Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Документы для скачивания
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально- эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы; Закрепить и обобщить знание детей об антонимах. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи; Создавать положительный эмоциональный фон. Словарная работа: фантазия, терем, цвет лиловый, золотой, багряный. Материалы и оборудование: Видео полет воздушного шара, аудиозапись отрывка стих. И. Бунина «Листопад», муз. воспроизведение песни «От улыбки», плакат города Красивой Речи. Ход занятия: Организационный момент. Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие: Мы с тобой подружимся, А потом покружимся, Снова за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Воспитатель: Молодцы! Вы дружные ребята? Дети: Да! Воспитатель: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие. Ребята вы любите путешествовать? Дети: Любим! Воспитатель: — А куда бы вам хотелось отправиться? Ответы детей Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, голодные- сытыми, драчливые- дружными, неряшливые- аккуратными, невоспитанные- воспитанными( дети помогают, говорят антонимы) Воспитатель: Вы хотите измениться? Дети: Да, хотим Воспитатель: Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи. Ребята, поможем городу и его жителям? Да: Да! Воспитатель: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. - А что такое фантазия? – ответы детей( фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что- то выдумываем то, чего нет на самом деле) . — Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила: Все вместе: 1. Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре, Громко, четко, говорим, Никуда мы не спешим. Если хочешь ответить, не шуми, Только руку подними. Основная часть - Итак, отправляемся в город Красивой речи. А полетим мы с вами на воздушном шаре( видео) . Вот он какой, посмотрите на экран. — Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха Открываем глазки и повторяем за мной: - У- У- У – я лечу- О- О- О – далеко — Ши- Ши- Ши – выше крыши — Шо- Шо- Шо — хорошо Воспитатель: — Вот мы и прибыли( дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок) . Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику. На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали ( на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы) Покрутили, ( не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. Потянули ( тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью. ) И открыли! ( резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. ) — Замок, мы открыли, молодцы! - Ой, ребята, а здесь столб! Что же написано на нем? Сейчас прочитаем. «Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в замочках». Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город? – Да! Присаживайтесь. Открываем замочек № 1( один ребенок) и слышим аудиозапись с голосом 1. Замочек: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Воспитатель: — Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении? Дети: — В этом стихотворении говорится про лес( полный ответ) . Воспитатель: — Лес какой? Какие слова говорят об этом? Дети: — Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. — Березы желтою резьбой( Листья на березах желтые) Воспитатель: Что такое терем? Дети: Отдельная комната вверху здания или отдельно построенный дом в виде башни. Воспитатель: желтый цвет все знаем. Золотой цвет- это какой цвет? Ответы детей: золотой, т. е. ярко- желтый цвет, листья как золото. Воспитатель: Багряный цвет- это ярко красный( показывает этот цвет) . А вот лиловый цвет сейчас посмотрим. Воспитатель показывает лиловый цвет: смешивает в банке с водой розовый и голубой цвета. Воспитатель: Молодцы! А про какое время года говорится в стихотворении? Дети: В стихотворении говорится об осени. Воспитатель: — Хорошо, первый замочек мы открыли, замочек №2 замочек №2( отрывает другой ребенок) 2. Замочек: Помогает нам пройти через этот лес, нужно дополнить предложения. Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? ( ель, сосна, осина, клен, береза, дуб) . Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? ( полный ответ) . – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса. Птицы живут? Какие? – Дятел, сорока, сова, кукушка. Что еще растет в лесу? ( Ягоды, грибы, кустарники) . Воспитатель: ( встают) . Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу( дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках) . Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши деревья( наклоны вправо, влево) . — Молодцы! Мы открыли это замочек! 3. Замочек: В городе Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорок. Ж Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно Физминутка: Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем. — Смотрите на меня и повторяйте движения за мной — Повторим еще раз, теперь запоминайте движения. Ветер подул( губы в трубочку — дуем) Листья зашуршали( трут ладошки) Ежик уснул( складывают руки под голову) Дождь заморосил( стучат пальчиками по столу) Птицы полетели……………………( машут ладошками) — Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете… Ветер подул, ежик уснул и т. д. Садятся на ковер. 4. Замочек: «Назови признаки» — В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов: — Матрешка из дерева… деревянная- Сумка из кожи… кожаная — Если ручка сделана из пластмассы, то… пластмассовая- мальчик с широкими плечами- … широкоплечий- Дом из кирпича… кирпичный- Блюдце из фарфора… фарфоровое 5. Замочек: Ну вот вы и в городе Красивой речи, чтобы город окончательно расколдовать, поделитесь своей улыбкой( наклеиваем улыбки на картинку с городом) – музыка от улыбки станет всем светлей Итог: Город Красивой речи расколдован. Молодцы ребята! Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают сладкий привет( корзинка с конфетами) . - А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. - Вот и прибыли мы в детский сад. Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее? Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными. Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране? А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего? — Что было особенно трудно? Дети: ( ответы) . Воспитатель: Занятие закончено, Молодцы!