a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тьютор в ДОУ, консультация для родителей. Жуковина Т.А.

Автор: Ищенко Галина Александровна Опубликовано: 2022-02-13 16:06:11

Документы для скачивания

Тьютор в детском саду. Ж уковина Т. А. , тьютор МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 г. Шебекино» Сейчас в дошкольных учреждениях предусмотрено инклюзивное образование( обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей) . В условиях инклюзивного образования дети с ОВЗ( в том числе и с РАС) и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же, специфика работы должна быть. Она проявляется  в применении специальных приемов и методов   в соответствии с возможностями и способностями ребенка, т. е. процесс их воспитания и обучения носит коррекционную направленность. Коррекционная работа – это деятельность, направленная на исправление определенных  особенностей психического или познавательного развития, не соответствующих возрастным нормам, и которая осуществляется с помощью использования специальных приёмов обучения и специальной организаци и процесса обучения. Содержанием коррекционной работы  является фактический материал, который долж е н усвоить ребёнок, на базе которого он мо же т адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Целью инклюзивного образовани я является успешное включение ребенка с ограниченными  возможностями здоровья в образовательную среду. Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является  социализация ребенка, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми. В условиях социализации можно выделить 2 направления: 1. Воспитательный процесс, основой которого является  адаптация, то есть включение его в воспитательный процесс.  Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе. 2. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки ребенка. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. Люди, не имеющие отношени я к этому процессу, ошибочно считают, что тьютор – это нянька. Слышатся рассуждения о тьюторе,  как о человеке, который заботится, опекает. Тьютор- это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка в образовательную и социальную среду ДОУ. Его обязанность  - помочь реализовать индивидуальный маршрут обучения, использовать потенциальные возможности ребёнка. К ребенку нужно подходить с позиции «что он может, несмотря на имеющееся нарушение», а не с позиции «чего он не может в силу своего дефекта». Есть такое понятие «ошибка тьюторства ». Когда специалист пытаясь помочь ребенку, облегчить его действия, все делает за ребенка. В то время как у тьютора должна присутствовать инициатива подталкивания ребенка к самостоятельности. На практике тьютор и сопровождающий  - это разные люди. Тьюторами называют специалист ов с педагогическим образованием( логопеды, дефектологи, педагоги- психологи и т. д) . П едагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители( чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими ребёнка, то есть выполняют только техническую помощь( одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно  - г игиенические навыки и т. д. ) . Да, конечно, родители многое знают, многое понимают, умеют, но они умеют и предугадывают желания ребенка. Родители должны понимать, что есть родитель, есть специалист и есть ребенок, которого нужно ввести в жизнь. И они должны понимать, что тьютор это не навсегда. Постепенно, в процессе обучения  развивая самостоятельность ребенка, тьютор «уходит» назад. Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение нескольких  задач: 1. Социализация- включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формировани е положительных межличностных отношений в коллективе. 2. Помощь в усвоении соответствующ ей образовательн ой программ ы, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. 3. Обеспечение преемственности и сотрудничества разных специалистов в работе с ребенком. Тьютор является связующим звеном, обеспечивающим координацию всех специалистов, необходимых ребенку на каждом этапе образовательного процесса. 4. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Основные направления работы с родителями: -   Установление контакта с родителями объяснение задач, составление плана совместной работы; - Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи; - Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития; - Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка; - Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы. 5. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка. «При этом вся деятельность по сопровождению ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок». Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. А положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Оставить комментарий: