Таблица развития
Документы для скачивания
Что должен уметь ребенок Крупная моторика Кратковременно поднимает головку, лежа на животе 1 мес. Поднимает голову на 45 градусов, . лежа на животе 2- 2, 5 мес. Устойчиво держит голову, сидя с поддержкой 4- 4, 5 мес. Поворачивается со спины на живот и с живота на спину 4- 5 мес. Сидит без поддержки 6, 5- 8 мес. Стоит, держась за опору 8, 5- 10 мес. Садится, самостоятельно ползает 9- 11 мес. Хорошо ходит 13, 5- 14, 5 мес. Умеет пятиться 18- 21 мес. Поднимается по ступенькам 21- 22 мес. Пинает мяч ногой 22- 24 мес. Кидает мяч руками 2- 3 г Подпрыгивает на месте на 2 ногах 2- 3 г. Катается на 3- колесном велосипеде 2- 3 г. . Легко поднимается с корточек 3- 4 г Проносит стакан с водой 3 м. 3- 4г. Прыгает в длину на 20 см. 3- 4 г. Балансирует на одной ноге 5 с. 4- 5 лет Скачет на одной ноге 4- 5 лет Прыгает в дину на 40 см. , в высоту на 10 см. 4- 5 лет Ловит подпрыгивающий мяч 2 из 3 5- 6 лет Балансирует на одной ноге 10 с. 5- 6 лет Прыгает в длину на 80 см, в высоту на 20 см. 5- 6 лет Мелкая моторика Сжатие и расжатие кулачков кисти 1- 1, 5 мес. Сам соединяет руки по средней линии 3- 4 мес. Хватает погремушку 4- 4, 5 мес. Тянется за предметом 4- 4, 5 мес. Ищет и собирает изюм 6- 8 мес. Перекладывает кубики из одной руки в другую 7- 8 мес. Держит предмет большим и указательным пальцем 9- 10 мес. Тонким щипковым захватом удерживает изюм 12- 14 мес. Спонтанно рисует каракули 15- 24 мес. Строит башню из 2 кубиков 17- 20 мес. Достает изюм из банки после показа 19- 24 мес. Строит башню из 4 кубиков 21- 24 мес. Самостоятельно достает изюм из банки 2- 3 г Рисует вертикальную линию по образцу 2- 3 г. Строит башню из 8 кубиков 2- 3 г. Срисовывает круг 3- 4 г Делает «колбаски» из пластилина 3- 4 г Режет ножницами, но большими затруднениями. 3- 4 г Рисует 3 части человека 4- 5 лет Режет ножницами. но не по прямой линии 4- 5 лет Срисовывает квадрат после демонстрации 4- 5 лет Рисует 6 частей человека 5- 6 лет Режет ножницами по прямой линии 5- 6 лет Завязывает бант, узелок 5- 6 лет Зрительное восприятие Фиксирует взор на ярких предметах 1- 1, 5 мес Прослеживает глазами до средней линии 1, 5- 2 мес. Прослеживает глазами на 180 градусов 3, 5- 4 мес. Узнает мать( радуется) 4- 5 мес. Обращает внимание на мелкие контрастные предметы( изюм) 4, 5- 5 мес. Ощущает предмет в пространстве, ищет упавший предмет 9- 10 мес. Различает предметы по форме( отличает кирпичик от кубика по слову взрослого 10- 12 мес. Узнает предметы на картинке 11- 12 мес. Узнает на фотографии знакомого взрослого 12- 14 мес. Выбирает заданную картинку 14- 16 мес. Отличает квадрат от круга 16- 18 мес. Отличает 2 величины, 2 формы, 2 цвета 2- 3 г. Знает и различает свою одежду 2- 3 г. По образцу подбирает геометрические формы из разного материала 2- 3 г. Знает 4 основных цвета 3- 4 г. По просьбе может показать наиболее длинную из двух линий 3- 4 г. Правильно оценивает действия персонажей сказок 3- 4 г. Знает 3 цвета и 3 формы 4- 5 лет Знает 5 животных 4- 5 лет Располагает детали предмета в целое 4- 5 лет Располагает предметы по категориям: овощи, одежда и т. д. 5- 6 лет Знает 6 цветов 5- 6 лет Сортирует предметы по 10 величинам 5- 6 лет Слуховое восприятие Поворачивает голову в сторону голоса взрослого 1, 5- 2 мес. По разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию 3- 4 мес. Узнает голос матери или близкого человека 4- 5 мес. По- разному реагирует на свое и чужое имя 5- 6 мес. Прислушивается к собственной речи( связь между речью и слухом) 6- 12 мес. Понимает значение слов 12- 14 мес. Реагирует на свое имя 14- 18 мес. Показывает по инструкции 2 части тела, маму, папу 18- 24 мес. Показывает 4 названных предмета 2- 3 г Показывает по инструкции названную куклу, игрушку 2- 3 г. Показывает на картинке ту деятельность из предъявленных, ситуаций, которая ему задана 2- 3 г. Понимает на слух «утро», «полдень», «вечер» 3- 4 г Слушает с вниманием истории 3- 4 г. Показывает большой- маленький, угловатый- круглый, 2 цвета, берет 2 куска 3- 4 г. Кладет предмет по заданию в…, на…, под… 4- 5 лет Понимает на слух: »холодный », «злой», «голодный» 4- 5 лет Выстукивает ритмы по предъявленному образцу 4- 5 лет Имеет представление о времени « вчера », « завтра» 5- 6 лет По просьбе показывает большой и указательный пальцы 5- 6 лет Имеет представления о времени и пространстве: «позавчера», «предпоследний» 5- 6 лет Экспрессивная речь Короткое гуление( гукание) . Ответные вокализации 1- 2 мес. Смеется в голос 2, 5- 3 мес Визжит в комплексе оживления 3- 4, 5 мес. Спонтанно лепечет « ма- ма ». », « па- па» 8, 5- 10 мес. Лепечет по подражанию, имитирует звуки и слоги речи 9- 11 мес Жестом показывает «до свидания» 11- 12 мес Произносит первые слова «мама», «папа» 12- 13, 5 мес Говорит «нет». Называет отдельные предметы 14- 18 мес. Произносит осмысленную фразу из 2- х слов и более 22- 24 мес. Пользуется глаголами, местоимениями «мне», « мой », предлогами 2- 3 г. В речи использует множественное число 2- 3 г Задает короткие вопросы: «что», «кто», «где» 2- 3 г. Называет свое имя и фамилию 3- 4 г Называет 3 числа 3- 4 г. Поет простые песенки 3- 4 г. Повторяет слова « конференция » и др. 4- 5 лет Определяет пространство «на», « под»… 4- 5 лет В речи использует прошедшее и будущее время глаголов, прилагательные, наречия 4- 5 лет Употребляет абстрактные понятия: : «любовь», « счастье». ложь » 5- 6 лет Рассказывает фантастические истории 5- 6 лет Считает до 10 5- 6 лет Импрессивная речь Реагирует на громкий звук 1- 1, 5 мес. Ищет говорящее лицо 3- 4 мес. Различает мимику и жесты окружающих 4- 6 мес. Поворачивается на голос, реагирует на свое имя 7, 5- 8, 5 мес. Хорошо улавливает знакомую мелодию 9- 10 мес. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке 18- 20 мес. Понимает значение слов «нельзя», «дай» 11- 12 мес. Показывает 1 часть тела 21- 23 мес. Выполняет 2 из 3 простых инструкций, заданных последовательно 23- 24 мес. Слушает рассказ до 5 минут 2- 3 г Понимает значение слов «большой». « маленький » 2- 3 г. По просьбе показывает до 5 предметов на картинках 2- 3 г. Располагает по группам картинки на тему « животные ». «игрушки» 3- 4 г Знает 3 цвета 3- 4 г. Понимает слова «голод», «холод». », «усталость» 3- 4г. Отвечает на вопросы о значении книг, мебели. 4- 5 лет Подбирает слова противоположные по значению( антонимы) 4- 5 лет Имеет понятие о числах до 10 4- 5 лет Интерпретирует пословицы 5- 6 лет Понимает абстрактные понятия «дружба». » правда». « обман » 5- 6 лет Использует речь для планирования и коррекции своего поведения 5- 6 лет Конструктивная деятельность Строит башню из 2 кубиков 1 г. Выкладывает кубики в прямую линию 1- 2 г. Строит башню из 3 кубиков 1- 2 г. Собирает пирамиду из 6 элементов 2- 3 г Выкладывает 5 кубиков в композицию 2- 3 г. Рисует 2 части человечка( голова, туловище) 3- 4 г. Выкладывает мозаику 3- 4 г. Самостоятельно рисует цветок, человека из 6 частей 4- 5 лет Строит дом из кубиков 4- 5 лет Собирает конструктор 5- 6 лет Строит сюжетные конструкции из песка, пластилина, картона 5- 6 лет Интеллектуальное развитие Втыкает вилку в розетку 1- 2 г. Различает слова « такой же», « разные» 1- 2 г. Вкладывает круг, квадрат, треугольник в специальные углубления( доска Сегена) 2- 3 г. Знает функциональное предназначение посуды, расчески, карандаша 2- 3 г. Сортирует 4 геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, шестиугольник. 