a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

КИМ 10

Автор: Андреева Татьяна Васильевна Опубликовано: 2022-01-26 21:30:40

Документы для скачивания

Контрольно- измерительные материалы Контрольные работы составлены в соответствии с Методическим пособием к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык». Базовый уровень. 10 класс. Вертикаль. Москва: Дрофа, 2014 и расс читаны на 45 минут Контрольная работа №1 Тема: комплексный анализ текста. Критерии оценивания: каждый правильный ответ оценивается в один балл. «5»- 11баллов; «4»- 8- 10 баллов»; «3»- 6- 7 баллов; «2»- 1- 5 баллов. Прочитайте отрывок из статьи А. И. Герцена и выполните задания. …1) Появился великий русский поэт Пушкин, а появившись, стал необходим, словно русская литература не могла без него обойтись. 2) Читали других поэтов, восторгались ими, но произведения Пушкина – в руках у каждого образованного русского, и он перечитывает их всю жизнь. 3) Его поэзия – уже не проба пера, не литературный опыт, не упражнение; она – его призвание, и она становится зрелым искусством; образованная часть русской нации обрела в нём впервые дар поэтического слова. 4) Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен иностранцам. 5) Он редко подделывается под просторечие русских песен, он передаёт свою мысль такой, какой она возникает в нём. 6) Подобно всем великим поэтам, он всегда на уровне своего читателя; он становится величавым, мрачным, грозным, трагичным, стих его шумит, как море, как лес, раскачиваемый бурею, и в то же время он ясен, прозрачен, сверкает, полон жаждой наслаждения и душевных волнений. 7) В Пушкине видели подражателя Байрону. 8) Английский поэт действительно оказал большое влияние на русского. 9) Общаясь с сильным и привлекательным человеком, нельзя не испытывать его влияния, нельзя не созреть в его лучах. 10) Сочувствие ума, который мы высоко ценим, даёт нам вдохновение и новую силу, утверждая то, что дорого нашему сердцу. 11) Но от этой естественной реакции далеко до подражания. 12) После первых своих поэм, в которых очень сильно ощущается влияние Байрона, Пушкин с каждым новым произведением становится всё более оригинальным. 13) К концу своего жизненного пути Пушкин и Байрон совершенно отдаляются друг от друга, и по весьма простой причине: Байрон был до глубины души англичанин, а Пушкин – до глубины души русский… Какие утверждения не противоречат содержанию текста? А) Русский человек Пушкина перечитывает всю жизнь. Б) Пушкин отражает особенности русского национального характера, и в то же время он понятен иностранцам. В) В каждом произведении Пушкина можно увидеть подражание Байрону. Г) Поэзия, дар поэтического слова – это подлинное призвание Пушкина. Какие из перечисленных утверждений являются верными? А) В предложениях 1 – 2 представлено повествование. Б) В предложениях 7 – 10 представлено рассуждение. В) В предложениях 3 – 5 содержится описание. Г) В предложениях 10 – 12 представлено повествование. Укажите средства языковой выразительности. А) сравнения Б) эпитеты В) метафоры Г) ряды однородных членов Д) синтаксический параллелизм Е) анафора Из предложений 6 – 9 выпишите контекстуальные синонимы. Объясните значение слов: призвание, оригинальный. Подберите синонимы к словам: величавый, сверкать. Какое слово не является деепричастием? А) утверждая Б) образованная В) появившись Г) общаясь Выпишите из третьего абзаца односоставные предложения. Определите их тип и роль в тексте. Сколько грамматических основ во втором предложении? Выпишите из второго абзаца причастный оборот. Замените этот оборот его синонимом – придаточным определительным предложением. В каком словосочетании связь иная, чем согласование? А) поэтическое слово Б) дар слова В) жизненный путь Г) естественная реакция Ответы А, Б, Г. А, Б, В. А – Д. Байрон – английский поэт. Призвание – склонность к тому или иному делу, профессии; жизненное дело. Оригинальный – не заимствованный, подлинный; своеобразный, необычный. Величавый – грандиозный. Сверкать – блестеть, блистать, мерцать, сиять, переливаться. Б. В Пушкине видели подражателя Байрону( неопр. - личное) . Общаясь с сильным и привлекательным человеком, нельзя не испытывать его влияния…. ( безличное) . Но от этой естественной реакции далеко до подражания( безличное) . 3. Раскачиваемый бурею( как лес, который раскачивается бурею) . Б Контрольная работа №2 Тема: сочинение по исходному тексту. Прочитайте текст, напишите сочинение- рассуждение. ( Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора. Объясните почему. ) … 1) Появился великий русский поэт Пушкин, а появившись, стал необходим, словно русская литература не могла без него обойтись. 2) Читали других поэтов, восторгались ими, но произведения Пушкина – в руках у каждого образованного русского, и он перечитывает их всю жизнь. 3) Его поэзия – уже не проба пера, не литературный опыт, не упражнение; она – его призвание, и она становится зрелым искусством; образованная часть русской нации обрела в нём впервые дар поэтического слова. 4) Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен иностранцам. 5) Он редко подделывается под просторечие русских песен, он передаёт свою мысль такой, какой она возникает в нём. 6) Подобно всем великим поэтам, он всегда на уровне своего читателя; он становится величавым, мрачным, грозным, трагичным, стих его шумит, как море, как лес, раскачиваемый бурею, и в то же время он ясен, прозрачен, сверкает, полон жаждой наслаждения и душевных волнений. 7) В Пушкине видели подражателя Байрону. 8) Английский поэт действительно оказал большое влияние на русского. 9) Общаясь с сильным и привлекательным человеком, нельзя не испытывать его влияния, нельзя не созреть в его лучах. 10) Сочувствие ума, который мы высоко ценим, даёт нам вдохновение и новую силу, утверждая то, что дорого нашему сердцу. 11) Но от этой естественной реакции далеко до подражания. 12) После первых своих поэм, в которых очень сильно ощущается влияние Байрона, Пушкин с каждым новым произведением становится всё более оригинальным. 13) К концу своего жизненного пути Пушкин и Байрон совершенно отдаляются друг от друга, и по весьма простой причине: Байрон был до глубины души англичанин, а Пушкин – до глубины души русский… Контрольная работа №3 Тема: комплексный анализ текста. Критерии оценивания: каждый правильный ответ на задания №№1- 5 и 7 оценивается в один балл, правильный ответ на задания №№6 и 8 оценивается в 2 балла. «5»- 10 баллов; «4»- 7- 9 баллов; «3»- 5- 6 баллов; «2»- 1- 4 балла. Прочитайте выразительно стихотворение А. Передреева, посвящённое памяти Пушкина, и выполните задания. Все беззащитнее душа В тисках расчетливого мира, Что сотворил себе кумира Из темной власти барыша. Все обнаженней его суть, Его продажная основа, Где стоит все чего- нибудь, Где ничего не стоит слово.   И все дороже, все слышней В его бездушности преступной Огромный мир души твоей, Твой гордый голос неподкупный.   Звучи, божественный глагол, В своем величье непреложный, Сквозь океан ревущих волн Всемирной пошлости безбожной. . .   Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, И мир идет к тебе навстречу, Духовной жаждою томим. 1984 Что лежит в основе стихотворения? Выпишите словосочетания, которые соотносятся с этими противопоставленными образами. В каких значениях употребляются слова- омонимы мир? Выпишите словосочетания со словами- омонимами мир. Запишите последнее предложение, произведите лексический разбор слова мир. Выпишите прилагательные – антонимы. Какова их роль в тексте? В каком словосочетании связь иная, чем управление? А) в тисках мира Б) сотворил кумира В) светлым гением Г) возвысил душу 8. Запишите второй абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Сколько грамматических основ в этом предложении? Ответы Противопоставление двух образов: образ расчётливого мира и образ Пушкина. Расчётливый мир: власть барыша, тёмная власть, продажная основа, пошлость безбожная, преступная бездушность, ничего не стоит слово. Образ Пушкина: огромный мир души, гордый голос неподкупный, божественный глагол, его величье непреложное, светлый гений, возвысил душу человечью. Мир – человеческое общество. Мир – отдельная область жизни. Мир души, огромный мир, расчётливый мир. Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, И мир идёт к тебе навстречу, Духовной жаждою томим. Тёмный – светлый, безбожный – божественный. Суть, основа обнажённей; всё стоит; слово не стоит. 3 грамматические основы. Контрольная работа №4 Тема: сочинение по исходному тексту. Прочитайте начало очерка Ф. М. Достоевского «Пушкин», напишите сочинение – рассуждение( как вы понимаете утверждение, сформулированное в последнем предложении) . 1) «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - сказал Гоголь. 2) Прибавлю от себя: и пророческое. 3) Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. 4) Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. 5) В этом- то смысле Пушкин есть пророчество и указание…. 6) Пушкин нашёл… свои идеалы в родной земле, воспринял и возлюбил их всецело своею любящею и прозорливою душой.

Оставить комментарий: