a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа кружка «Волшебные шашки»

Автор: Егорова Надежда Юрьевна Опубликовано: 2022-02-16 21:32:06

Программа кружка «Волшебные шашки»

Актуальность.

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени.

Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Цель:

• Обучение детей игре в русские шашки;

• раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

• организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи:

Образовательные:

• обучение технике игры в шашки;

• ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

• активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

• развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

• обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

• воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

• выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Методы, приёмы и формы работы:

• Беседы.

• Практические упражнения.

• Групповые обсуждения игровых моментов.

• Товарищеские турниры.

• Шашечные турниры с родителями.

Ожидаемые результаты освоения программы:

• развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

• повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и мышление);

• сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Срок реализации программы:

• 1 год обучения.

Возраст обучающихся:

• Дети дошкольного возраста 5-7 лет.

Формы занятий:

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 20 минут.

Методическое обеспечение:

• Учебно-тематический план

• набор шашек и шашечных досок

Диагностика умений дошкольников играть в шашки

Фамилия имя ребёнка, расставляет шашки на поле, начало игры, ход шашек, бой шашек соперника, бой шашек соперника «мостиком», дамка, доводит игру до конца, партия не закончена.

1 2 3 4 5 6 7 8

Методика проведения диагностики:

Диагностика формирования умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.

Пояснения к пунктам:

1. Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4-5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

• Красный цвет – ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием;

• Зелёный цвет – для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога;

• Синий цвет – ребёнок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Краткий список терминов игры в шашки:

• Простая – обычная шашка (не дамка);

• Бортовые – шашки, занимающие бортовые шашечной доски;

• Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски;

• Дамка – шашка, достигшая дамочных полей;

• Ход – передвижение шашки с одного поля на другое;

• Тихий ход или темп – простое перемещение шашки;

• Ударный ход – удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника; поддача – преднамеренная постановка шашки на удар;

• Дебют – первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Учебно-тематический план.

№ п/п Тема Цель

1.. Мониторинг. Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.

2..

3. «Волшебная доска». Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами.

4. Терминология. Познакомить детей с понятиями «фигура»«доска»«ход»«бой»

5.. «По местам». Учить расставлять шашки на игровом поле

6.. Шашечный ход. Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций.

7.. Терминология Познакомить с понятиями «противоположные стороны»«диагонали»«вертикаль»«горизонталь»; развитие интеллектуальных способностей.

8.. Закрепление правила расстановки шашек.

9.. Д/и «Расставь на доске» Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек

10.. Д/и «Прогуляйся по улице»«Поднимитесь на лифте»«Ракеты» Ознакомление с правилами игры, развитие внимания.

11.. Д/и «Письма по адресам» Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь»«вертикаль»«диагональ».

12.. Игра. Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций.

13.. Игра. Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций.

14.. Дамка. Продолжить учить игре «шашки»; познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание.

15.. Игра с соперником. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

16.. Игра с соперником. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

17.. Интеллектуальная разминка. Совершенствование знаний правил игры в шашки, развивать мышление.

18.. «В царстве смекалки». Закрепить знания о правилах игры; развивать логическое мышление.

Оставить комментарий: