Программа кружка «Волшебные шашки»
Программа кружка «Волшебные шашки»
Актуальность.
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени.
Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Цель:
• Обучение детей игре в русские шашки;
• раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
• организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
Задачи:
Образовательные:
• обучение технике игры в шашки;
• ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
• активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
• развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
• обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
• воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
• выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
Методы, приёмы и формы работы:
• Беседы.
• Практические упражнения.
• Групповые обсуждения игровых моментов.
• Товарищеские турниры.
• Шашечные турниры с родителями.
Ожидаемые результаты освоения программы:
• развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
• повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и мышление);
• сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Срок реализации программы:
• 1 год обучения.
Возраст обучающихся:
• Дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Формы занятий:
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 20 минут.
Методическое обеспечение:
• Учебно-тематический план
• набор шашек и шашечных досок
Диагностика умений дошкольников играть в шашки
Фамилия имя ребёнка, расставляет шашки на поле, начало игры, ход шашек, бой шашек соперника, бой шашек соперника «мостиком», дамка, доводит игру до конца, партия не закончена.
1 2 3 4 5 6 7 8
Методика проведения диагностики:
Диагностика формирования умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.
Пояснения к пунктам:
1. Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4-5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
• Красный цвет – ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием;
• Зелёный цвет – для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога;
• Синий цвет – ребёнок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Краткий список терминов игры в шашки:
• Простая – обычная шашка (не дамка);
• Бортовые – шашки, занимающие бортовые шашечной доски;
• Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски;
• Дамка – шашка, достигшая дамочных полей;
• Ход – передвижение шашки с одного поля на другое;
• Тихий ход или темп – простое перемещение шашки;
• Ударный ход – удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника; поддача – преднамеренная постановка шашки на удар;
• Дебют – первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.
Учебно-тематический план.
№ п/п Тема Цель
1.. Мониторинг. Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.
2..
3. «Волшебная доска». Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами.
4. Терминология. Познакомить детей с понятиями «фигура», «доска», «ход», «бой»
5.. «По местам». Учить расставлять шашки на игровом поле
6.. Шашечный ход. Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций.
7.. Терминология Познакомить с понятиями «противоположные стороны», «диагонали», «вертикаль», «горизонталь»; развитие интеллектуальных способностей.
8.. Закрепление правила расстановки шашек.
9.. Д/и «Расставь на доске» Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек
10.. Д/и «Прогуляйся по улице», «Поднимитесь на лифте», «Ракеты» Ознакомление с правилами игры, развитие внимания.
11.. Д/и «Письма по адресам» Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».
12.. Игра. Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций.
13.. Игра. Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций.
14.. Дамка. Продолжить учить игре «шашки»; познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание.
15.. Игра с соперником. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
16.. Игра с соперником. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
17.. Интеллектуальная разминка. Совершенствование знаний правил игры в шашки, развивать мышление.
18.. «В царстве смекалки». Закрепить знания о правилах игры; развивать логическое мышление.