a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение из опыта работы ««Использование эффективных методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста познавательной сферы»

Автор: Боровская Карина Юрьевна Опубликовано: 2022-02-17 21:09:41

Документы для скачивания

Муни ципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка( МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка) Сообщение из опыта работы « Использование эффективных методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста познавательной сферы » Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка Кучерова К. Ю. Кузнецк, 2019 год Одним из направлений деятельности детского сада является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы. Основная цел ь моей работы: создание системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучение современных подходов к проблемам познавательного развития дошкольников; - создание условий, способствующих, реализации познавательного развития воспитанников, их творческого потенциала; - использование современных технологий по познавательному развитию детей. Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования( выбор программ и технологий) ; создание условий для познавательного развития( создание развивающей предметно- пространственной среды) ; организация образовательного процесса( работа с детьми и партнёрские отношения с родителями) . Обновление содержания образования( выбор программ и технологий) Современные технологии в развитии познавательной активности. Практика показала, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: - использования ИКТ технологий, - экспериментирования, - проектной деятельности, - методами ТРИЗ, - знаково- символическими средствам и- моделирование. Для обеспечения познавательной акти вности детей широко использую проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста. Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий. Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы. Варианты интеграции: Полная интеграция( все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы) . Частичная интеграция( одно из направлений интегрируется в другое) . Интеграция дополнительного образования и воспитательно- образовательного процесса( работа кружкой интегрируется в основной процесс) Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте в основе которого лежит проблема. Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательной деятельности детей дошкольного возраста: — в основе метода — активная познавательная деятельность ребенка; — исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта —д етские интересы; — содержание проекта отражает различные стороны жизни p ебенка и включает основные виды деятельности детей; — дети сами определяют и реализуют познавательные задачи; — познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер( презентация продуктов, как заключительный этап проекта) . Типы проектов в детском саду. Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации. Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников( подчиняясь конечному результату( продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т. д. ) . Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли( литературных персонажей, выдуманных герое » в придуманных ситуациях) . Практико- ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы. В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сю жетно- ролевой, театрализованной, дидактической, сюжетно- дидактичсской, подвижной, режиссерской. Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития старших дошкольников является информационно- исследовательский проект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании. Структура и примерное содержание информаци онно- исследовательских проектов Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы( мышления, внимания» памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой. Задачи 1 Развитие у детей потребности в новых знаниях( исходя из специфики проблемы) . 2 Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного( в определенной области знаний) . 3 Формирование у детей познавательных умений: — наблюдать, проводить опыты; — сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно- следственных связей; — отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т. д. 4 Получение, углубление и систематизация представлений в определенной области. Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители. Организация проекта включает в себя три основных этапа. Этап I Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы. Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы( изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования) . На этом этапе организации проект определяются результаты исследования В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть: — коллекция; — альбом( сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц; — выставка рисунков, аппликаций и поделок детей но теме проекта; — придуманные и созданные детьми игры и пособия. Этап II Организация исследования в рамках проекта. На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей. 1, Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований. В рамках этого вида деятельности можно предложить: — чтение книг, работу со справочной литературой( на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями) ; подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т. д- ; — экскурсии; — экспериментирование; — познавательные беседы; — познавательные занятия. 2 Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена: — как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно- дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных, театрализованных игр; — подготовка спектаклей; — Организация викторин; — художественная деятельность; — аукционы; — самостоятельное экспериментирование и т. д. Этап III. Презентация( защита) результатов исследовательской деятельности детей, Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации: — познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют; — выставки( коллекций, рисунков, поделок и пр. ) ; — презентация сборника( альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок; — музейные экспозиции; — театрализованные представления, кукольные спектакли. Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка. Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую- то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели. Моделирование— на глядно- практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности, Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно- о бразного и понятийного мышления. Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. В организации познавательной деятельности дошкольнико в использую в основном предметные, предметно- схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно- игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность. В позн авательном развитии организую три основных варианта моделирования. 1 Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель. Например, Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро- желтое, день- красный, вечер- синий, ночь- черная. Модель представляется полностью, объясняется се структура, содержание. 2 Создание модели воспитателем при помощи( участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель- совместный результат познавательной деятельности, Например, дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток( предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения) . Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант. 3 Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно- игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т. д. Сам процесс моделирования в этом случае — обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий( понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант. Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении( объекте) . На занятии организуется «Город мастеров». Детям- мастерам предлагается помочь фее Времени, используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т. д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель( каждый- свою) . Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание, обосновывают выбор материала и конструкции. Игровые проблемные ситуации и задачи. Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. - Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией. Варианты проблем: — связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникают вопросы: что это такое? Почему так происходит? ( Разные игрушки прыгают в воду: металлический солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и пластмассовая уточка плавают. ) ; - после освоения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение( если «гости» с тремя углами — семья треугольников, то как называется семья «гостей», у которых четыре угла) ; — для осознания факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений( Незнайка и Кнопочка измеряли один и тот же стол разными мерками. Почему получились разные показатели? ) . ТРИЗ Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, мы, педагог и идем от его природы. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР( идеальный конечный результат) ; выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования. Алгоритм решения изобретательских задач Основным средством работы с детьми являет ся педагогический поиск. Я не даю готовые знания, не раскрываю перед детьми истину, он и долж н ы самостоятельно учить ся ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Игра" Да- Нетки ” или" Угадай, что я загадала” Например, воспитатель загадывает слово" Слон”, дети задают вопросы( Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон? ) , воспитатель отвечает только" да” или" нет”, пока дети не угадают задуманное. Игра" Черное- белое ” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: " Книга ”Хорошо – из книг узнаешь много интересного. . . Плохо – они быстро рвутся. . . и т. д. ) Игра" Наоборот” или" перевертыши ”( проводится с мячом) . Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч( хороший – плохой, строить- разрушать выход- вход. . . ) Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Пример" Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой. На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Пример: " Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить? ” Ответы детей: ( На черного зайца легче охотиться лисе. . . Особенно его хорошо видно на снегу. . . Теперь ему только под землей надо жить. . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. . . А гулять ему теперь надо только ночью. . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его. . . ) Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, " тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. Метод фокальных объектов( МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки" забавные животные”, " пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Метод" Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система" Лягушонок”, Подсистема( часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема( более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: " Что было бы, если бы все лягушки исчезли? ”, " Для чего они нужны? ”, " Какую пользу они приносят? ”( Дети предлагают варианты своих ответов, суждений) . В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено( другая система) . Методика ММЧ( моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами( твердое –ж идкое – газообразное) Игра" Кубики”( на гранях которого изображены фигурки" маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких" человечков” дети составляют модели" Борща”, " Океана”, " Извержение вулкана” и т. д. Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Работа со сказками Коллаж из сказок. Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. . . ” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка" Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. " Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. . . ” Предложите свои варианты спасения котенка. Сказки, по- новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка –" Крошечка- Х аврошечка ” Сказка по – новому –" Хаврошечка злая и ленивая”. Сказки от" живых” капель и клякс. Сначала надо научить детей делать кляксы( черные, разноцветные) . Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: " на что похожа твоя или моя клякса? ”" Кого или что напоминает? ” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы" живых” капель, клякс помогают сочинить сказку. Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик( это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой. . . ) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев( люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты) . Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. Занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа" Дорисуй”, " Дострой”, " Составь картинку из геометрических фигур”, " На что это похоже? ”, " Найди сходства”, " Найди различия”. Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые( " построй домик из 6, 12 палочек) , затем посложнее( какую палочку надо переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону? ) . На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки( арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками) , шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды. Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средств о упражнения в остроумии. Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: " Что лишнее? ”, " Что вначале, что потом? ”, " Какую фигуру надо поставить в пустую клетку? ” Игры: «Логический поезд» Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т. д. Экспериментирование. Экспериментирование- особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие. В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно- образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Источником познавательной активности становятся преодоление противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется не определённостью, не устойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Создание условий для познавательного развития дошкольников: Организация образовательного процесса. В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на познава тельное развитие, строится в детском аду в трех направлениях: организованная деятельность( образоват ельная деятельность, экскурсии, индивидуальная работа, игры) ; совместная деятельность педагогов и детей; самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к познавательной деятельности и развити е творческих способностей( игры, продуктивная деятельность) . Педагогические условия направленные на формирование познавательного интереса: - отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач- определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта- единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей- развитие в единстве когнитивных, эмоциональных, волевых и творческих компонентов интереса- соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий- вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми- «погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств- включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении. Важен и л ичностно- ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. - прежде всего это создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им индивидуально и социально; - важно предоставить возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально- ценностного отношения к миру; - следует ставить акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний; - отношение между воспитателем и воспитанником становятся взаимным сотрудничеством; - признается уникальность, неповторимость ли чности каждого ребенка; - смещаю тся целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом( цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре) ; - изменяется позиция и место ребенка в образова тельном процессе, который строиться в соответствии с его интереса ми и возможностями, обеспечивает личностный смысл его деятельности. Формы и приемы организации образовательного процесса по познавательному развитию. - Совместная образовательная деятельность- С амостоятельная образовательная деятельность детей В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем, как эволюционный процесс перехода от любопытства к любознательности до познавательного интереса и познавательной активности, осуществляемый под непосредственным участием Значимого взрослого. Дополнительное образование реализуется через работу кружков познавательной направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию. Основной целью кружковой работы является формирование познавательных интересов и познавательной активности, развитие природных данных детей( «Занимательная геометрия», «»Почемучки») . Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием вс ех педагогических работников детского сада. Таким образом, во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимально эффективного развития. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития. Далее, в календарном плане, отражается вся деятельность взрослого и детей, соответствующая теме. При этом в календарном плане работы рекомендуется вводить региональный компонент по ознакомлению детей с Пензенским краем( 1 раз в 2 недели проходит мероприятие по реализации о бразовательной области «Познавательное развитие» с целью ознакомления дошкольников с природой или историей родного края) . Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усил ий детского сада и семьи, в которой он воспитывается. Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям: вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением; повышение психолого- педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки- передвижки, выпускаются информационные листы для родителей. обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников; Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах познавательного развития, экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка- дошкольника, в раздевальных комнатах групп оформляю информационные стенды «Познавательн ая активность детей», провели тематические собрания “Экспериментальная деятельность дошкольников — как основа интеллектуального развития. Совместно с родителями для развития познавательного интереса дошкольников: - а ктивизировала процесс освоения знаний; - использовать блоково- тематическое планирование; - реализовывала детские проекты по привлекательной для детей теме; - использовала методы, обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании( обсуждение чего я хочу узнать) , формировать представления о значимости некоторых открытий) ; - рассматр ивали детские энциклопедии и книги; - использовала приемы «Чего не хватает? »( отсутствие достопримечательности на карте) , «Я не знаю»( поиск информации по книгам, фотографиям) , обмена информации «Я сегодня узнала»; - коллекционировали разнообразные объекты, со здали мини- музей камней; - сравнивали, экспериментировали, моделировали, направляли развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность; - создавала ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности». При работе в д анном направлении использовала различные приемы и формы сотрудничества с родителями: дни открытых дверей; организация работы Родительского клуба « Вместе с мамой», проектная деятельность с привлече нием родителей. Все это помогло сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Оставить комментарий: