Мы мам и пап благодарим! Из кусков ткани с помощью иголок и булавок вы должны сделать костюм. Резать ткань нельзя. Время – 5 минут. Просим моделей продемонстрировать свой наряд. ( п од музыку) 5 конкурс. «Кто больше? ». А теперь проверим изобретательность и находчивость команд. Вы должны за 5 минут сделать как можно больше полезных предметов из пластиковых бутылок. Просим команды представить свою работу. 6 конкурс. «Кулинарная эстафета». Каждый участник выполняет по одному заданию: Почистить картошку. Почистить морковь. Почистить лук. Накрошить картошку. Накрошить лук. 7 конкурс. «Интеллектуальный». Проверим ваши знания в области домоводства и не только. 1 тур Вопросы: Как называется легкая обувь без каблуков с ремешками, оплетающими ноги, впервые появившиеся в Древней Греции. Ее можно считать родоначальницей босоножек. ( с андалии) Как называется самая короткая юбка. ( м ини) Какой головной убор носят женщины с давних времен до наших дней? ( платок) Как называется первая «обувная застежка», призванная заменить шнурки на ботинках? ( молния) Головной убор, имеющий многовековую историю, был моден еще в XV в. ; это шапочка, которую носили кардиналы, доктора, женщины и мужчины, иногда украшенная перьями и драгоценными камнями. ( б ерет) Объясните, почему на протяжении всего XIX в. Женская мода была нелепой и к тому же вредной для здоровья? ( тугие корсеты сдавливали внутренние органы) Почему в 70- х гг. XVIII в. возникла необходимость в изобретении палочек для чесания в волосах? ( вошли в моду высокие прически, а услуги парикмахера стоили так дорого, что их сохраняли как можно дольше) Объясните, почему в начале XX в. дамам приходилось связывать себе ноги специальными подвязками? ( юбки стали такими узкими, что дамам приходилось связывать себе ноги, чтобы ненароком не шагнуть слишком широко и не разорвать шов на платье. ) 2 тур Я прочитаю вопрос и дам три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный. Какой тип мебели на Руси являлся одновременно кроватью хранилищем для платья, посуды, денег? ( шкаф, сундук, комод) Какая посуда использовалась на Руси до Монгольского ига в XIII в. ? ( глиняная, стеклянная, фарфоровая) Откуда в России впервые появился чай? ( из Индии, из Китая, из Грузии) Когда впервые в России вошла в обиход вилка? ( при Иване Грозном, При Алексее Михайловиче, при Петре I) Как измеряли ткани на Руси? ( локтями( 0, 5м) , пядями( 15см) , саженями( 1, 5м) ) Куда в Древней Руси складывали деньги и мелкие вещи? ( завязывали в платок и носили за пазухой, подвешивали к поясу в специально сшитых мешочках, прятали за щеку, как Буратино) . Где были изобретены суп, пюре, рулет, фарш? ( Франция, Россия, Италия) Из какого языка заимствовано слово «кухня»? ( французский, немецкий, русский) 3 тур Загадки по кулинарии. В брюхе баня, в носу решето, на голове пуговка, одна рука и то на спине. ( ч айник) Мяли, валяли, в огонь кидали, в огне сидел – тулуп надел, раздобрел, распух, стал высок, да сух, стали резать его а ему ничего. ( Хлеб) Сама не ест, а всех кормит. ( л ожка) Новая посудина, а вся в дырах. ( с ито, дуршлаг) Сделана для жидкости, а жидкость в ней не держится. ( в оронка) Из воды родится, а воды боится. ( с оль) В одной склянке болтается и никак не смешается. ( я йцо) В деревянном домике проживают гномики. Уж такие добряки – раздают всем огоньки. ( с пички) 4 тур Загадки. Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. ( к лубок) Весь мир наряжает, сама голая гуляет. ( и голка) Одна подружка пролезла другой в ушко. ( и голка с ниткой) По полотняной дорожке скачет на одной ножке. ( ш вейная машина) Из волокна получается, никогда не кончается. ( н итка) Веселые сестрицы, нить перебирают, свитер собирают. ( с пицы) Нитка с ниткой переплетается, что получается? ( ткань) По краю ткани встречается, никогда не осыпается. ( к ромка) А теперь давайте поговорим о башкирском этикете. Уч- ся называют законы( по 2 человека от класса) . Гостей было принято сажать за стол и угощать. Поведение за столом также нормировалась этикетом: необходимо было вымыть руки, столовались мужчины и женщины отдельно, рассаживание за столом регулировалась статусом людей( издалека гость или близ живущий, степень родства) , после мясных блюд мыли рот и руки, хозяин садился за стол последним, прием пищи проходил в тишине, чаепитие только горячего чая. На прощание гостей одаривали подарками. Ценность подарка зависели от возраста гостя, удаленности его проживания, степени родства. Особо следили за одариванием грудных детей. Подарками и гостинцами могли быть платки, полотенца, отрезы, конфеты, игрушки. 8 конкурс «Проявление этикета» Д/ З. Уч- ся одной команды по 2- а задания инсценируют, другая команда должна сформулировать правило этикета( за правильную формулировку команда получает 1 балл) . 9 конкурс «Башкирские пословицы»( Уч- ся называют пословицы, пока жюри подводит итоги мероприятия) Атлы ҡ уна ҡ һыйлаһаң, атын да ҡ ара. Если гость приехал на коне, угости и гостя, и коня. Означает, что если гость привел друга, родственника, животное, то хозяин дома обязан накормить всех. Орап бирмә кунагыца, һөйө п бир. Не нужно спрашивать гостя, хочет ли он есть. Это следует понимать, как напутствие хозяину о том, что он должен накормить гостя прежде, чем тот захочет есть. Йомарт йорттоң усагында көлө кү п булыр. У радушного хозяина в печи остается зола. Означает, что хозяин не жалеет для гостя ничего, в том числе- дров. Ас ы ҡ йө ҙ – һый ө ҫ төнә һый. Радушие- это угощение. Из перевода можно понять, что гостеприимство начинается с улыбки хозяина. Тырыш ҡ ан табыр, таш ҡ а ҡ а ҙ а ҡ ҡ агыр. Там, где наступает старательный человек –г орит огонь. Пословицы, башкирские в особенности, нельзя понимать буквально. Это высказывание имеет метафорический смысл и означает, что человек, приученный к труду, может сделать все. Ял ҡ ау ятыр ер ҙ ең яйлыһын һайлар. Ленивый ищет где лучше устроиться. Означает, что лентяи отлынивают от работы. Везде ищут выгоду. Ял ҡ ау ҙ ың аты ла а ҙ ымһы ҙ бу¬лыр. У ленивого человека даже лошадь ленится. Значит, что рядом с лодырем все ленятся. Унган кеше ҡ ылды ҡ ы ҙ г ҡ ка ярыр. Старательный человек может разрубить волосок на сорок частей. Умелец – всегда мастер своего дела. Итог: слово жюри. По мере прохождения конкурсов жюри выявляет победителей, выставляя полученные баллы в таблицу, комментирует ответы участников. После окончания конкурса всем участникам вручаются сувениры и грамоты. . Сегодня мы с вами обобщили знания, полученные на уроках и провели замечательный конкурс. Работа выполнена немалая. Желаю вам успеха! На этом наш конкурс подошел к концу. Слово предоставляется жюри.