a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление опыта работы с использованием «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума» по развитию речи с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста

Автор: Тураева Надежда Александровна Опубликовано: 2022-02-04 18:07:14

В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Такую задачу ставит технология развития критического мышления.

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Наиболее разработана и часто используется классификация целей в рамках познавательной области, она представляет собой иерархическую шестиуровневую структуру:

  • знание,
  • понимание,
  • применение,
  • анализ,
  • синтез,
  • оценка

Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. Она состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

  • Простые вопросы.
  • Уточняющие вопросы.
  • Вопросы-интерпретации.
  • Творческие вопросы.
  • Практические вопросы.
  • Оценивающие вопросы.

1 Простые вопросы— это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

  1. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов:

 «То есть ты говоришь, что...?»

 «Если я правильно понял, то ...?»

 «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?»

Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.

  1. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  2. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….
  3. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
  4. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Старшие дошкольники успешно применяют приемы таксономии Блума в дидактических и интеллектуальных играх, при составлении сюжетных рассказов по картинкам.

 

 

Пример разработки задания на основе таксономии Блума

Рассказ-описание в подготовительной к школе группе

«Зимующие птицы»

Знание

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Назовите зимующих птиц, которые вам известны.

Почему птицы остаются зимовать в наших краях?

Разделите на группы, птиц, которые зимуют в городе, а какие в лесу.

Сравните голубя и снегиря

Придумайте новую игру про птиц.

Какую роль, по вашему мнению, играют

птицы в жизни человека?

 

Назовите основные части строения птиц.

 

Как вы думаете, почему птица получила название «сорока-белобока»?

 

Как можно помогать птицам зимой?

Приведите примеры, почему прилетают зимовать в наши края клест и поползень.

Нарисуйте несуществующую птицу и расскажите о ней.

Какая ценность птиц в природе?

Какие корма необходимы зимующим птицам?

Подумайте и расскажите, за какой поступок птицу назвали воробьем?

 

Придумайте схему, по которой можно составить рассказ про птиц.

Назовите, почему в холодную погоду воробьи взъерошенные?

Составьте загадки о

птицах.

 

 

Опишите любую зимующую птицу.

 

Угадайте птицу по

описанию.

 

Нарисуйте наиболее

понравившуюся вам

зимующую птицу.

 

Проанализируйте, почему перекочёвывают на зиму к жилью человека?

 

 

 

Перечислите основные

особенности птицы

снегирь.

 

 

Если бы ты мог выбирать, в какую птицу

превратился бы? Почему?

 

Как вы думаете, где

спят зимующие птицы?

 

 

 

 

Оставить комментарий: