Игры по формированию представлений о себе для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека игр на формирование представлений о себе для детей младшего дошкольного возраста.
Подготовила: Гомазова Л.А., воспитатель ВКК
Логоритмическая игра «Это я».
Цель: закрепление знания органов чувств и частей тела человека, умения соотносить речь с движениями.
Ход игры.
Дети произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.
Это глазки. Вот, вот. (Показывают сначала один глаз, затем — второй)
Это ушки. Вот, вот. (Берутся за мочку левого уха, затем — правого)
Это нос. Это рот. (Левой показывают нос, правой —рот)
Там спинка, тут живот. (Левую ладошку кладут на спинку, правую — на живот)
Это ручки! Хлоп-хлоп. (Протягивают обе руки, потом хлопают)
Это ножки! Топ-топ. (Руки на поясе, два раза топают)
Ох, устали, вытрем лоб. (Ладонью проводят по лбу)
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Цель: закрепление знания детей о частях тела человека, формирование умения образовывать слова антонимы.
Ход игры.
Большой мальчик – маленький мальчик,
Чистый нос – грязный нос,
Детский голос – взрослый голос,
Короткий волос – длинный волос,
Сухой пот – мокрый пот.
Тяжёлый – лёгкий
Холодный – тёплый
Сильный – слабый
Умный – глупый
Хороший – плохой
Весёлый - грустный
Чистый – грязный
Речевая игра «Назови ласково».
Цель: закрепление знаний о человеке, частях тела, умений образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет предмет, дети кидают мяч обратно и называют этот же предмет ласково. Воспитатель – папа, ребёнок - папочка и т.д.
Ход игры.
Мама — мамочка; сын— сыночек; дочь — доченька;
голова — головка, головушка; рука — ручка, рученька; нога — ножка, ноженька, палец — пальчик, глаз — глазик, глазок; волос — волосок; ноготь — ноготок; сердце — сердечко; тело — тельце;уши — ушки; шея — шейка; нос — носик; рот — ротик, роток; зуб — зубик, зубок; губа — губка; язык — язычок; пятка — пяточка; локоть — локоток; плечо — плечико;
спина — спинка; живот — животик; щека — щечка; лицо — личико; ладонь — ладошка; голос — голосок.
Настольно – печатная игра «Тени».
Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям, развивать навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает детям, что произошла путаница, солнышко отпечатала тени, а к какому человеку она подходит, совсем не знает, помогите найти людей по их контурным изображениям.
Дидактическая игра «Мальчики и девочки».
Цель: закрепление знаний детей о различиях между мальчиками и девочками, что мальчики будут папами, а девочки мамами, уметь находить сходство и различие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, поведении и деятельности.
Материал: картинки с изображением детей и взрослых разного пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятельности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.
Ход игры.
Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.
Малоподвижная игра «Зеркало»
Цель: формирование представлений о собственном теле, развитие двигательной активности детей.
Ход игры.
Ты за мною повторяй, свою ручку поднимай/опускай.
Ты за мною повторяй, и за нос себя хватай/и на носик нажимай.
Ты за мною повторяй, глазки шире открывай/быстро глазками моргай.
Ты за мною повторяй, свои ушки ты щипай/ты за мною повтори, ушко ты потереби.
Ты за мною повторяй, ротик свой ты разевай/ ты за мною повтори, ротик, ну-ка говори (нараспев произносим гласные звуки).
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель. Упражнение детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Ход игры.
Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.
Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.
Речевая игра«Доскажи словечко».
Цель. Формирование представлений о значении органов чувств, развитие звуковой культуры речи.
Ход игры.
Воспитатель читает детям загадки, интонацией побуждая их угадать слово,подходящее по смыслу и рифме:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (ушки).
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (глазки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (ручки).
Оля нюхает в саду
Чудный запах роз
И для этого нужен
Нашей Оле… (нос).
Подвижная игра «Как живете?»
Цель. Расширение представлений о возможностях собственного тела, развитие крупной моторики.
Ход игры.
Воспитатель произносит слова текста, а дети отвечают жестами.
Как живем? Вот так. (Поднимают большой палец вверх)
Как идем? Вот так. (Маршируют)
Как сидим? Вот так. (Приседают на корточки)
Как едим? Вот так. (Имитируют действия с ложкой)
Как спим? Вот так. (Прикладывают сложенные ладошки к щеке)
Как молчим? Вот так. (Прикладывают указательный палец к губам)
Как шалим? Вот так. (Надувают щеки и, хлопая по ним, сдувают)