Консультация для родителей "Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития"
Документы для скачивания
Консультация для родителей: «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития». Воспитатель первой квалификационной категории Кирчанова О. Н. 10 марта 2021 г. Автор: HYPERLINK" https: / / ou250penza. nubex. ru/ sveden/ employees/ 26367. html" Кирчанова Ольга Николаевна Дошкольный возраст- возраст игры. Когда- то детская игра считалась пустым времяпровождением. Сегодня мало кто отрицает ее важность. Игр а- средство самореализации и самовыражения. В игре ребенок может выражать свои желания и интересы, построить свой мир, быть таким каким, каким хочется. Через игру повышается уверенность в себе, в своих силах, возможностях. Через нее дети избавляются от негативных эмоций. В игре развивается воображение, образное мышление. Игра важна в любом возрасте и для всех детей вне зависимости от их развития. В чем же состоит особенность игровой деятельности ребенка с задержкой психического развития от обычного ребенка? У детей с задержкой психического развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошкольники либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом»( когда несколько детей находятся в одном месте – в игровом уголке, но не вместе( малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета) . Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры( что не является нормой для старших дошкольников – 5- 7 лет. ) У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается. Игровое поведение у детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками. Для развития детей с задержкой психического развития нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания педагога, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни. Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно- сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов. Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые используют педагоги на занятиях с детьми с ЗПР. Б лагодаря игре решаются основные воспитательно- образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.