Конспект занятия вКонспект занятия подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности "В Королевстве красок"
Документы для скачивания
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности" В Королевстве красок" Цель: Формировать у детей эмоционально- чувственного базиса. Расширять диапазон цветовосприятия. Задачи: Расширять представления детей о смешивании цветов и умение их различать. Развивать фантазии и творческого воображения. Укреплять здоровье детей, через использование на занятии нетрадиционных методов оздоровления: гимнастика для глаз, цветотерапия, медитация. Обучать умению четко и ясно излагать свои мысли, делать выводы и обобщать. Воспитывать способности внимательно и терпеливо слушать других. Воспитывать этического отношения к цвету и краскам. Предварительная работа: - Проведение ряда занятий: «Страна цвета», «Цветик- семицветик »- Проведение гимнастик для глаз, медитаций, - Упражнение на ощущение цвета, его настроение. - Чтение сказок: «Зеленушка» В. Кротов, «Рыжий город» Г. Юдин, «Голубой светофор» Д. Родари. Материалы и оборудование: «Сухой душ », разноцветные шифоновые шарфы; 3 плоскостных фигуры с изображением Царевен и фигура Белой королевы. Карточки- задачки на смешивание цвета; силуэт белых елей; палитры; цветик- семицветик. Коробки с гуашью, кисти, салфетки. Современные технологии, используемые в занятии. По форме организации детей: Индивидуальная работа с ребенком. Коллективное рисование. Работа в парах. По содержанию работы: Опытно- исследовательская деятельность. Проблемно- поисковые вопросы и ситуации. Здровьесберегающие технологии: Медитация. Гимнастика для глаз. Создание ситуации «успеха», поддержки ребенка. Цветотерапия( работа с красками) . « Купание» в «сухом душе». Ход занятия: Дети входят в зал, на полу лежат ленточки от “сухого душа”, все цвета спектра перепутались. Воспитатель: Дети, посмотрите, что случилось с “сухим душем”? Как все ленточки оказались на полу? Мы не сможем сегодня “искупаться” в “сухом душе”. Дети начинают высказывать предположения, в каком порядке повесить ленты, но не приходят к одному мнению. Воспитатель: А может быть не столь важен порядок и стоит повесить их, как нам захочется? Дети строят предположения, высказывают свое мнение. Дети утром на полу Собирали радугу, Собирали, собирали, А потом вдруг спорить стали: Из каких цветов она, Так красиво сложена? Воспитатель: ( Постепенно помогает понять правильный ответ) . Вы правильно ответили, ребята. Ленточки нашего “душа” повторяют последовательность цветов радуги. А радугу создала природа, которая знает все правила и закономерности. Воспитатель: Знаете, друзья, я тоже плохо помню порядок цветов и боюсь перепутать. Как же нам быть? Дети начинают называть, где мы можем получить эти знания: энциклопедии, книги, фильмы, библиотека, журналы и т. д. Воспитатель: Да, действительно, эту информацию мы можем получить из этих источников, но сейчас у нас ничего этого нет. Но я знаю, где располагается Королевство красок. Хотите отправиться туда за помощью? А для того, чтобы попасть туда, у меня есть волшебные разноцветные шарфы. Мы накроемся ими, превратимся в разноцветные тучки и под музыку плавно поплывем в Королевство красок. Разбирайте шарфы, кто какой цвет хочет. ( Цветные шифоновые шарфы обладают терапевтическим эффектом, используются при движении под музыку. Музыка и цвет увлекают детей, оказывают успокаивающее воздействие, даже на большинство гиперактивных детей. ) Воспитатель: «В некотором царстве, Красочном государстве жили- были три прекрасные царевны. Самой горячей, яркой, величественной, веселой была Красная царевна. Её окружали предметы, животные и растения, которые подходили ей по характеру и цвету. Доброй, солнечной, золотой, богатой была Желтая царевна и у неё были близкие предметы. Спокойной, тихой, печальной считалась Синяя царевна, со своим синим окружением. ( Разворачиваю мольберты поочередно с принцессами и предметами их окружения, выполненных в гамме трех основных цветов. ) Все остальные краски очень завидовали трем важным царевнам. Это самые главные краски королевства, про них говорили что, они вместе, могут создать любую другую краску. А как мы по- другому можем назвать эти краски. Дети: Главные краски по- другому называют основными. Воспитатель: Всю многоцветность мира можно передать только с помощью трех красок — красной, желтой и синей. Ребята, оказывается, у красок тоже имеется секрет: при смешивании некоторых из них можно получить другие цвета. Хотите попробовать. Но для начала давайте « помоем руки». ( Читаю стихотворение М. Яснова «Я мою руки». ) Мыло бывает дети «намыливают» руки, разминая ладони и пальцы Разным- преразным: синим, соединяют подушечки указательных пальцев зеленым, соединяют подушечки средних пальцев оранжевым, соединяют подушечки безымянных пальцев красным… соединяют подушечки мизинцев Но не пойму, отображают эмоции удивления: поднимают вверх брови, От чего же всегда округляют глаза, приподнимают вверх плечи, Черной- пречерной бывает вода? разводят в стороны руки… Воспитатель: Мы сейчас с вами будем получать различные цвета и обозначать их лепесточками. Первый лепесток мы возьмем у красной королевы, весим его на мольберт. Проходят за столы. Работа в парах. Три цвета, три цвета, три цвета, Ребята, не мало ли это? А где нам оранжевый взять? А если нам краски по парам смешать? Красный плюс желтый, для всех не секрет, Дадут нам, конечно, оранжевый цвет. ( Даю схему) Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, обратите внимание на линию сгиба посередине листа. Наберите на кисть много желтой гуаши и стряхните ее на линию сгиба, затем так же делаем красной. Посмотрите на мой лист и скажите, каких капелек больше, желтых или красных? Дети: Желтых капель больше, чем красных. Воспитатель: А сейчас нужно сложить лист по линии сгиба и разгладить его ладошками. Теперь откройте и скажите, какой цвет вы наносили на бумагу? Какой цвет появился неожиданно? Откуда на бумаге появился оранжевый цвет? Дети: Мы брызгали желтую и немного красной краски, а оранжевый мы не брызгали, он получился, потому что смешались желтый и красный цвета. Воспитатель: Молодцы! Вы научились получать оранжевый цвет путем смешивания желтого и красного. На мольберт прикрепляется оранжевый лепесток Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с Белой Королевой. ( Подходим ко второму столу) Она очень добрая и нежная. Но посмотрите, ели, которые окружают ее дворец, стали белыми. Как вы думаете, что с ними могло случиться? Дети: Дождь смыл краску, снег выпал, побелела от страха и т. д. Воспитатель: Как снова разукрасить ели в зеленый цвет, ведь у нас на столе только желтая и синяя гуашь? Дети: А давайте попробуем их смешать. Два цвета, два цвета, два цвета, Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый взять? А если нам краски по парам смешать? Синий мы с желтым смешаем- Какой мы цвет получаем? Зеленый. ( Выкладываю схему опыта) 1 вариант: Дети на палитрах смешивают желтую и синюю краски. В зависимости от количества того или иного цвета получаются разные оттенки зеленого. Полученным цветом закрашивают белые ели. 2 вариант: Дети экспериментируют с тремя основными цветами. Воду в стакане смешивают с желтой краской. Воду в другом стакане смешивают с синей краской. В пустой стакан наливают половину желтой воды с добавлением синей воды. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные оттенки зеленого цвета у вас получились. Назовите их. Дети: Темно- зеленый, салатовый, светло- зеленый, изумрудный, огуречный и т. д. ( Ребенок прикрепляет зелёный лепесток к мольберту. ) Ребята подойдите ко мне, давайте немного с вами отдохнем. Смотрим вправо – никого, Смотрим влево – никого. Глазами перевести взгляд вправо, влево Раз – два, раз – два, Закружилась голова. Круговые движения глазами Глазки закрываем, Глазки отдыхают. Закрыть глаза. Как откроем мы глаза, Вверх посмотрим, раз и два. Вниз ты глазки опусти, Резко переводить взгляд вверх, вниз. Вверх опять ты подними. Воспитатель: Самое интересное — смешивая между собой главные и неглавные цвета, можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки цвета. Ребята, синяя краска у нас есть, а голубой нет. Как получить этот цвет? Дети: отвечают Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное правило: белую краску всегда набирают на кисть первой. Затем набирают синюю. ( Дети смешивают на палитрах краски. ) ( Добавляют седьмой лепесток голубого цвета) Нам нужно еще один цвет найти. Какой? Как мы его найдем? Может, кто догадался, какие краски нужно нам смешать? Три цвета, три цвета, три цвета, Ребята, не мало ли это? А где нам фиолетовый взять? А если нам краски по парам смешать? Из синей и красной, вот этой, Получим мы цвет фиолетовый. ( Помещаю на доску схему опыта. ) Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: синего и красного. Понадобится: Три стакана, пищевые красители, две салфетки Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и красный краситель. Третий( пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй- в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в фиолетовый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок. Вот мы с вами нашли фиолетовый цвет. ( Весим фиолетовый лепесток на доску. ) Цветомедитация. Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. Дыхание ровное. Вы чувствуете, как по вашему телу разливается тепло. Тело мягкое и теплое. Представьте, что перед вами белая стена. . . Под ногами ведра с краской и очень большая кисть. Сейчас мы будем красить стену. . . Начнем с черного цвета. Красим всю стену, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка. Краска засохла. Черная стена. . . Теперь красим красной краской, ни пятнышка черного. Краска засохла. Красная стена. . . Красим оранжевой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Оранжевая стена. . . Красим желтой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Желтая стена. . . Красим зеленой краской. Ни пятнышка желтого. Краска засохла. Зеленая стена. . . Красим голубой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Голубая стена. . . Красим синей краской. Ни пятнышка голубого. Краска засохла. Синяя стена. . . Красим фиолетовой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Фиолетовая стена. . . Красим белой краской. Ни одного фиолетового пятна. Краска засохла. Белая стена. После того, как дети поделились впечатлениями можно уточнить, какие цвета им удавалось закрашивать с трудом? Посмотрите сколько мы цветов мы сегодня нашли, вам это ничего не напоминает? Сколько здесь цветов? Семь, в каком явлении природы есть семь цветов? Мы возьмем цветов дугу Нарисуем РА- ДУ- ГУ В ней основа всех основ – Семь важнейших из цветов. Воспитатель: Ребята, давайте назовем все цвета радуги. Посмотрите на наши ленточки, они что нам напоминают, да тоже радугу. Ну, вот теперь мы знаем, как прикрепить ленточки. Посмотрите на лепесточки и скажи- те, какого цвета ленточки прикрепить первыми? Прикрепляем ленточки. Если б все на свете было Одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным… Пусть же все вокруг нас будет Удивительным и разным! Рефлексия. Закончите предложения. - Я сегодня узнал …- Я научился …- Теперь я смогу … На занятии мне было … Раздаю каждому по Волшебной палитре, чтобы дети не забывали последовательность цветов спектра. Теперь мы снова превратимся в разноцветные тучки и вернемся в детский сад. Дети накидывают цветные шарфы и под музыку плавно направляются к “сухому душу”. На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.