a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Самообразование «Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность»

Автор: Чебакова Анастасия Сергеевна Опубликовано: 2022-01-31 10:12:33

Документы для скачивания

5883910176974500 План работы по самообразованию на 2020- 2021 уч. год Тема: «Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность» Старшая группа Подготовила: воспитатель МБДОУ д/ с «Радость» г. Цимлянска Чебакова А. С. Тема: «Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность» Цель: Повышение познавательного интереса в процессе опытно- экспериментальной деятельности. Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки. Формировать познавательный опыт путём сенсорного анализа и развитием мыслительных способностей. Совершенствовать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов. Развивать коммуникативные способности, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни. Актуальность На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.         «Чем больше реб е нок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в сво е м опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследов ательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Сем е нович Выгодский. Содержание образовательной области «Познавательное развитие » направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей че рез решение задач: развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития. Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». «Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения». Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка, заставляют его активно стремиться к познанию. Они побуждают его к самостоятельному углублению знаний. Значимость Значимость экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнивать и классификации. Необходимо отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Воображение, знание об окружающем мире ребенка расширяет границы собственного опыта детей. И именно, познавательное развитие, позволяет ребенку самовыразиться, самореализоваться, тем самым способствует становлению собственно го духовного «Я» и высшего «Я». Методика «Маленький исследователь»( Л. Н. Прохорова) Цель:   методика исследует предпочитаемые детьми объекты( материалы) в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами. Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз. Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу: № Ф. И. ребенка Выбор объекта исследования Воздух Вода Песок Человек Животные Растения 1 Маргарита Б. 3 1 2 2 Вероника Б. 1 2 1 3 Анастасия Г. 2 3 1 4 Мария Д. 3 2 1 5 Альберт Д. 3 2 6 Андрей Е. 1 2 3 7 Кристина И. 2 1 8 Матвей К. 2 3 1 9 Артём К. 2 1 3 10 Арина К. 3 1 2 11 Данил К. 2 3 1 12 Мария М. 1 2 3 13 Элина М. 1 3 2 14 Елизавета М. 2 3 15 Арина П. 3 2 1 16 Михаил П. 3 2 1 17 Гордей П. 3 2 1 18 Данил Р. 1 2 19 Варвара Т. 2 3 1 20 Иван Ч. 3 1 2 Итого: 16 26 22 12 14 13 Средний показатель по группе 0, 8 40% 1, 3 65% 1. 1 55% 0, 6 30% 0, 7 35% 0, 6 30% В начале учебного года была проведена диагностика детей по методике Л. Н. Прохоровой «Маленький исследователь», которая исследует предпочитаемые детьми объекты( материалы) в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. В диагностике участвовали 20 детей средней группы «Кораблик». Все данные заносились в таблицу. По полученным данным можно сделать вывод, что предпочитаемыми объектами исследований являются вода( 65% ) , песок( 55% ) и воздух( 40% ) . А вот такие объекты исследования как человек, животные и растения вызвали наименьший интерес. Исходя из этого был разработан такой план работы, где большое внимание уделяется как раз тем объектам, которые меньше всего заинтересовали детей( человек, животные, растения) , для того, чтобы повысить познавательный интерес детей к этим объектам. Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности 6393815206502000 детей средней группы № Тема Программное содержание Методы и приемы Наглядно – дидактический материал Словарь 1 2 3 4 5 6 Занятие № 1 Сбор семян на огороде( семена укропа) Учить детей правильно работать на огороде при сборе семян Повторение правил работы на огороде. Игра «Найди овощи» Показ правильного сбора семян укропа. Пакеты для семян Семена, урожай, осень. Занятие № 2 Волшебница вода Уточнить представления о различных свойствах природных явлениях( снег, лед, сосулька, облака) Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Беседа о волшебнице воде. Опыты Снег – это тоже вода. Сосулька- лед Игра «Зима, холод, снег» Емкости со льдом, со снегом, стаканчики с водой, клеенка на столы, лупы, ложечки, карандаши, чистые листы бумаги. Твердая вода. Занятие № 3 Вода Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Опыты: вода прозрачная у воды нет запаха. у воды нет вкуса. пар тоже вода. вода жидкая может течь. лед легче воды вода бывает холодной, теплой, горячей. вода не имеет формы. Стаканчики с водой, с молоком, ложки, термос с горячей водой, стекло, соломинки, термометр для воды, клеенка на столы. Прозрачная, непрозрачная, термометр. Занятие № 4 Вода в твоем доме Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. Беседа о воде. Рассматривание воды на глобусе. Как вода пришла к нам в дом. Опыты Фонтан Соединяющиеся сосуды Очищение воды Правила пользования водой. Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости» Глобус, бутылка, трубочка, воронка, вата, клеенка для стола. Водопровод, фонтан, фильтр. Занятие № 5 Воздух Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнения воздуха влияет на здоровье человека. Загадки. Беседа о воздухе. Опыты: Есть ли воздух в воде Как дышат рыбы Чем дышат люди Определение свойств воздуха. Можно ли увидеть воздух Как услышать воздух Стаканчики с водой, трубочки, баночки пустые, резиновая груша, воронка, Аквариум с рыбками. Невидимый, загрязнение воздуха. Занятие №6 Ветер – невидимка Закрепить знания детей о природном явлении – ветер, о его особенностях и значении для человека, и окружающего мира. Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы. Загадки. Беседа о воздухе. Наблюдения за ветром на прогулке и в окно. Игра – имитация «Дерево» Опыты Можно ли увидеть воздух. Как люди используют силу ветра. Как передвигаются по воде парусники «Хитрая змея» воздушный змей. Мисочки с водой, кораблики с парусом, веера, вертушка – змей, мельница, лист бумаги. Невидимка, мельница, парусник, воздушный змей, поток воздуха. Занятие № 7 Раздувайся, пузырь. Познакомить детей с ролью воздуха в жизни человека. Игра «Раздувайся пузырь» Беседа о воздухе Воздух помогает в жизни человека( мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос, свисток, музыкальные инструменты) . Опыты: Чем пахнет воздух( присваивает запахи разных веществ) Иллюстрации, Лимон, апельсин, духи. мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос, свисток, музыкальные инструменты Занятие № 8 Почва Показать, что в почве есть воздух, а при сжимании воздух «уходит», что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, необходимость соблюде ния правил поведения на отдыхе. Беседа о почве. Изготовление макета почвы. Рассматривание образцов почвы взятых из разных мест. Опыты: Есть ли воздух в почве. Как разные почвы удерживают воду. Камушки, песок, глина, земля, баночки с водой, воронки, Песок, глина, почва, Занятие № 9 Камни Показать разнообразие камней в природе, отличительные признаки, их свойства. Формировать навыки наблюдательности. Работа с «Ящиком ощущений» определение и сравнение камней. Рассматривание камней через лупу. Опыты: Просевать песок, выталкивать камешки и мелкие предметы из песка, путем встряхивания. «Ящик ощущений», емкости с водой, лупы, коллекция камней. Занятие № 10 Песок Познакомить с особенностями песка. Определить, как свойства песка проявляются в повседневной жизни. Беседа о песке. Работа с весами. Опыт: Просевать песок, выталкивать камешки и мелкие предметы из песка, путем встряхивания. Окрашивать песок( перетирая его с цветным мелом) . Заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости. Составлять коллекции окрашенного песка, закрепляя его скотчем. Стаканчики с песком, ложечки, палочки, мелки, баночки. Кристаллики, «сыпучий», песчинка, частички. Занятие № 11 Живое или неживое Доказать детям, что растения – тоже живая природа. Рассматривания и сравнивание комнатных растений. Игра «Живое и неживое» Опыты: Могут ли растения двигаться Как растут растения( проращивание картофеля, лука) Комнатное растение, лук, картофель. Росток, стебель, корни. Занятие № 12 Продлить жизнь растению цветника. Пронаблюдать влияние факторов среды на жизнедеятельность растения. Увидеть, что человек может реально помочь растению. Рассматривание цветов на клумбе. Беседа об условиях, необходимых цветам. Демонстрация способа пересадки герани( метод черенкования) Цветочные горшки, дренаж, земля, ножницы, вода. Клумба, цветет. Занятие №13 Огород на окне Уточнить представления о том, что из луковицы – репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия. Рассматривание луковиц( целых и разрезанных) Обсуждение с детьми условий, при которых будет расти лук. Опыты: Посадка лука в воду Посадка лука в землю Зарисовка опыта. Баночки с водой, лук – репка, альбом, карандаши. Благоприятные условия. Занятие №14 Секрет фасолинки Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Познакомиться с ролью и значением корня для растения. Познакомить с процессом посадки. Рассматривание семян в лупу. Беседа об изменении семян в почве. Приготовление почвы. Проблемная ситуация «Как сажать семена» Зарисовать опыт. Земля, песок, вода. Мерная емкость, совки, ящик для посадки, лейки, семена фасоли. Занятие № 15 В ожидании весны. Закрепить знания детей о жизненном цикле растений. Беседа на прогулке. Рассматривание деревьев и кустарников. Срезка веточек с деревьев и кустарников. Работа в лаборатории: рассматривание веточек под лупой. Опыт: поставить веточки в воду и оставить в теплом светлом месте. Зарисовать в альбом. Веточки деревьев и кустарника, вазочка с водой, альбом, карандаши. Почки. Занятие № 16 Почему зерно сеют в землю. Организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах. Рассматривание проросших семян. Работа с лупой. Сравнивание проросших семян в различных почвах. зарисовка результатов. Емкость с проросшими семенами( овес, пшеница) пинцет, лупы, альбом, карандаши. Занятие № 17 Зеленый детский сад. Дать понятие рассада, представление об ее пикировании( пересадка в отдельные горшки) . Закрепить знания о строении растения, об условиях необходимых для ег о нормального роста и развития. Беседа «Как устроено растение» Рассказ и показ технологии пересадки «рассады» в горшочки. Пальчиковая игра «Веселый кулачок» Рассада астры, земля, совки, горшочки. Рассада, пикирование. Занятие № 18 Весна нам поручила вырастить укроп. Закрепить знание детей о разнообразии семян овощных культур. Воспитывать любознательность, желание экспериментировать и участвовать в опытной работе. Чтение письма от Весны. Рассматривание семян. Инструктаж о работе на огороде. Показ посадки семян укропа на огороде. Письмо от Весны, лупы, семена укропа, лопата, грабли, лейки, вода. Укроп. Занятие № 19 Домашние животные Продолжать знакомство детей с домашними животными, средой обитания, их внешнем видом. Развивать интерес к животному миру. Загадки о домашних животных. Описание внешнего вида и среды обитания по желанию. Рассматривание шерсти Сравнивать, что больше по размеру – комок козьего пуха Сравнивать, что легче, что тяжелее. А если взять комок побольше? Тепло ли козе в шубке? Как это проверить? Шерсть, пух, весы. Картинки с изображением животных. Занятие № 20 Животные нашего леса. Закрепить знания о животных, воспитывать любовь, доброе отношение к ним. Воспитывать интерес к жизни животных, развивать наблюдательность. 1. Рассказ воспитателя о среде обитания животных умеренного пояса. 2. Вспомнить русские народные, сказки про жителей леса. 3. Опыт: Легко или трудно заметить мышку? Что бы вы посоветовали кошке, если она не хочет остаться голодной? Кто хочет быть внимательнее( быстрее) : кошка или мышка? Картинки с изображением животных, мышка- игрушка или комочек серой ткани с привязанной к нему веревочкой. Охота, голодный, сытый. Занятие № 21 Животные пустыни. Помочь детям понять, как приспосабливаются животные к жизни в пустыне. Беседа о животных пустыни. Опыт: постройка нор в песке. Почему у верблюда такой нос? Чтение письма от верблюда. Песок, картинки с изображением обитателей пустыни( верблюд, ящерица, змея, черепаха и т. д. ) Пустыня, жвачка, горб, шерсть, караван. Занятие № 22 Царство Зимы. Познакомить детей с животными полярных поясов, с условиями жизни вечного холода. Закреплять знания о животных. На северном полюсе живет белый медведь. На южном полюсе живет пингвин. Задачка на смекалку: Охотиться ли на пингвинов белый медведь. Изготовление макета «Семь поясов». Картинки с изображением обитателей полярных поясов. Вечная мерзлота. Занятие № 23 Удивительные животные. Развивать интерес к животным, желание узнать о животных разных климатических поясов. Воспитывать любовь к животным. Самое крупное животное – синий кит. Самый высокий – жираф. Одноэтажный дом на ногах – слон. Броненосец. Придумать название несуществующим животном. Картинки с изображением животных. Синий кит, кашалот, жираф, слон, броненосец, утконос. Занятие № 24 Такие разные кошки. Воспитывать интерес к животному миру, к среде обитания, и их внешнему виду. Развивать память, воображение. Рассматривание разнообразия кошек в природе. Опыт: Кошка умывается Я ростом с кошку Как вы думаете, что видит кошка, когда сидит на полу( когда смотрит вниз с дерева) ? Блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги. Бумага, различные изобразительные средства. Картинки с изображением животных. Кошка, лев, тигр, рысь, леопард. За нятие 25 Что я знаю о себе Учить осознавать себя как человека, чувствовать свой организм, тело, свои возможности. Опыты: Сделать отпечатки пальцев. . Сравнить с отпечатками других детей. Рассматривание фото детей. Помада, бумага, фото детей. Человек, люди. Занятие № 26 Взрослые и дети Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении. Беседа о сходстве и различию взрослых и детей. Опыты: Составь портрет взрослого( ребенка) из разных деталей. Фото родителей, дедушек, бабушек. Занятие № 27 Будь стройным. Показать детям, что скелет человека подвижен. Объяснить, что необходимо следить за осанкой, прививать любовь у физическим упражнениям. Беседа о строении человека. Опыт: Сделать костюм скелета. Нарисовать силуэт костей на бумаге, соединить их со свитером и штанами с помощью булавок. ( Скелет может двигаться) Физ. минутка Модель человека из проволоки( скелет) . Скелет, позвоночник. Занятие № 28 Сердце бывает слабым и сильным. Смоделировать работу здорового, сильного, тренированного и слабого, не тренированного сердца. Беседа о сердце, его значении в жизни человека. Опыт: Послушать свое сердце в состоянии покоя и дать ему нагрузку. Сделать прибор с помощью трубки и воронки. Прозрачные трубочки, слабый раствор марганцовки( кровь) Занятие № 29 Как мы дышим. Познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека. Показать необходимость выполнения упражнен ий, увеличивающий объем легких. Беседа о воздухе. Опыт: Зачем проветривать комнату. Оборудование: банки, спички, блюдце, бумага. Оборудование: банки, спички, блюдце, бумага. Легкие, дыхание, органы. Занятие № 30 Чем мы слышим. Дать детям представления об органах слуха человека. Учить, при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закреплять знания о правилах ухода за ушами. Игра «Определи по звуку» Беседа об органах слуха. Игра «Угадай, кто позвал? ». Опыт: «Узнай вазу по звону» Музыкальные инструменты. Занятие № 31 Для чего человеку кожа Помочь детям понять, что кожа – это природная одежда и хорошая защита. Приветствие друг друга. Рассматривание кожи. Беседа о коже и ее значение. Подарки Доктора Айболита. Обсуждение с детьми о повреждении кожи. Опыт: Осязание – «Чудесный мешочек» Советы Доктора Айболита. Аптечка( бинт, вата, йод) . Художественная литература. Марганцовка, чумазый, грязнуля. Занятие № 32 Подружись с зубной щеткой. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Познакомить детей с методами ухода за зубами. Для чего нужны зубы. Физ. минутка «Улыбка» Игра «Что полезно для зубов» Опыт: Что может произойти с зубами, если за ними не ухаживать? Взять яйцо, сваренное вкрутую, положить в раствор уксуса. Что произойдет с яйцом, то и происходит с зубами. Стоматолог – лечит зубы. Стоматолог, Зубная щетка, зубная паста. Занятие № 33 Витамины укрепляют организм. Познакомить с понятием «витамины», закреплять знания о необходимости витаминов для человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Что такое витамины? Растения с витаминами. Опыт: Определи вкус без помощи обоняния. ( Чувство вкуса) . Оборудование: 4 чашки( 1 – с солью, 2 – лимон, 3 – сок, 4 – сахар) . Зажми нос и попробуй каждую Витамины Занятие № 34 Смотри во все глаза. Дать представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям. Привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Загадки. Для чего нужны глаза? Опыт: Определить реакцию зрачков на различное освещение. Рассмотреть глаза друг друга в темном помещении и светлом. Игра «Пчелка» не поворачивая головы, следят за пчелкой только глазами. Правила охраны зрения. Плакат для игры. Правила охраны зрения. Глаза, зрение. Занятие № 35 Наше настроение. Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций. Настроение: солнце- радостное, дождь- грустное, солнце из- за тучки – спокойное. Нарисуй свое настроение. Опыт: изобрази разное настроение. Пиктограммы, чистый лист бумаги, краски, зеркало. Радость, грусть, спокойствие, настроение, обида, злость, удивление, страх, печаль, равнодушие. Занятие № 36 Как понять друг друга. Учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения. Язык лица называется мимикой. Рассматривание сюжетных картинок. Жест – движение рук. «Встреча» Б. Заходер. Интонация – голос. «Встреча» Б. Заходер. Мимика, интонация, жесты.

Оставить комментарий: