a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

РП литература 10

Автор: Андреева Татьяна Васильевна Опубликовано: 2022-01-26 21:38:08

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснополянская средняя школа» Муниципального образования Черноморский район Республики Крым Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании МО с зам. директора по УВР директором МБОУ 2 8. 08. 20 20 г. _ _ _ _ _ _ _ _ Козирук И. В. _ _ _ _ _ _ _ _ Кокшаровой С. В. Протокол №1_ _ _ _ _ _ _ _ приказ № от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Рабочая программа Название учебного предмета_ _ ЛИТЕРАТУРА Класс_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10 Уровень общего образования_ _ _ _ _ _ _ _ _ среднее Уровень изучения предмета_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ углубленный Ф. И. О. учителя Андреева Татьяна Васильевна Год составления рабочей программы 2020 I. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 279- ФЗ 2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования( утвержден приказом Министерства образования и науки от 17. 05. 2012 № 413 3. Примерной программы среднего общего образования. Литература. - 2- е изд. - М: Просвещение. 2012. - ( стандарты второго поколения) . 4. Программы по литературе для 5- 11 классов общеобразовательной школы( профильный уровень) , авторов- составителей В. А. Коровина, Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева– М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 5. Федерального перечня учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в о бразовательных учреждениях в 2020- 2021 учебном году. Литература. Авторы В. А. Коровин, Н. Л. , Вершиниа, Л. А. Капинанова, С. В. Сапожков, - Литература XIX века. 10 класс, в 2 частях. М. , «Просвещение», 2020г. 6. Основной образовательной программы сре днего общего образования на 2020- 2021 г МБОУ « Краснополянская СШ». II. М есто учебного предмета, курса в учебном плане. Согласно учебному плану предмет «Литература» входит в предметную область «Филология». На изучение предмета в 10 профильном классе отводится 170 часов( из расчета 5 учебных часов в неделю) . Программой предусмотрено: на развитие речи- 26 часов, контрольные и проверочные работы – 9 часов, внеклассное чтение- 16 часов. II I. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества: – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. – осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; – эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; – потребность в самовыражении через слово; – устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно- диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий( УУД) . Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему( тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений( учебных успехов) . Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах( сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема) ; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую( составлять план, таблицу, схему) ; – излагать содержание прочитанного( прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать е. и координировать е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений: - владеть техникой грамотного, осмысленного и выразительного чтения; - воспринимать художественное произведение как сюжетно- композиционное единство в его причинно- следственных связях с эпохой создания и бытования; - видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям, к читателю; - вступать в диалог с автором; - определять жанрово- родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова; - видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения; - выделять эстетическую, социально- историческую и нравственно- философскую проблематику произведения; - самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения, критическую литературу соответственно уровню подготовки; - давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; - давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее( интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции) - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке художественного произведения; - понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко- литературный процесс с общественной жизнью и культурой; - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров, владеть всеми видами пересказов; - выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; - работать со справочным аппаратом учебника, различными источниками информации; - выполнять элементарные исследовательские работы. IV. Содержание учебного предмета, курса. № п\ п Наименование разделов, тем Количество часов Дата теоретическое практическое Литература первой половины   XIX   века. 1 ВВЕДЕНИЕ. Прекрасное начало. Знакомство с терминами « классицизм, сентиментализм, романтизм, классический реализм» Основные факты биографии писателей XIX века, содержание, проблематика произведений, композиционные, сюжетные линии. 2- 2 Литература первой половины XIX века. Творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя А. С. ПУШКИН Стихотворения:   «Воспоминания в Царском Селе», «Воль ность», «Деревня», «Погасло дневное светило. . . », «Разговор книгопродавца с поэтом», «. . . Вновь я посетил. . . », «Элегия»( «Безумных лет угасшее веселье. . . ») , «Свободы сеятель пустын ный. . . », «Подражание Корану»( IX. «И путник усталый на Бо га роптал. . . ») , «Брожу ли я вдоль улиц шумных. . . »   и др. по выбо ру, поэма   «Медный всадник», повесть « Пиковая дама» Образно- тематическое богатство и художественное совер шенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам че ловеческого бытия в стихотворениях А. С. Пушкина( сущность по этического творчества, свобода художника, тайны природы и др. ) . Эстетическое и морально- этическое значение пушкинской поэзии. Историческая и «частная» темы в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро- эпический жанр. Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина; традиции романтической лирики В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова в пушкинской поэзии. Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник». М. Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворения:   «Как часто, пестрою толпою окружен. . . », «Валерик», «Молитва»( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. . . ») , «Яне унижусь пред тобою. . . », «Сон»( «В полднев ный жар   в   долине Дагестана. . . ») , «Выхожу один я на дорогу. . . »   и др. по выбору. Поэма   «Демон», драма « Маскарад» Глубина философской проблематики и драматизм звуча ния лирики М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде ленной любви, невостребованности высокого поэтического да ра в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. Особенности богоборческой темы в поэме М. Ю. Лермонто ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно- эмо циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта. Жанровые особенности драмы « Маскарад». Конфликт между героем и средой как основа развития сюжета Опорные понятия:   духовная лирика, романтическая поэма, драма. Внутрипредметные связи:   образ поэта- пророка в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина; традиции русского роман тизма в лермонтовской поэзии. Межпредметные связи:   живопись и рисунки М. Ю. Лермон това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова( А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Рубинштейн и др. ) . Н. В. ГОГОЛЬ Повести:   «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь бе гоголевских героев. Опорные понятия:   ирония, гротеск, фантасмагория. Внутрипредметные связи:   тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Межпредметные связи:   иллюстрации художников к повес тям Гоголя( Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др. ) . 3 21 Литература   второй половины   XIX   века 3 Введение Социально- политическая ситуация в России второй полови ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным игреволюционно- демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти ке 1850—1860- х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И. С. Тур генева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. «Не красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра( драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова) . Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни( проза Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и др. ) . Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры. 2 4 А. Н. ОСТРОВСКИЙ Пьесы:   «Свои люди   —   сочтемся! », «Гроза». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои лю ди — сочтемся! ». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально- психологи ческой проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге роев и ее характерологическая функция. Комедия « Лес», герои и проблематика. Изображение «затерянного мира » города Калинова в дра ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полю са народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ фика жанра. «Гроза» в русской критике( Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев) . Драма « Бесприданница» Конфликт. Система характеров Опорные понятия:   семейно- бытовая коллизия, речевой жест, трагедия, конфликт Внутрипредметные связи:   традиции отечественной драма тургии в творчестве А. Н. Островского( пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя) . Межпредметные связи:   А. Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А. Н. Островского. Для самостоятельного   чтения: пьесы «Бесприданница», «Лес». 2 12 5 И. А. ГОНЧАРОВ Роман   «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противо речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе рами( Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др. ) . Любовная ис тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно- композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в су дьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Об ломов» в русской критике( Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин) . Опорные понятия:   образная типизация, символика детали. Внутрипредметные связи:   И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. Межпредметные связи:   музыкальные темы в романе «Обло мов»; к/ ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»( реж. Н. Михалков) . Для самостоятельного чтения:   роман «Обыкновенная исто рия». 2 10 7 И. С. ТУРГЕНЕВ Цикл   «Записки охотника»( 2 —3 рассказа по выбору) , ро ман   «Отцы и дети»,   стихотворения в прозе:   «Порог», «Памя ти Ю. П. Вревской», «Два богача»   и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове ка как центральная тема цикла. Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм База рова, его социальные и нравственно- философские истоки. Ба заров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги рома на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое( статьи Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, М. А. Антоновича) . Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на ционального самосознания в тематике и образах стихотворений. Опорные понятия:   социально- психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми ра героев. Внутрипредметные связи:   И. С. Тургенев и группа «Современ ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети». Межпредметные связи:   историческая основа романа «Отцы и дети»( «говорящие» даты в романе) ; музыкальные темы в ро мане; песенная тематика рассказа «Певцы». Для самостоятельного чтения:   романы «Рудин», «Дворян ское гнездо». 2 15 8 Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Роман   «Что делать? »  ( обзор) . «Что делать? » Н. Г. Чернышевского как полемический от клик на роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвер тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ ведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо го» романа Н. Г. Чернышевского. Опорные понятия:   ложная интрига; литературная утопия. Внутрипредметные связи: Н. Г.   Чернышевский и писатели де мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez- vous» и его трансформация в романе «Что делать? ». Межпредметные связи:   диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать? ». - 5 9 Н. А. НЕКРАСОВ Стихотворения:   «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше стом. . . », «Блажен незлобивый поэт. . . », «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия( А. Н. Еракову) », «О Муза! я у двери гроба. . . », «Мы с тобой бестолковые люди. . . »   и др. по выбору; поэма   «Кому на Руси жить хорошо». «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо ва- лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н. А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как фор ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч но- мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред ставители помещичьей Руси в поэме( образы Оболта- Оболдуева, князя Утятина и др. ) . Стихия народной жизни и ее яркие представители( Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др. ) . Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании( легенды, притчи, рассказы и т. п. ) . Проблема счастья и ее решение в поэме Н. А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно- композиционное звучание. Опорные понятия:   народность художественного творче ства; демократизация поэтического языка. Внутрипредметные связи:   образ пророка в лирике А. С. Пуш кина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией. Межпредметные связи:   некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др. ; жанр песни в лирике Н. А. Некрасова. Для самостоятельного чтения:   поэмы «Саша», «Дедушка». 2 9 10 Художественный мир поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Ф. И. ТЮТЧЕВ Стихотворения:   «Не то, что мните вы, природа. . . », «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять. . . », «Я встре тил вас. . . », «Природа   —   сфинкс, и тем она верней. . . », «Певу честь есть в морских волнах. . . », «Еще земли печален вид. . . »,   «Полдень», «О, как убийственно мы любим! . . », «Нам не дано   предугадать. . . »   и др. по выбору. «Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева, ее философская глуби на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния че ловеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву чания любовной лирики поэта. Опорные понятия:   интеллектуальная лирика; лирический фрагмент. Внутрипредметные связи:   роль архаизмов в тютчевской ли рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф. И. Тютчева. Межпредметные связи:   пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф. И. Тютчева( СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др. ) . А. А.   ФЕТ Стихотворения:   «Шепот, робкое дыханье. . . », «Еще май ская ночь. . . », «Заря прощается с землею. . . », «Я пришел к те бе с приветом. . . », «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди. . . », «Это утро, радость эта. . . », «Одним толчком согнать ладью живую. . . »   и др. по выбору. Эмоциональная глубина и образно- стилистическое бо гатство лирики А. А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. Музыкально- мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета- художника. Опорные понятия:   мелодика стиха; лирический образ- пере живание. Внутрипредметные связи:   традиции русской романтической поэзии в лирике А. А. Фета; А. Фет и поэты радикально- демо кратического лагеря( стихотворные пародии Д. Минаева) . Межпредметные связи:   П. И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета. 1 4 11 Н. С. ЛЕСКОВ Повесть   «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре ховности, наивности и душевной глубины в русском националь ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче ская и языковая яркость «Очарованного странника». Опорные понятия:   литературный сказ; жанр путеше ствия. Внутрипредметные связи:   былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Межпредметные связи:   язык и стиль лесковского сказа. Для самостоятельного чтения:   повести «Тупейный худож ник», «Запечатленныйангел», «Леди Макбет Мценскогоуезда». 1 6 12 М. Е. САЛТЫКОВ- ЩЕДРИН Сказки:   «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд рый пискарь». «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина- сатирика. Сатирическое осмысление про блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М. Е. Салтыкова- Щедрина. Развенчание обы вательской психологии, рабского начала в человеке( «Премуд рый пискарь») . Приемы сатирического воссоздания действи тельности в щедринских сказках( фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т. п. ) . Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М. Е. Салтыкова- Щедрина. Опорные понятия:   сатирическая литературная сказка; гро теск; авторская ирония. Внутрипредметные связи:   фольклорные мотивы в сказках М. Е. Салтыкова- Щедрина; традиции Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя в щедринской сатире. Межпредметные связи:   произведения М. Е. Салтыкова- Щедрина в иллюстрациях художников( Кукрыниксы,   В.   Кара- сев, М. Башилов и др. ) . Для самостоятельного чтения:   роман- хроника «История одно го города», сказки «Орел- меценат», «Вяленая вобла», «Либерал», роман « Господа Головлевы» 1 12 13 А. К. ТОЛСТОЙ Стихотворения:   «Средь шумного бала, случайно. . . », «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре. . . », «Когда природа вся трепещет и сияет. . . », «Прозрачных облаков спокойное движенье. . . »,   «Государь ты наш, батюшка. . . », «История государства Рос сийского от Гостомысла до Тимашева»   и др. по выбору учителя. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А. К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово- тематическое богатство творчества А. К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. Опорные понятия:   лирика позднего романтизма; историче ская песня. Внутрипредметные связи:   А. К. Толстой и братья Жемчуж- никовы; сатирические приемы в творчестве А. К. Толстого и М. Е. Салтыкова- Щедрина. Межпредметные связи:   исторические сюжеты и фигуры в произведениях А. К. Толстого; романсы П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого. - 3 14 Л. Н. Толстой Роман   «Война и мир». Жанрово- тематическое своеобразие толстовского рома на- эпопеи: масштабность изображения исторических собы тий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т. п. Художественно- философское осмысление сущ ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» люби мых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон ских и Ростовых и семьи- имитации( Берги, Друбецкие, Кура- гины и т. п. ) . Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. «Мысль народная » как идейно- художественная основа тол стовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Фено мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома не. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно- патриотического сознания. Значение романа- эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. Опорные понятия:   роман- эпопея; «диалектика души»; исто рико- философская концепция. Внутрипредметные связи:   Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев; стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона партизма» в произведениях русских классиков. Межпредметные связи:   исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л. Толстого( И. Н. Крам ской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. В. Нестеров) , иллюстрации к ро ману «Война и мир»( М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклев- ский, В. Серов, Д. Шмаринов) . Для   самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас сказы», повести«Отец Сергий», « Крейцерова соната», роман «Анна Каренина». 2 25 15 Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ Роман   «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф. М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз дания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Расколь- никова и тема «гордого человека» в романе. Теория Расколь- никова и идейные «двойники» героя( Лужин, Свидригайлов и др. ) . Принцип полифонии в решении философской проблема тики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно- фило софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольни- кова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. Опорные понятия:   идеологический роман и герой- идея; по лифония( многоголосие) ; герои- «двойники». Внутрипредметные связи:   творческая полемика Л. Н. Толсто го и Ф. М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф. М. Достоевского( евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин дивидуализма и др. ) . Межпредметные связи:   особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки но( постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку лиджанова, А. Сокурова и др. ) . Для самостоятельного чтения:   романы «Идиот», «Братья Карамазовы»( обзор) . 1 15 16 А. П. ЧЕХОВ Рассказы:   «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч»   и др. по выбору. Пьеса   «Вишневый сад». Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А. П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов ской прозы. Новаторство Чехова- драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев- «недо теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не однозначность авторской позиции в произведении. Опорные понятия:   «бессюжетное» действие; лирическая ко медия; символическая деталь. Внутрипредметные связи:   А. П. Чехов и Л. Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова. Межпредметные связи:   сценические интерпретации комедии «Вишневый сад»( постановки К. С. Станиславского, Ю. И. Пиме- нова, В. Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др. ) . Для самостоятельного чтения:   пьесы «Дядя Ваня », «Три се стры». 2 17 Всего за год 170 часов 21 154 V. Контрольно- оценочная деятельность № урока Тема раздела, урока Виды контрольно- оценочная деятельности Количество Сроки проведения 23- 24 Литература первой половины XIX века Контрольная работа по литературе первой половины XIX века 2 65 Проверочная работа по роману Тургенева « Отцы и дети» Творческий проект 1 105 Проверочная работа по творчеству Салтыкова- Щедрина Тестовая работа 1 134 Проверочная работа по творчеству Л. Толстого Сопоставительный анализ героев 1 150 Проверочная работа по творчеству Ф. Достоевского Творческий проект 1 164 Проверочная работа по творчеству А. Чехова Творческий проект 1 170 Итоговая к. р. по литературе 19 века Система творческих заданий 1 V I. Требования к уровню подготовки обучающихся По окончании обучения в 10 классе Ученик должен знать: - историческую эпоху литературного произведения; - основные литературные направления изучаемого периода литературы; - авторов и содержание изученных художественных произведений; - основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений; - биографический материал о писателях; - основные литературоведческие термины; Ученик должен уметь- владеть техникой грамотного, осмысленного и выразительного чтения; - воспринимать художественное произведение как сюжетно- композиционное единство в его причинно- следственных связях с эпохой создания и бытования; - видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям, к читателю; - вступать в диалог с автором; - определять жанрово- родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова; - видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения; - выделять эстетическую, социально- историческую и нравственно- философскую проблематику произведения; - самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения, критическую литературу соответственно уровню подготовки; - давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; - давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее( интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции) - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке художественного произведения; - понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко- литературный процесс с общественной жизнью и культурой; - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров, владеть всеми видами пересказов; - выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; - работать со справочным аппаратом учебника, различными источниками информации; - выполнять элементарные исследовательские работы.

Оставить комментарий: