a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие речи в детском саду (в семье)

Автор: Мануйлова Юлия Юрьевна Опубликовано: 2022-02-16 19:57:32

Документы для скачивания

Развитие речи в детском саду( в семье) Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи. Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикон, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведении художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста.   В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова. В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи. В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений. Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов. В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предложении( без грамматического определения их) . Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми. Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель — определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста. Первая младшая группа( от двух до трех лет) Развивающая речевая среда Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи( «Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне. . . », «Предупреди Митю. . . Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил? ») . Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы( матрешка из трех- пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем. Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях( например, о повадках и хитростях домашних животных) . Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя. Формирование словаря На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру( «Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку») ; называть их местоположение( «Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом») ; имитировать действия людей и движения животных( «Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок») . Обогащать словарь детей: • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены( полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок) , одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей( одеяло, подушка, простыня, пижама) , транспортных средств( автомашина, автобус) , овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; • глаголами, обозначающими трудовые действия( пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать) , действия, противоположные по значению( открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть) , действия, характеризующие взаимоотношения людей( помочь, пожалеть, подарить, обнять) , их эмоциональное состояние( плакать, смеяться, радоваться, обижаться) ; • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, темпера- туру предметов( красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий • наречиями( близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко) . Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Звуковая культура речи Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков( кроме свистящих, шипящих и сонорных) , в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз( из 2—4 слов) . Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться( по подражанию) высотой и силой голоса( «Киска, брысь! », «Кто пришел? », «Кто стучит? ») . Грамматический строй речи Учить правильно употреблять существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги( в, на, у, за, под) . Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов( кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2—4 слов( «Кисонька- мурысенька, куда пошла? ») . Связная речь Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие( «что? », «кто? », «что делает? ») и более сложные вопросы( «во что одет? », «что везет? », «кому? », «какой? », «где? », «когда? », «куда? ») . Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке( обновке) , о событии из личного опыта. Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них; во время игр- инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. К концу года дети могут • Иметь активный словарный запас( не менее 1000- 1200 слов) . • Повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание. • Ответить на понятный вопрос взрослого. • Поделиться информацией( «Коля пришел») , пожаловаться на неудобство( замерз, устал) и действия сверстника( отнимает) . • Сопровождать речью игровые и бытовые действия( « приборматывать ») . • Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. • Пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Литература: “ Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2- е изд. , испр. и доп. ” Гербова В. В. - М. : Мозаика- Синтез, 2010 г.

Оставить комментарий: