a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для воспитателей " Коррекция нарушений зрения"

Автор: Чипчина Ирина Александровна Опубликовано: 2022-02-06 11:30:49

Документы для скачивания

Методические рекомендации для воспитателей по теме: « Коррекционная развивающая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья( нарушения зрения) ». Введение. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становиться актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. Каждый ребенок может рассчитывать на оказание ему необходимой помощи и поддержки в ходе образовательного процесса. В соответствии с принятыми федеральными государственными стандартами, в образовании учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения образования, учитывающие отдельные потребности отдельных категорий детей. В том числе с ограни ченными возможностями здоровь я( п. 1. 3 ФГОС) . Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Для получения качественного образования они нуждаются в создании реальных условий начиная с детского сада. При нарушении зрения у детей страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у детей с нарушением зрения. Итак, ребенок с нарушением зрения имеет ограниченность восприятия, слабость мышления, медлительный, со слабым развитием мелкой моторики, речи, пространственной ориентировки, с особым эмоционально- личностным развитием. И только своевременная, продолжительная и планомерная работа специалистов по индивидуальной программе обучения, в специально оборудованной среде, приводит к ребенку физически и психологически готовому к обучению, открывает ему больше возможностей для роста и развития. Зрение- это дверь в прекрасный и удивительный мир, в котором мы живем. Только при совместных усилиях педагогов, родителей и медицинского персонала можно сделать шаг к тому, чтобы эта дверь была всегда распахнута для наших детей! Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности и прежде всег о- учебной. Глазодвигательные упр ажнения очень полезны, т. к. тре неруют мышцы, управляющие движением глаз; активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия; способствуют улучшению координации движений глаз; предупреждают косоглазие; трени руют способность глаза фокусировать; усиливают координацию глаза; стимулируют сокращение и расслабление зрачков. Специальные упражнения для глаз можно вносить в разные формы занятий: коррекционные, общеобразовательные, занятия по физической культуре в форме физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в совокупности с движением глаз может оказать общее укрепляющее влияние как на организм ослабленного ребенка, выполняя профилактическую, тренирующую и восстановительную функции для глаз. Зрительные нагрузки для детей 5- 7 лет. Рассматривание предметных картинок. Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов. Игра в лото с крупными картинками. Игра в домино с яркими крупными картинками. Нанизывание колец, счетных косточек. Выкладывание узора из цветных палочек. Распутывание лабиринтов. Обведение изображения по контуру. Выкладывание узора из магнитной мозайки. Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота. К оррекционн о- развивающие игры по развитию зрительного восприятия и восстановлению нарушенных зрительных функций. « Дорисуй». Ребенку предлагается трафареты и дается задание дорисовать бусы в соответствии с образцом. Усложнение: штриховка или раскрашивание. «Следопыты». Ребенку дается лист бумаги с изображением птиц или животного, и штампик и- печати. Нужно поставить следы в соответствии с направлением движения птиц или животного. «Повтори точно». - Ребенку предлагается карточка с двумя полосами, На верхней полос е- образец( грибы) , на нижней полосе у образца не достает какой- либо детали( грибы без шляпки) . - Ребенку предлагается недостающие детали и он выкладывает их на нижней полосе в соответствии с образцом. - Ребенку предлагают детали двух размеров для того, чтобы он мог выбрать из множества только те, которые необходимы. Коррекционная игра для развития зрительного восприятия. « Найди свой коврик» Данная игра рекомендуется для детей 5- 7 лет. Обучающая задача игры: упражнять детей в выделения цвета и формы предметов, соотносить объемную форму с плоскостным изображением такого же цвета. Дети совершенствуют умением передвигаться в большом пространс тве, активизируют зрительный пои ск, развивают тактильную чувствительность. Игра воспитывает волевые качества, ловкость, взаимодействия в коллективе, развивает слуховое восприятие и чувство ритма. В игре используется музыка разного характера. Она снимает эмоциональное напряжение, организует, помогает двигаться дружно, согласованно, облегчает выполнение движений, которые становятся более четкими и выразительными. Игровой материал. Для игры необходимы прямоугольные кусочки линолеума( коврики) размером 25- 30 см. Количество ковриков должно соответствовать числу детей. На каждый коврик наклеена цветная геометрическая фигура размером 15 см. ( квадрат или круг) . Так же необходимо иметь пластмассовые кубики и мячики среднего размера четырех основных цветов, которые по количеству, форме и цвету должны соответствовать геометрическим фигурам, наклеенным на ковриках. Таким образом, данные рекомендации помогут педагогам ознакомиться с процессом интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, глубже проникнуться данной проблемой, искать пути решения для осуществления обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Оставить комментарий: