a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация Логоритмические упражнения. Жуковина Т.А., тьютор

Автор: Ищенко Галина Александровна Опубликовано: 2022-02-13 16:10:46

Документы для скачивания

Использование логоритмических упражнений в семье с гиперактивным ребёнком Жуковина Т. А. , тьютор, « ЦРР – д/ с № 2 г Шебекино» Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность.  Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Во время игр и занятий ребёнок не может усидеть на месте. Он в ы крикива е т с места, вмешива е тся в разговор других, не способен дожидаться своей очереди, иногда агрессивен. Слабо контролирует свое поведение и не в состоянии контролировать свои руки и ноги, не последователен в своих поступках. Для ребёнка характерен дефицит внимания: он отвлекается, не слышит обращенную к нему речь, не соблюдает правила и не организован. Часто забывает свои вещи и избегает скучных требующих умственных усилий действий. С пециалистами  д оказано, что максимальное проявлени е симптомов гиперактивности наблюдается в период криза ребенка- в 3 года и в 6- 7 лет.   В семье с гиперактивным ребёнком родителям необходимо соблюдать определённые правила. Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Помните, что если вы одёргиваете ребёнка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать общепринятого поведения во время ваших игровых занятий. Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребёнка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребёнку полноценный сон и спокойную обстановку. Правило 3. Так как гиперактивному ребёнку сложно контролировать себя, т о он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Н еобходимо учитывать, что ребёнок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребёнком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповы е игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать ко н фликты среди играющих. Правило 5. Используемые игры должны быть подобраны в следующих направлениях: игры на развитие внимания, игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения( релаксации) , игры, развивающие навыки волевой регуляции( управления) , игры, развивающие речь и навыки общения. Как же помочь гиперактивному ребёнку в развитии речи? А п омочь родителям мо жет л огоритмика   – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Л огоритмические упражнения  включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: р азвиваются   моторные и  сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений. Большое внимание необходимо уделить  речедвигательным играм  и упражнениям, в которые входят дыхательно- артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно- регулирующих функций речи и движения. В логоритмике используется множество танцевально- ритмических упражнений, в которые входят игрогимнастика и игроритмика.   Игрогимнастика  позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки.   Игроритмика  - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку.  Каждая танцевально- ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком( хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями) . Большое значение для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста придается  эмоционально- волевому тренингу, который включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций( радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия) . Примеры логоритмических упражнений Дыхательно – артикуляционный тренинг  «Ветер, ветер. . . »  Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый- ф- ф- ф- ф. У Лета- жаркий, согревающий- х- х- х. У Осени- прохладный- с- с- с. У Зимы- холодный, студеный- в- в- в- в. Вдох производится носом, выдох ртом- без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку( от кисти до кончиков пальцев) . Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть. «Звери лесные»   Дидактические задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения. Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там? ». Дети выполняют мимический этюд. «Здравствуй»   Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай! » С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.   Упражнение на релаксацию Устали овощи, сели отдыхать. О тдувается капуста: «Ах! Ах! » Обмахивать лицо ладошками. М орковка: «Эх! Эх! » Хлопать по коленям. Г орох: « О- хо- хох! » Легко ударять пальчиками по коленям. О гурец: «Ух! Ух! » Х лопать в ладоши. Упражнения Логоритмическое упражнение «Ветерок» Что случилось с клёнами? ( развести руками) Закивали кронами. ( к ивки головой) А высокие дубы( поднять руки вверх) Будто встали на дыбы. ( с поднятыми вверх руками встать на носочки) И орешник сам не свой — Шелестит густой листвой. ( п отереть ладоши, произнося « ф- ф- ф ») И чуть слышно Ш епчет ясень: ( « ш- ш- ш ») — Не согласен … Н е согласен…( покачать головой) Есть у деревьев голоса? Нет, просто ветер начался, ( «у- у- у») Зашумели ветви На осеннем ветре. ( р аскачиваться, словно ветви деревьев на ветру, произнося «у- у- у») ( А. Барто) Логоритмическое упражнение «Капельки»   Дождик, дождик, веселей. ( в ытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя») Капай, капай, не жалей! ( «кап- кап- кап») Брызни в поле пуще- Станет травка гуще. ( п рисесть на корточки и потрогать «травку») Только нас не замочи, ( сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя) Зря в окошко не стучи! ( погрозить пальчиком) . Одно из необходимых условий для получения хороших результатов- взаимодействие всех членов семьи, а также педагогов детского сада и родителей.   Чистоговорки, пальч иковые и речедвигательные игры, разученные ДОУ, можно закреплять родителям и дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к ребенку – это залог успешной работы.

Оставить комментарий: