Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Андринская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
«Использование здоровьесберегающих
технологий
в работе с дошкольниками»
Составила: Чухманова Н.С.
пгт. Андра
2021г.
«Здоровье –неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Слово «здоровье», как и слова «красота», «любовь», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения
«Здоровье – это состояние полного физического, умственного, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
Одна из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
( приказ Министерства образования и науки РФ от « 17» октября 2013г.№ 1155)
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
- это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей;
- система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Актуальность применения
здоровьесберегающих технологий
- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения и т.п.)
- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
- тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к взрослым — содействие
становлению культуры здоровья, в том числе
культуры профессионального здоровья
воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
- Создавать психологически комфортную среду в группах;
- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
- Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
- Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации
медико-профилактические
физкультурно-оздоровительные
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
валеологическое просвещение детей и родителей
Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе слайд 12,13
Психогимнастика является доступным методом в работе с детьми для воспитателей, психологов, родителей, так как в основе лежит игра. Игра для ребенка – это средство познания мира, способ уйти от проблем, возможность примерить на себя разные роли, освободиться от физического и эмоционального напряжения. Психогимнастическая игра создает особый мир, в котором дети всегда успешны и талантливы.
Такие игры и упражнения дают возможность испытывать разнообразные эмоциональные и мышечные ощущения, доставляя детям массу удовольствия, включают в работу фантазию, поднимают настроение, развивают артистические способности.
Важным преимуществом психогимнастики является стимулирование психической и физической активности ребенка, содействие эмоциональному равновесию, формированию уверенности в себе.
Игра «Спящий котенок»
Цель: обучение приемам саморасслабления.
Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.
Инструкция: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает, закрывает глазки. Котенок глубоко дышит, животик приподнимается и опускается.
Игра «Солнышко»
Цель: развитие навыков саморасслабления и снятие напряжения.
Оборудование: не требуется
Инструкция: предложите детям представить, что солнышко спряталось за тучку, стало прохладно (предлагаем ребенку свернуться клубочком и задержать дыхание). А вот солнышко вышло из – за тучки и стало жарко, разморило на солнышке (предлагаем сделать выдох и расслабиться).
Упражнение «Разные эмоции»
Цель: формировать умение распознавать и выражать эмоции.
Оборудование: набор картинок сказочных героев с ярко выраженными эмоциями
Инструкция: картинки нужно чередовать, например, Баба Яга – злая, затем Буратино – веселый. Таким образом, злая мимика перемешается с радостной. Вместе с ребенком (детьми) прокомментируйте эмоции, поговорите о героях.