a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игровые упражнения по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.

Автор: Чемукова Дина Самвеловна Опубликовано: 2022-02-02 21:35:57

Игровые упражнения по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Цель: - способствовать развитию фонематического слуха; - формировать элементарные представления о полной и уменьшительно- ласкательной форме имени, а также о фамилии, имени и отчестве; - способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе. Материалы, оборудование: - карточки с буквами русского алфавита или веер букв( в некоторых упражнения) ; мяч. Примечание: - данные упражнения можно проводить в режимные моменты в утренние и вечерние отрезки времени, а также в утреннем круге; часть упражнений может быть включена педагогом в занятия по обучению грамоте в зависимости от конкретных речевых задач; - предлагаемые упражнения связаны с именами детей, что позволяет педагогу вызвать у детей положительные эмоции, создать непринуждённую атмосферу и одновременно решать различные речевые задачи. 1. «Самый внимательный». Педагог рассаживает детей в кругу и предлагает выполнить определённые движения конкретной группе детей, в зависимости от того, с какого звука начинается имя ребёнка. Пример: - Похлопайте в ладоши те, у кого имя начинается с гласного звука. - Попрыгайте на одной ножке те ребята, у кого имя начинается с твёрдого согласного звука. - Потопайте ногами те ребята, у кого имя начинается с мягкого согласного звука. Воспитатель следит за выполнением упражнения, точечно просит объяснить, почему ребёнок выполняет то или иное движение, просит назвать первый звук своего имени и дать ему характеристику, если ребёнок ошибся. В дальнейшем воспитатель меняет движения для каждой группы детей, чтобы избежать механического выполнения. Усложнение: - по мере ознакомления детей с буквами русского алфавита педагог может использовать данное упражнение, демонстрируя на веере пройденные буквы поочерёдно и предлагая выполнить движение тем детям, в чьём имени( фамилии) есть данная буква. Например: - попрыгайте на двух ногах те ребята, в чьём имени есть буква А и т. д. 2. «Цепочка друзей». Для выполнения данного упражнения педагог предварительно анализирует состав группы и составляет возможные варианты «цепочек», чтобы помочь детям в случае затруднения. Педагог вызывает первого ребёнка, предлагает ему определить последний звук его имени. Далее ребёнок должен найти в кругу того ребёнка, чьё имя начинается с данного имени. Дети берутся за руки и выбирают следующего ребёнка по этому же принципу. Пример: МашА – АндреЙ –( ЙЭ) - ЕгоР – РомА – АлисА – АнтоН – НеллИ и т. д. 3. «Найди пару». Педагог вызывает 2- 3 детей и просит определить первый звук своего имени. После этого детям предлагается выбрать себе в пару ребёнка из группы, у которого имя начинается с этого же звука. Воспитатель обращает особое внимание детей на то, что выбирать себе пару нужно по начальному звуку, а не по букве, так как читающие дети могут при выполнении этого задания не дифференцировать буквы и звуки( например, Катя и Кира – имена, начинающиеся с одной буквы, но с разных звуков) . В дальнейшем это же задание может быть усложнено: - дети могут искать пару по наличию одинакового слога в имени; - по начальному звуку фамилии; - по последнему звуку имени и др. 4. «Расставь ребят по росту». Педагог вызывает 3- 5 ребят, в именах которых заведомо различное количество звуков( например, Маша – 4, Ксюша – 5, Карина – 6, Арсений – 7, Ангелина – 8 и т. п. ) Затем педагог предлагает одному из детей выйти и расставить детей «по росту»( соответственно, от ребёнка с самым «коротким» именем- по возрастанию, или от ребёнка с самым «длинным» именем – на убывание) . Данное упражнение целесообразно начинать с небольшой цепочки, со слабо подготовленными детьми это упражнение может проводиться в виде сравнения имён двух ребят по количеству звуков. Примечание: вариант этого упражнения – сопоставление имён ребят по количеству слогов( например: Е гор – 2, Никита – 3, Аделина – 4) . 5. «Найди свой ударный гласный». Педагог поочерёдно бросает детям мяч и предлагает определить ударный гласный звук своего имени. Усложнение: 1) педагог может предложить детям назвать другую форму своего имени( полную или, наоборот, уменьшительно- ласкательную) и определить, произошла ли в имени смена ударного гласного. Например: КсЮша – КсЕния, НикИта – НикИтушка. 2) после изучения гласных букв педагог может акцентировать внимание детей на том, что в определённых случаях ударный гласный звук не идентичен ударной гласной букве и предложить определить, какой буквой обозначен звук. Например: АртЁм – ударный гласный звук О обозначен буквой Ё. 6. «Построй слово из ребят». Перед выполнением данного упражнения педагог заранее анализирует возможные варианты слов, которые могут быть составлены из начальных звуков детских имён. На первом этапе педагог сам вызывает группу детей, на основе имён которых может быть составлено какое- либо слово. Далее дети называют начальные звуки своего имени, а остальные ребята группы составляют из этих звуков слово и расставляют вызванных детей в соответствии с местом звука в слове. Например: Данила – Оля – Максим( ДОМ) ; Тимур – Ирина – Гриша – Родион( ТИГР) .

Оставить комментарий: