Конспект занятия «Сказочная гжель» (подготовительная группа)
Документы для скачивания
Конспект занятия «Сказочная гжель» Конспект №1 «Рисование гжельского узора на полосе» Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы. Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме. Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки( один, по три) . Совместить гжельский узор с морозным узором на стекле зимой. Присутствие холодных красок. Материал: Посуда с гжельским узором, скульптура малой формы, иллюстрации, открытки, рисунок морозного окна. Белая бумага размером 5х20 см, гуашь, лист для упражнений, силуэты самовара, чашки. Ход занятия. Орг. момент. Исполнение песенки про зиму детей с муз. работником. Чтение стихотворения про зиму « Береза» С. Есенин Белая береза И стоит береза Под моим окном В сонной тишине, Принакрылась снегом И горят снежинки Точно серебром. В золотом огне. На пушистых ветках А заря, лениво Снежною каймой Обходя кругом, Распустились кисти Обсыпает ветки Белой бахромой. Новым серебром. Рассматривание выставки предметов с гжельской росписью. Все гжельские предметы поставить на стол и закрыть скатертью. Когда воспитатель расскажет стихотворение, снять ее, и перед глазами окажется необыкновенное чудо. Ребята вы хотите послушать сказку про эти предметы? ( не называю) . Сказка про гжельские изделия. Слушаем сказку( рассказывает воспитатель) . Под Москвой, есть село Гжель. Много- много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки( кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое) . Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок – скульптур похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато- синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем. - Ребята понравилась вам сказка? Знакомство с красками и элементами гжельской росписи. - А что сделали люди, чтобы прогнать Змея Горыныча? Как они расписали скульптурки? ( сине- голубыми красками) . - Ребята такая роспись – по белой глине сине- голубыми красками называется – Гжель( гжельская роспись) . Ребята, а на что похожи элементы гжельской росписи? ( на морозный рисунок на окне) . Вспомните, какое я вам читала стихотворение. Подходит оно для гжельской росписи? Почему? Сходство гжели и зимы. - Давайте сравним с рисунком морозного окна гжельскую роспись. ( Вывешиваю рисунок морозного окна) . - Какие узоры вы видите на гжельских изделиях? ( цветы бутоны, листья, тоненькие стебельки) - Есть похожие элементы? ( да) - Сегодня на занятии мы тоже попробуем стать гжельскими мастерами. Мы попробуем нарисовать элементы гжельской росписи: полосы широкие и узкие, полсу и точки, полосу и мазки. - Посмотрим на изделия гжельских мастеров и попробуем найти эти элементы. - Сейчас я покажу вам еще раз, какие элементы гжельской росписи вы нарисуете на своих полосках? Выполнение элементов росписи на листка для упражнений. А теперь попробуем прорисовать эти элементы в воздухе, а затем на листочках, которые лежат у вас на столах. У кого получилось, поднимите руки, и я вам выдам полоски, на которых вы нарисуете полоску и точки, полоску и мазки. Каким цветом вы будете их выполнять? ( синим и голубым) . Ребята, а как нам получить голубой цвет? Самостоятельное рисование. Приступайте к работе. Если кто- то забудет как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть как рисуется узор. Выставка работ. Анализируем работы. Посмотрите на работы и скажите, какой рисунок выполнен легко, нежно необычно. А теперь украсим нашими рисунками стену «Мы рисуем». Конспект №2 « Рисование цветка для гжельского узора. » Цель: продолжать учить рассматривать предметы с гжельской росписью, выделять основной элемент узора – цветок и мелкие украшения: бутон, веточки, усики, сочетание цвета и оттенка. Учить рисовать цветок гжели двойным мазком, получая цвет и оттенок, украшать завитками, точками, листочками. Материал: предметы с гжельской росписью, иллюстрации, открытки, плакаты. Белая бумага в форме круга диаметром 5см, 7 см, 9 см, лист для упражнений, силуэты предметов для анализа узоров, гуашь. Ход занятия. Орг. Момент. Исполнение песенки про зиму с муз. работником. . Страна Гжелия. - Сегодня ребята мы отправимся в страну Гжелию. А попадем мы туда на сказочном поезде. Что бы туда попасть необходимо проехать несколько станций. Все садимся поудобнее – поезд отправляется( изображаем, как едет поезд) . Воспитатель передвигает разрисованный под гжель поезд из картона к нарисованной остановке «Цветочная» Первая станция – Цветочная. - Что бы отправиться дальше, нам надо вспомнить, какие цвета присутствуют в промысле Гжель? Молодцы вспомнили, поэтому быстрее по вагонам, поезд отправляется. Воспитатель передвигает разрисованный под гжель поезд из картона к нарисованной остановке «Узорики». Вторая станция – Узорики. Мы и на этой станции должны выполнить одно задание, что бы поезд смог двигаться дальше. Задание: какие узоры пишут мастера на своих изделиях? Умницы ребята! Поезд отправляется и следующая станция – страна Гжелия. Открываю изделия с гжельской росписью. Выясняем, какие еще элементы росписи мы не назвали. Гжельские изделия всегда просто отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато- синими узорами( Цветочными композициями или сценками из народной жизни) . В гжельском промысле всегда большое место отводилось настольной скульптуре. Это небольшие фигурки от 5 до 20 см на тему народных сказок и бытовых сказок, а так же детские игрушки( кони, петухи, собаки, кошки и т. п. ) . И сейчас скульптурки и игрушки изготавливаются вручную, а посуда всегда формируется на гончарном круге. Потом изделия обжигаются в специальных печках при очень высоких температурах. Гжельские изделия очень славятся по всей стране и даже миру. - А теперь давайте проследим и посмотрим, как мастер рисовал цветы( сухой кистью сначала воспитатель, а потом и дети показывают последовательность их изображения) . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Показ рисования цветка. - Сейчас посмотрите, в какой последовательности я буду рисовать цветок: набираем краску наполовину сырой кистью с палитры и делаем несколько мазков. После рисования двух- трех мазков кисть надо промыть и набрать краску снова, тогда получается мазок, который с одной стороны темного цвета, а с другой светлее. Рисование цветка детьми. - А теперь на листе для упражнений нарисуйте два лепестка, два мазка, сбоку еще два мазка и внизу два мазка, получится цветок. Потренируйтесь и нарисуйте еще два- три цветка, почувствуйте легкость движения, научитесь получать двойной мазок. - Возьмите круг нарисуйте в круге цветок и дополните его листочками, усиками и др. элементами. По ходу рисования помогаю, подсказываю выполнить правильно работу. Напоминаю, что голубую палитру получаем смешиванием синей и белой краски. Мазки делаем нежные, так как лепестки нашего цветка мягкие, нежные, хрупкие. Выставка работ. Анализ работ. Красота гжельской росписи. - А теперь украсим нашими рисунками полочку красоты. Конспект № 3 « Составление узора по мотивам гжельской росписи» Цель: Продолжать знакомить с предметами Гжели, их росписью. Выделять основной мотив узора – цветок листья, украшение и цвет, расположение на предмете( сбоку чашки, чайника, вазы) . Учить рисовать композицию узора Гжели: цветок на выбор, дополняя его веточками, листьями, усиками, сочетание крупных элементов и мелких легких, тонких, наносить мазок с оттенками. Материал: Предметы Гжели с изображением цветов, иллюстрации, открытки, плакаты. Белая бумага в форме квадрата размером 20х20 см, в форме круга диаметром 20 см, гуашь, лист для упражнений. Ход занятий. Орг. Момент. Стихотворение: Звонкими волнами кружатся краски, Что бы блестели анютины глазки. Льется узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не мог повториться. Выставка изделий Гжели и их изображений. – Давайте ребята рассмотрим предметы и изображения гжельской росписи. Посмотрите как красиво украшены предметы, в каком сочетании нарисованы цветы, бутоны, листья, веточки, травка, завитки, усики. - Найдите цветы, которые похожи на тот цветок, который мы с вами уже рисовали. Сравним цветы. Вспомним, как надо рисовать такой цветок. Показываем сухой кистью. Давайте выберем композицию, которую бы вы хотели изобразить у себя на листе. Выбираем композицию: цветок, веточки, завитки – и форму бумаги. Показать где они нарисуют цветок. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Показ рисования нового элемента. Воспитатель показывает прием двойного мазка( цвет и оттенок) на листе упражнений. Самостоятельное рисование. - А сейчас вы приступаете к работе, постарайтесь как можно аккуратнее изобразить цветок( дети рисуют цветок в середине выбранной формы( круг, квадрат) , украшая ее) . В ходе занятия обращать внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка с оттенком, на украшение цветка усиками, листиками, бутонами, завитками, сочетание крупных цветков и мелких тонких деталей. Выставка работ. Выбираем самые необыкновенные цветы, варианты веточек, бутонов, завитков, похожие на настоящие гжельские. Стихотворение в конце занятия. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой! На этом занятие закончено. И теперь украсим нашими рисунками стену рисунков. Коспкт занятия № 4 « Составление узора по мотивам гжельской росписи» Цель: Продолжать воспитывать интерес к гжели, видеть ее красоту, выделять новые мотивы, их украшение. Учить составлять узор на прямоугольной форме( доске) , украшая середину и края( кайму) , передавать цвет и оттенок. Материал. Предметы с гжельской росписью, иллюстрации, открытки, плакаты, рисунки. Бумага в форме доски формата А4, гуашь, лист для упражнений. Ход занятия. Орг. момент. Слушаем зимнюю песенку. Выставка предметов с гжельской росписью. - Ребята давайте все вместе вспомним, какие предметы изготавливают гжельские мастера? Из чего они делают свои изделия? Какими красками умельцы украшают предметы? Какие элементы главные в их росписи? Что мы уже научились рисовать? - Ребята, а вам нравиться, как рисуют мастера из села Гжель? А что именно вам нравиться? - Сегодня мы опять превратимся в гжельских мастеров. Раз, два, три, четыре, пять В мастеров превратимся мы опять. Нашей задачей на сегодня будет расписать сырные доски. Но прежде, чем мы приступим к работе давайте вместе придумаем узор, какой можно будет изобразить на ваших досках( вместе с детьми придумываем узор и воспитатель на доске изображает то, что ребята предлагают) . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Самостоятельное рисование. - Кто не совсем готов нарисовать сразу на вашей сырной доске, потренируйтесь вначале на листочках, которые лежат перед вами. Выставка работ. Звонкими волнами кружатся краски, Чтобы блестели анютины глазки. Льется узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде не мог повториться. - Давайте ребята посмотрим на наши сырные доски и скажем, все ли доски у нас расписаны одинаково. - А на каких досках узор получился самый необычный, самый яркий, с самым легким украшением. На этом наше занятие подошло к концу, и сейчас мы встанем, подойдем к уголку красоты и поставим наши рисунки на полочку, чтобы все ребята и родители могли любоваться красотой гжельской росписи.