a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические материал для организации процессов запоминания у детей с ЗПР

Автор: Тураева Надежда Александровна Опубликовано: 2022-02-04 16:59:18

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам– он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.

К.Д. Ушинский

Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» У детей с задержкой психического развития память имеет свою специфику, и ее недостатки развития приводят к трудностям в обучении детей данной категории в условиях массовой школы. Продуктивность непроизвольного запоминания у детей с задержкой психического развития примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют такими приемами смыслового заучивания, как смысловая группировка, повторение, проговаривание вслух. Также дети с задержкой психического развития плохо контролируют себя при воспроизведении заученного – неоднократно повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже называли их. Старшие дошкольники недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стремления, старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок. Особенностям развития памяти данной категории детей уделяли огромное внимание такие отечественные психологи как Т.А. Власова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.А. Люблинская, А.В. Усова, В.С. Мухина, и другие. Отдельные аспекты развития произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития представлены в работах В.А. Козаренко «Мнемотехника», О. Староверовой «Мнемотехника – эффективный способ развития памяти дошкольника»; «Использование Приемов мнемотехники для дошкольного возраста»; Ю.С. Рожковой «Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста»

Цель коррекционно-развивающей работы – развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники.

Коррекционно-развивающая программа строится на трех этапах обучения:

1 Развитие произвольной памяти при предъявлении упражнений зрительной модальности. На этом этапе упражнения выполняются по подражанию.       

2 Развитие произвольной памяти при предъявлении упражнений зрительно- слуховой модальности. На этом этапе упражнения выполняются по образцу.

3 Развитие произвольной памяти при предъявлении упражнений слуховой модальности. На этом этапе упражнения выполняются по инструкции.

Принципы коррекционной работы:

1 Принцип возрастания сложности. Данный Принцип должен быть реализован через постепенное усложнение предъявляемого материала.

2 Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей. Данный принцип реализуется посредством чередования предъявляемого материала с игровыми упражнениями;

3 Принцип единства коррекции и диагностики.

Одним из условий успешного развития произвольной памяти ребенка ЗПР является применение мнемотехнических приемов.

1 Метод Цицерона. Ребенок запоминает образы, которые расположены в разных частях, а также на разных объектах того помещения, где находятся. При воспроизведении цепочки слов, дети как бы «снимают» данные слова – образы с конкретных объектов.

2 Сюжет-ассоциация. Дети составляют рассказ из предложенных слов, вызывают ассоциацию на знакомое произведение, а затем по незнакомым картинкам им предлагается придумать свой сюжет для того, чтобы запомнить эти картинки.

3 Коллаж. Это лист картона, плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются различные картинки. Суть составляет «беспорядок» из картинок. Основная задача – это связать все картинки между собой. Таким образом, отрабатывается сюжетный метод запоминания.

4 Классификация. Детям предлагают несколько картинок соединить в пары и обозначить их одним знаком.

5 Мнемотаблицы. Решает задачи, направленные на развитие основных Психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

6 Зашифруй стихотворение. Детям предлагают зашифровать короткое стихотворение. А потом вспомнить его по своим рисункам.

7 Ассоциации. Детям предлагаются различные таблички с геометрическими или другими знаками. Затем необходимо расшифровать картинку. Так мы, опираясь на опыт детей, показываем им как можно с помощью знака закодировать слово. После детям предлагают карточки со знаками и пустые карточки, на которых они сами могут нарисовать знак для заданного слова. Таким образом, осуществляется преобразование из абстрактных символов в

образы.

Методики для развития памяти

1.Методика «Запоминание картинок и предметов «Образная память» (из учеб. пособия Под ред. Л.Ф. Тихомировой «Развитие познавательных способностей детей»)

  1. Методика «Изучение оперативной слуховой памяти» (из учеб. пособия под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко «Практикум по возрастной психологии»)
  2. Методика «Изучение произвольного запоминания» (из учеб. пособия под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко «Практикум по возрастной психологии»)
  3. Методика «Диагностика зрительной памяти» (из учеб. пособия под ред. Л.Ф. Тихомировой «Развитие познавательных способностей детей»)
  4. Методика А. Р. Лурия «10 слов»

 

Оставить комментарий: