ПРИВИВАЕМ ДЕТЯМ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Документы для скачивания
ПРИВИВАЕМ ДЕТЯМ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ Леденящие душу сообщения о преступлениях против детей свидетельствуют о том, насколько наши дети не защищены перед лицом опасности. Основная задача педагогов и родителей в этой ситуации заключается в том, чтобы в доступной для детей форме научить их не пасовать перед опасностью, а уметь ей противостоять и защитить себя. Нередко взрослые, желая научить ребенка безопасности, прибегают к запугиванию. Но этот способ неэффективен, потому что страх парализует память, и в опасной ситуации ребенок может просто забыть полезные «рецепты» выхода из положения, которым его пытались научить. Поэтому, во время игр необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок понял, как можно спокойно и уверенно выйти победителем из опасности. Итак, чтобы чувствовать себя в безопасности, дети дошкольного возраста должны научиться следующему: - знать свой адрес, свое имя, фамилии и имена родителей, также, желательно, номер телефона; - уметь уверенно, громко и четко говорить «нет»; - беречь ключи от квартиры, если гуляют без сопровождения взрослых; - придерживаться одного маршрута, если необходимо куда- либо ходить без взрослых; - гуляя без взрослых, не выходить за границы территории, обозначенной родителями; - всегда говорить родителям о своих планах, такую традицию желательно соблюдать всем членам семьи, чтобы ребенку не казалось, что контролируют только его. Несколько игр, закрепляющих навыки безопасности Прививать необходимые навыки безопасности очень удобно, играя с детьми в игру «Что, если…». Находя, как в викторине, верный ответ на заданный вопрос, ребенок учится быстро принимать решение. Вопросы могут, например, быть следующими: «Что ты сделаешь, если мы потеряемся в магазине? », «Что ты ответишь, если кто- то чужой позовет покататься на машине? », «Что, если дети со двора позовут тебя погулять в парк? » и любые другие. Если в детском саду проходят занятия по безопасности детей дошкольного возраста, дома следует попросить ребенка рассказать обо всех опасных случаях, которые он узнал, и снова обсудить их вместе. Ребенок должен различать понятия «незнакомец», просто незнакомый человек, и «опасный незнакомец», незнакомый человек, пытающийся заговорить с тобой, а «безопасный незнакомец» — это милиционер, военный, продавец в магазине, у которых можно попросить помощь. По такому же принципу можно помочь дошкольнику усвоить понятия «безопасное место» и «опасное место», «безопасное время суток» и «опасное» время суток». Во время прогулок можно развивать у ребенка наблюдательность, соревнуясь, кто больше деталей внешности встречных людей запомнит: цвет глаз, волос, кожи, рост, шрамы, телосложение, родинки и т. д. Ответив в присутствии ребенка на вопрос незнакомого человека о времени, месте нахождения чего- либо, можно обсудить ситуацию, предположить, для чего человеку это было надо, как мы ему помогли. Также надо научить ребенка запоминать отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки. Закрепить полученные элементарные навыки безопасности у детей дошкольного возраста помогают ролевые игры. Перед игрой «Большое и маленькое «Нет» группе детей нужно рассказать сказку Гизеллы Браун, обсудить ее с ними, а затем предложить каждому произнести слово «нет». При этом педагог тоже предлагает варианты произношения слова: тихо, опустив голову, и громко и четко, прямо глядя в глаза. Дети обыгрывают слово в разных, предложенных педагогом ситуациях и приходят к выводу, что слово «нет», произнесенное четко, уверенно и громко, более результативно. Игра «Незнакомец» учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой- либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что- то донести до остановки и т. д. Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Я вас не знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей важнейшее правило: прежде, чем куда- то идти, необходимо получить разрешение родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать. В игре «Один дома» ребенок должен усвоить правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. Если незнакомец просит позвать родителей, нельзя говорить, что их нет дома, а следует ответить, что они заняты и не могут подойти к двери, а также можно предложить ему обратиться к соседям. При этом дети должны знать, что такте ответы являются не ложью, а мерами безопасности, потому что не существует проблем, которые милиционер, почтальон или работник ЖЭКа могут решить с детьми. Ребенок должен уметь в подобных случаях задавать вопросы «Как вас зовут? », Какой номер телефона вы набрали, куда вы звоните? », «Что передать родителям? », зная что нельзя давать по телефону незнакомцам никакой информации о родителях, фамилии, адресе и т. д. В ролевых играх на тему «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух». Игра «Подкуп» помогает дошкольнику понять, что предлагаемые незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую- либо услугу. Ребенок должен усвоить правило, что у незнакомца нельзя ничего брать, а тем более, принимать его приглашение подойти за интересным подарком к машине, или зайти в соседний двор. Также ребенок должен запомнить, что если он, забыв о бдительности, отозвался на приглашение незнакомца, нужно немедленно громко кричать, звать на помощь прохожих и рассказывать о происшествии. Сюжеты для игры можно взять из сказок о Белоснежке или о спящей царевне и семи богатырях. Игра «Машина» поможет ребенку усвоить правило: чтобы никто силой не посадил в чужую машину, нужно научиться не приближаться к кромке тротуара на расстояние меньше, чем «три больших шага». Взрослые должны показать это расстояние и научить дошкольника его соблюдать. При этом ребенок должен помнить, что в чужую машину нельзя садиться, какую бы уважительную причину не приводил незнакомец, даже если он говорит, что приехал по просьбе родителей. Если в машину все же усаживают силой, следует громко кричать, что это чужие люди и звать на помощь прохожих. По подобной методике с дошкольниками следует провести ролевые игры на другие темы: «Если потерялся» ( обратиться за помощью к «неопасным незнакомцам») ; «Дорога домой» ( нельзя отклоняться от маршрута) ; «Защита» ( кричать, привлекать внимание) ; «Опасность» ( действия в случае пожара и других ЧП, знание телефонов служб 01, 02, 03, 04) и т. д. Ролевые игры с детьми по безопасности, с одной стороны, являются эффективной профилактикой противодействия жесткому отношению к ним взрослых. С другой стороны, они учат тому, что при соответствующем правильном поведении, из любой опасной ситуации, которую могут создать «опасные незнакомцы», всегда можно выйти победителем, обратившись к готовым прийти на помощь «добрым незнакомым людям». ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ left0 В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту. ПОМНИТЕ: РОДИТЕЛИ – ЯВЛЯЮТСЯ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ! При выходе из дома: - если у подъезда дома возможно движение, остановитесь и вместе с ребенком посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; - если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности. При движении по тротуару: - придерживайтесь правой стороны тротуара; - не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; - маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку; - приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия; - разъясните детям, что забрасывание проезжей части( камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю; - не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару; - при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей. Готовясь перейти дорогу: - остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть; - привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге; - подчеркните свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей; - учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства; - не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами; - обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста; - неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части: - переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках – по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется; - идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта; - выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни; - не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом; - не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами; - не выходите на проезжую часть из- за транспортного средства или из- за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же; - не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно; - не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; - при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе, подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта. При посадке и высадке из общественного транспорта: right0 - выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из- за стоящего транспорта на проезжую часть; - подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса; - не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении( может прижать дверьми) . Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства; - научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть. При ожидании общественного транспорта: - стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. При движении автомобиля: - приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен; - не разрешайте ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель; Ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец( мать) , чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка; - не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра; - ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками. При поездке в общественном транспорте: - приучайте детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара; - объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий