Игровые технологии в экологическом воспитании
Документы для скачивания
Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников Воспитвтель: Кудачева. И. В Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников. Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. В связи с эти для нас представляются важными мысли Л. А. Венгера о том, что в игре ребёнок проживает и переживает воображаемые события. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребёнка. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Все игры содержат определённые умственные задачи. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению. Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым. Я считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Экологические игры можно условно разделить на несколько видов: 1. Ролевые экологические игры ( творческие игры) . Важное место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если мы, взрослые будем приобщать ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и так далее, его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдёт отражение в играх. Яркие впечатления, полученные ребёнком во время посещения зоопарка, вероятно трансформируются в игру. Он начнёт строить из кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребёнка и сделать её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечён игрой, взрослый поддерживает её новыми игровыми действиями. На машине ( или самолётом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает новая партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы ( ещё не задействованные в игре животные) . Взрослый, взяв на себя роль шофёра, который доставил зверей, просит ребёнка – «директора «зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше( в просторных и светлых клетках, так как они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займёт у взрослого немного времени, но даст ребёнку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Где будет жить крокодил? Какой надо построить аквариум? Сколько воды необходимо? Чем кормить? Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни- посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с фермой, экскурсия на луг, в лес, поле, теплицу, сельскохозяйственную выставку( или рассказать о ней, демонстрируя рассказ иллюстрациями, ипподром и так далее. Принимая на себя роль в игре, ребёнку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь посетителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью. В процессе наблюдений за окружающими необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагаемые различное взаимодействие людей с природой. Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными( покормить, почистить клетку, привлечь к созданию условий для них от холода. Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю необходимые ситуации, например, «Котенок заблудился». Дети находят маленького котенка( игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия. По пути можно петь песенки, читать стихи. Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее. В игре «Путешествие в лес», можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу( не рвать незнакомые травы, цвет, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых) . 2. Имитационные экологические игры. Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности. Так, игра «Экосистема водоём » п озволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра « Экологическая пирамидка » помогает показать пищевые цепи( ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных) . Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее. 3. Соревновательные экологические игры. Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее. Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность. Например, в игре КВН дети отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают ответы, решают проблемные задачи, поют, танцуют, выполняют трудовую деятельность. На протяжении всей игры наблюдается активная работа детей, дети помогают друг другу, а главное – это учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы. 4. Игры – путешествия. Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию : не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания. 5. Дидактические игры. Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, « Кто где живёт? ». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку( шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса ( уничтожает мышей, больных животных) . Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению. 6. Игры с природным материалом. Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты. В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, формирую и углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаю знания природоохранного характера, формирую основы планетарного экологического сознания, даю понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать. В своей работе я провожу целую систему игр, состоящих из нескольких блоков: 1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего? », «Что часть чего? », «Рыбы – птицы- звери», «Цепочка». 2. Игры на развитие чувственного восприятия ( работа анализаторов) : «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел? ». 3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания : «Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если? », «Береги природу! » и так далее. 4. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска( игра «Да – нет») . При организации игр я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы. Привлекаю всех детей, а особенно малоактивных, поощряю детей за активное решение задач. Создала картотеку экологических игр. При проведении и организации игровой деятельности использую разработки : Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» и «Коррекционно – развивающие занятия» ( игры- перевоплощения и мини- этюды) ; разработки экологических игр Л. Павловой; разработки Рыжовой Н. А. «Я и природа», «Воздух – невидимка», «Волшебница – вода». Технология экологического воспитания дошкольников включает следующие компоненты: • разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни( за елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами) . Каждый из циклов включает 3- 5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы; • ежемесячные ( в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря. • совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями. • рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; • проведение экологических занятий один раз в две недели; работа в тетради; • организация экологических проектов.