3- 4 г Дифференцирует от 2 до 4 звучаний: машины, телефона, звонка, печатной машинки 3- 4г. Считает до 3 4- 5 лет Различает материал, знает из чего сделана ложка, стол, ботинок, дом 4- 5 лет Классифицирует предметы по функциональному значению( посуда, мебель, фрукты) 5- 6 лет Понимает сложные логико- грамматические конструкции, считает до 5- 10 5- 6 лет Социальное общение Улыбается в ответ на улыбку взрослого 1, 5- 2 мес. Улыбается спонтанно 3- 5 мес. Узнает мать( радуется) 4- 5 мес. Сопротивляется при попытке отнять игрушку 6- 10 мес. Стесняется при виде незнакомого 9, 5- 10, 5 мес. Возвращает игрушку 10- 12 мес. Радуется приходу детей 11- 12 мес. Владеет указательным жестом 12- 14 мес. Реагирует одобрительно или отрицательно в 3 из 4 случаев 14- 15 мес. Говорит нет, выражая несогласие 18- 19 мес. Говорит да, выражая согласие 19- 20 мес. Остается на некоторое время в кругу знакомых 20- 21 мес. Улавливает шутку в играх 21- 24 мес. Сопровождает игры словами, обращаясь к игрушкам 2- 3 г Формируются навыки опрятности 2- 3 г Соучаствует в желании других 2- 3 г. Используются местоимения: я- мое, понимает – ты- твое 3- 4 г. Контактирует с другими детьми 3- 4 г. Знает свой пол 3- 4 г. По разному общается с детьми разного возраста и взрослыми 4- 5 лет Легко расстается с матерью 4- 5 лет Затевает спор при игре 4- 5 лет Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки. зрения. социальной нормы 5- 6 лет Обращается к взрослым на «Вы» и по имени, отчеству 5- 6 лет Уходит недалеко за пределы дома 5- 6 лет Самообслуживание Может сосать и глотать 1- 2 мес. Берет в рот ручки или ножки 2- 4 мес. Поддерживает руками грудь матери или бутылочку при кормлении 4- 5 мес. Может есть с ложки полугустую или густую пищу 5- 6 мес. Сам ест печенье 6- 8 мес. Пьет из чашки, которую держит взрослый 8- 9 мес. Ест пальцами 10- 12 мес. Помогает одеваться, поднимая руки вверх 12- 14 мес. Самостоятельно ест густую кашу ложкой 13- 15 мес. Самостоятельно пьет из чашки 14- 16 мес. Снимает носки, но не туфли 16- 17 мес. Имитирует действия уборки по дому 17- 23 мес. Ест ложкой, мало проливая 18- 19 мес. Самостоятельно раздевается( варежки, шапка) 19- 22 мес. Помогает по дому, выполняя задания 22- 24 мес. Моет и вытирает руки полотенцем 2- 3 г. Самостоятельно одевает ботинки без шнуровки 2- 3 г. Просится днем на горшок, самостоятельно снимает штаны 2- 3 г. Самостоятельно чистит зубы 3- 4 г. Застегивает большие пуговицы 3- 4 г. Самостоятельно ходит в туалет днем и ночью 3- 4 г. Ест вилкой, режет хлеб ножом 4- 5 лет Одевается самостоятельно, различает верхнюю и нижнюю одежду, « лицо », « изнанку» 4- 5 лет Застегивает маленькие пуговицы 4- 5 лет После игры приводит комнату в порядок 5- 6 лет Самостоятельно причесывается 5- 6 лет Самостоятельно завязывает шнурки 5- 6 лет Игра Играет ручками перед туловищем 3- 4 мес. Играет 3 минуты в одиночестве с игрушками 5- 7 мес. Включается в игру прятки 7- 10 мес. Играет в ладушки 10- 13 мес. Игры- действия с предметами( кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) 13- 15 мес. Играет в мяч со взрослыми 13- 16 мес. Играет с песком, наливными игрушками, кубиками 17- 19 мес. Толкает поезд из кубиков. машинку 19- 21 мес. Делает куличики из песка( игра сюжетного характера) 2- 3 г. Появляются элементы ролевой игры « я- мама»- баюкает « я- водитель »- возит, нагружает машину 2- 3 г. Осуществляет совместную сюжетную игру( не более 2 детей) 2- 3г. Играет с простыми конструкторами 3- 4 г. Сопровождает игру речью( озвучивает куклу) 3- 4 г. Играет с воображаемой действительностью 3- 4 г. Появляются различные типы отношений в сюжетной игре( подчинение, равноправие) 4- 5 лет. Играет длительно совместно с 4- 5 детьми с поочередной сменой ролей 4- 5 лет Драматическая игра- « магазин », « больница» и др. 4- 5 лет Фантазирует, воображает нереальные персонажа( пираты, инопланетяне) 5- 6 лет Играет в настольные игры 5- 6 лет