a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для родителей

Автор: Караваева Галина Алексеевна Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

«Воспита ние у детей гуманного отношения к миру природы». Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, это формирование экологической культуры воспитанника. Экологическая культура – это каждодневное поведение человека в природе, важной составляющей которой является психоэкология – культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты единого информационного и психофизиологического поля, которое образуют и отдельные социальные группы, и человечество в целом. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Гуманность- система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимос ть проявления сочувствия, оказания помощи, непричинения страданий. Воспитание гуманных чу вств в пр оцессе приобщения детей к природе является целью экологического воспитания, реализация которой идет через следующие задачи: • уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных условиях; • формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений; • формирование элементарных представлений о причинно- следственных связях внутри природного комплекса; • развитие гуманного эмоционально- доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру; • формирование потребности заботиться о чистоте своей группы; • выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром. Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чу вств в пр оцессе приобщения детей к природе. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие: - понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно- эстетическом и практическом значении для человека; - освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту; - проявление активного отношения к объектам природы( действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе) . Воспитательно- образовательная работа с детьми по этому направлен ию осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: • занятий, • прогулок, • наблюдений, • игр, • индивидуальных бесед с детьми и т. д. В процессе э той работы необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей нормам и правилам поведения в окружающей обстановке. Воспитание гуманных чу вств в пр оцессе приобщения детей к природе, прежде всего, начинается с ознакомления детей с названиями животных, насекомых, растений, кустарников, деревьев и т. д. , с формирования целостной картины о них. Это осуществляется на занятии «Ребенок и окружающий мир». С помощ ью игрушек и картинок знакомим дошкольников с домашними животными – кошкой, соба кой, коровой и т. д. И спольз ование фольклорных произведений, рассказ ов, стих ов, бесед ы по их содержанию о том, как нужно обращаться с животными, заботиться о них. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри»( В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную) . Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду( разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д. ) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей( радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом( многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво) . Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Оставить комментарий: