Тема по самообразованию "Развитие ловкости через подвижные игры с мячом"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» пгт Жешарт Усть- Вымского района Республики Коми Самообразование «Развитие ловкости у детей с помощью игр и упражнений с мячом» Составила: инструктор по физической культуре Каштанова Е. Е. 2021г I. Основные характеристики 1. 1. Краткая аннотация. Сущность опыта состоит в выборе средств, методов, форм для укрепления и сохранения здоровья дошкольников. Использование детьми спортивных и подвижных игр с мячом, игровых упражнений повысит их интерес к здоровому образу жизни. Предлагаемый опыт подскажет родителям и воспитателям, как растить детей здоровыми, крепкими, целеустремленными. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в практике любого дошкольного образовательного учреждения. 1. 2. Актуальность опыта. Актуальностью опыта является приобщение подрастающего поколения к спорту и физической культуре. Деятельность с мячом способствует повышению физического и психического развития детей, вызывает интерес к спортивным играм с мячом, учит ребенка организовываться в процессе самостоятельной деятельности. Освоение элементов спортивных игр с мячом в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. 1. 3. Условия становления опыта. Опыт работы над этой темой складывался постепенно в течение года. Он формировался в учреждении с физкультурно- оздоровительным приоритетным направлением. В нем я не ставила цели достижения высоких результатов, а главное, хотела помочь детям проявить их возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. 1. 4. Новизна опыта. Новизна опыта заключается в реализации инновационных технологий, таких, как технология проектирования, информационно- коммуникационные технологии. II. Теоретическая база Основная общеобразовательная программа ДОУ основывается на программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Обязательную образовательную деятельность я планирую по методике Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия для детей 3- 4, 5- 6 и 6- 7 лет», а так же «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3- 5 и 5- 7 лет». В этих методиках мало места отведено спортивным играм с мячом, поэтому в обучении играм и упражнениям с мячом опиралась ещё на опыт Э. Й. Адашкявичене в пособии «Баскетбол для дошкольников». В основу так же положены разработки Желобкович Е. Ф. «Футбол в детском саду», где представлен практический материал по обучению старших дошкольников игре футбол. III. Технология 3. 1. Цель: выявление форм и методов работы с мячом, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно помогало сохранению и укреплению здоровья детей, приобщению детей к здоровому образу жизни. Задачи: «Физическое развитие»- формировать двигательные умения и навыки с мячом в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями, развивать физические качества; укреплять физическое и психическое здоровье детей; совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства; формировать правильную осанку; воспитывать потребность в ЗОЖ «Социально- коммуникативное»- совершенствовать умения детей работать в команде; выявлять интересы, склонности в двигательной деятельности с мячом; р асширять кругозор; ф ормировать способность соблюдать технику безопасности при в ыполнении физических упражнений; воспитывать дружелюбие, сопереживание. «Познавательное развитие»- развивать любознательность, интерес к возникновению спортивных игр с мячом, интерес к исследовательской деятельности( как появился мяч? Какие мячи бывают? ) 3. 2. Прогнозируемые результаты реализации проекта: * дети научатся элементам спортивных игр, игровых упражнений, которые станут более совершенны; • у детей сформируются навыки по здоровьеукреплению и здоровьесбережению игр ами и игровыми упражнениями с мячом; • обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников района и ДОУ; • организация мини- музея мяча; • разработка методического материала по ознакомлению детей и родителей с историей мяча и формами активной деятельности с ним; • родители более заинтересованно будут относиться к активной деятельности детейс мяч ом; 3. 3. Этапы реализации опыта. Весь процесс реализации опыта построен в три этапа: Первый этап: диагностико- прогностический. Цель: изучение возможностей и потребностей детей и родителей по развитию и совершенствованию движений через игры и упражнения с мячом. Второй этап: практический, реализация мини – проектов. Цель: Составление проектов, разработка перспективного плана, конспектов занятий для разных возрастных групп. Третий этап: обобщающий. Цель: подведение итога праздник Мяча 3. 4. Оценка рисков. При реализации п роекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности: 1. Низкая а ктивность участия род ителей в реализации проекта. 2. Взаимодействие работников ДОУ в связи с загруженность ю воспитателей дополнительной деятельностью. 3. Утеря интереса детей к деятельности. IV. Содержание и результативность опыта. Для изучения возможностей и потребностей детей и их родителей работу на первом этапе проводила по разным направлениям: Изучение и анализ методической литературы; Создание материально- технических, организационных, методических условий; Оценка степени здоровья детей; ( совместно с медицинским работником) Разработка критериев диагностики и мониторинг двигательных навыков с мячом; Анкетирование родителей. Опрос родителей в анкетах показал, что в большинстве семей имеется маленький резиновый мяч, но дети и родители не знают истории возникновения мяча, мало используют мяч в совместных играх. Вопрос «Как влияют игры с мячом на здоровье детей? » вызывал затруднение. Динамика освоения движений с мячом в начале работы: Таблица 2. 2020 год. возраст высокий средний низкий 4- 5 лет 26% 21% 53% 5- 6 лет 24. 8% 29. 7% 45. 5% 6- 7 лет 49. 7% 29% 21. 3% Вышеизложенным в таблице 2, обоснован выбор темы опыта. А так же тем, что обучение детей строго по программе, ограниченной рамками физического воспитания, направленной, главным образом, на развитие основных движений, недостаточен для полноценного физического развития детей в дошкольном учреждении. Здоровье детей ухудшается из- за больших нагрузок, малоподвижного образа жизни, плохой экологии, поэтому игры и игровые упражнения с мячом очень своевременны. Ведь мяч- это любимая игрушка воспитанников, и он пользуется у детей большим авторитетом. Работа на втором практическом этапе заключалась в реализации мини- п роектов, которые были включ ены в перспективный план работы: «Ловкий мяч»; «Мяч и я – неразлучные друзья»; «Юный футболист». Проект «Ловкий мяч» Срок проекта: с 01. 10. 20 по 28. 11. 21 г. Тип: физкультурно- оздоровительный; Участники: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре. 1. Актуальность: Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п. , что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше" двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. . Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. «Учитесь у мяча: чем сильнее его бьют, тем выше он взлетает»- слова неизвестного автора вызывают уважение, восторг и радость от того, что так метко сказано. 2. Цель: Развитие физических качеств ребенка в играх и игровых упражнениях с мячом. Задачи образовательных областей: Образовательная область Задачи Физическое развитие Учить детей отбивать мяч разными способами. Развивать ловкость; знакомить с новыми играми с мячом; Воспитывать умение управлять своими эмоциями, профилактика нарушений осанки; развивать мелкую моторику пальцев рук; Речевое развитие Обогащать речь детей стихами; считалками, загадками; Социально- коммуникативное Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в играх; Учить детей действовать с мячом в паре, как с ребенком, так и с взрослым. Воспитывать внимание. Познавательное развитие Знакомить с видами спорта, где используется мяч, с историей появления мяча. Вызвать интерес к экспериментированию- какой мяч лучше прыгает и почему? 3. Обеспечение проектной деятельности: Методическое: * Адашкявичене Э. Й. «Баскетбол для дошкольников». Москва. Просвещение 1983г. ; * Вавилова Е. Н. «Развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость». Москва. Просвещение 1981г. ; * Железняк Н. Ч. «Занятия на тренажёрах в детском саду» Москва. 2009г. ; * Журнал «Инструктор по физической культуре» №3 2014 год, стр. 14; * Казина О. Б. «Веселая физкультура для детей и их родителей». Ярославль. Академия развития. 2005г. ; * Кильпио Н. Н. «80 игр для детского сада». Издательство Просвещение. Москва. 1968г. ; * Муллаева Н. Б. «Конспекты- сценарии занятий по физической культуре для дошкольников». Санкт- Петербург. Детство- Пресс. 2010г. Материально- техническое- мячи разных размеров; спортивное оборудование и инвентарь; мультимедийное оборудование. 4. Прогнозируемый результат: * дети самостоятельно играют в игры с мячом; * соблюдают правила в эстафетах с мячом; * дети знают виды спорта, где используется мяч. * дети читают стихи про мяч; • отношение родителей станет более заинтересованным к совместной акти вной деятельности с детьми с использованием мяча; • у детей формируется активная позиция по укреплению своего здоровья через игровые упражнения с мячом; 5. Этапы реализации проекта: I этап: подготовительный. Дети: интервьюирование «Для чего нужны мячи? ». Педагоги: - определение цели и задач проектной деятельности; - организация развивающей среды, способствующей играм с мячом; Родители: - знакомство с задачами проекта; - оказание помощи в организации развивающей среды; - беседа по вопросу создания развивающей среды в условиях домашнего воспитания; Социальный партнёр- спорткомплекс: - знакомство детей с площадкой для спортивных игр с мячом. II этап: основной. Тематическое планирование по видам деятельности: Средняя группа: Двигательная деятельность: Физкультурные занятия- тренировки «Подпрыгивание, прокатывание мяча», «Прокатывание мяча, ползание», «Прокатывание мячей», «Такие разные мячи», «Мя ч- игрушка», «Обручи»; Сюжетно- игровое занятие «Звонкий мяч»; Утренняя гимнастика с мячом; Общеразвивающие упражнения с мячом. Игровая деятельность: Подвижные игры: «Мой весёлый звонкий мяч», самостоятельно- игровая деятельность с мячом, игровая ситуация «В какие игры можно играть с мячом». Совместная игровая деятельность на прогулк е- игровые упражнения- «Не пропусти мяч», «Подбрось- поймай», «Мяч- в корзину», «Догони мяч», «Мяч через шнур», «Прокати –не урони», «Поймай мяч», «Не задень»; Познавательно- исследовательская деятельность: Игра «Прокати мя ч- назови улицу», «Прокати мяч- назови имя мамы или папы»; Устный журнал «Какие мячи есть в физкультурном зале и как с ними играть». Речевая деятельность: Разучивание стихотворений о мяче; Отгадывание загадок; Работа с родителями: Консультация «Игры с мячом дома», изготовление мяча своими руками, совместное физкультурное занятие «Час мяча с мамой»; Работа воспитателей: Познавательное занятие «История возникновения мяча», игровая деятельность с мячом на прогулке, разучивание стишков про мяч. Старшая группа. Двигательная деятельность: Физкультурное занятие- тренировка «Ловкие ребята», «Школа мяча», «Город мячей», «Баскетбол», «Футбол»; Тематическое занятие «Мой весёлый звонкий мяч»; Утренняя гимнастика с мячом; Общеразвивающие упражнения с мячом; Игровая деятельность: Подвижные игры «Не промахнись», «У кого мяч», «Мяч- водящему», « Ловишка с мячом», «У кого меньше мячей», «Лапта», «Летает –н е летает», «Мяч»; Игровые упражнения «Передай мяч», «Попади в корзину», «Мяч об стенку», «Поймай мяч», «Перебрось- поймай»; «Мяч в кругу»; « Веникобол », «Пингвины»; Игры- эстафеты «Возьми- положи», «Кто быстрее передаст», «У кого в корзине больше мячей», « Передал- садись »; Игровая ситуация «Разные мячи, для разных игр»; Самостоятельная игровая деятельность с мячом; Познавательно- исследовательская деятельность: Игра «Лови мя ч- назови родителей», «Летает- не летает», «Передай мяч- назови полезное ископаемое», «Посуда- мебель», «Назови ласково»; Эксперимент «Какой мяч лучше прыгает и почему? » Презентация «Виды спорта, где используется мяч»; Речевая деятельность: Разучивание стихов про мяч, маму, бабушку; Разучивание считалки «Раз, два, три»; Отгадывание загадок про мяч; Чтение художественной литературы: А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль»; Музыкальная деятельность: Разучивание танца с лентами; Разучивание песни «Мама»; Работа воспитателей: Игровая деятельность на прогулке с мячом; Занятие по знакомству с художественной литературо й- чтение рассказа А. Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль»; ОБ Ж- правила в играх с мячом на прогулке, во дворе, на улице; Работа с родителями: Домашнее задание- эксперимент «Какой мяч лучше прыгает и почему? » Презентация «Виды спорта, где используется мяч»; Консультация «Игры с мячом для детей 5- 6 лет»; Изготовление мяча своими руками; Подготовительная группа. Двигательная деятельность: Физкультурное занятие –т ренировка «Подбрасывание мяча, ползание», «Ловкие ребята», «Ведение мяча», «С мячом играем ловко», «Ловкий мяч»; «Гибкий позвоночник»; Тематическое занятие «Школа мяча»; Сюжетное занятие «Карлсон в гостях у детей»; Утренняя гимнастика с мячом; Самостоятельная игровая деятельность с мячом; Игровая деятельность: Подвижные игры « Ловишка с мячом», «Играй, играй, мяч не теряй», «Ловля оленей», «Мя ч- водящему», «Охотник и звери», «Летает- не летает»; Эстафеты с мячом « Передал- садись », «Отбей и вернись», «Мяч клюшкой», «У кого меньше мячей», «Попади в обруч»; Игровые упражнения «Пингвины», «Мяч об стенку», «Передай мяч по кругу», «Чудесный мешочек»( угадать на ощупь, какой мяч- резиновый, баскетбольный или футбольный) , «Пас на ходу»; Познавательно- исследовательская деятельность: Игра «Назови улицу посёлка», «Назови свою улицу», «Моя семья»; Игровая ситуация «Как мяч влияет на здоровье»; Игра «Назови виды спорта, где используется мяч»; Чтение художественной литературы: А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль»; ОБ Ж- правила поведения в играх с мячом на улице; Речевое развитие: Заучивание считалки «Мяч»; Заучивание стихов про мяч; Отгадывание загадок; Художественное творчество: Рисование «Мы играем в мяч»; Работа воспитателей: - Чтение рассказа А. Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль»; - совместная игровая деятельность с мячом на прогулке; - экскурсия в лес с играми с мячом; - закрепление правил игр с мячом на улице; Работа с родителями: - Изготовление мяча своими руками; - открытый просмотр утренней гимнастики с мячом; - провести беседу с детьми «Какие мячи бывают». III этап: заключительный. 1. Сортивное развлечение «Праздник мяча»; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» гп. Ж ешарт Усть- Вымского района Республики Коми Проект «Мяч и я- неразлучные друзья»( для детей 4- 7 лет) Разработала: инструктор по физической культуре Самойлова В. С. Жешарт, 2015г. Тип проекта: физкультурно- оздоровительный; Срок работы: с 01. 12. 2020 г. по 27. 02. 2021 г. ; Участники: дети средней, старшей, подготовительной группы, их родители, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию; Цель: Обучение дошкольников элементам спортивной игры «баскетбол», воспитание чувства команды, коллективизма. Задачи: «Физическое развитие»- формировать чувство мяча, развивать физические качества, совершенствовать технику игры, развивать глазомер; содействовать сохранению и укреплению здоровья детей; «Социально- коммуникативное развитие»- учить правилам безопасной игры в баскетбол; воспитывать трудовые навыки; воспитывать коллективизм, чувство команды. «Познавательное развитие»- расширять знания детей о спортивной игре баскетбол, о возникновении этой игры. Предполагаемый результат: Дети умеют свободно действовать с мячом; Умеют играть в команде; Знают игры с мячом и соблюдают правила; Родители интересуются играми с мячом; Родители и дети знают об истории возникновения баскетбола. Обеспечение проектной деятельности: Методическое- Адашкявичене Э. Й. «Баскетбол для дошкольников», Москва, Просвещение, 1983г. ; Материально- техническое- Мячи резиновые; Мячи баскетбольные; Корзинки; Обручи; Кегли; Этапы реализации проекта: I этап- подготовительный. 1. Посещение спорткомплекса с целью знакомства с баскетбольной площадкой и баскетбольной корзиной; 2. Изучение методической литературы; 3. Составление тематического плана по возрастным группам; 4. Разработка конспектов; 5. Опрос родителей «Что вы знаете о баскетболе» II этап- реализация проекта. Тематический план по возрастам: Двигательная деятельность и игровая деятельность. Дети 4- 5 лет Задачи: Осознать физические качества мяч а- упругость, вес, объем. Учить брать мяч и убирать на место. Бросать и ловить мяч двумя руками. Развивать глазомер. с рок содержание формы работы I месяц «Прокати мяч» «Попади в обруч» «Сбей кеглю» Игровые упражнения; Бросание мяча об пол, его ловля двумя руками после отскока; Бросание мяча об пол, стоя в обруче, ловля двумя руками; «Пять бросков» образовательная деятельность Подвижная игра Подбрасывание мяча вверх, ловля двумя руками. «Метко в обруч» «Мя ч- водящему» ОД Подвижная игра Игра- эстафета II месяц Отбивание мяча в обруче двумя руками. «Поймай мяч» «За мячом» ОД Подвижные игры Бросок мяча в кольцо на уровне вытянутой руки ребенка. Передача мяча в парах; «Сделай фигуру» «Метко в обруч» Двигательная деятельность на прогулке Подвижные игры Отбивание мяча одной рукой. Бросок мяча в корзину. «Сделай фигуру» « Мяч- водящему » ОД Подвижные игры Дети 5- 6 лет. Задачи: Формировать умение действовать с мячом согласно игровой ситуации, быстро реагировать на сигнал. Воспитывать выдержку, внимание, способность ориентироваться в пространстве. с рок содержание Формы работы I месяц Отбивание одной рукой на месте( стоять в обруче) ; Отбивание одной рукой вокруг обруча, вращаясь. «Мяч в корзину» «Мяч- водящему» ОД Игровое упражнение Игра- эстафета Передача мяча двумя руками от груди парами и тройками; Отбивание правой, левой рукой на месте. «Поймай мяч» «Кто быстрее» ОД Подвижные игры Удары мячом об пол одной рукой, ловля двумя; Ведение мяча по прямой; «Будь внимателен» «За мячом» ОД Игровые упражнения II месяц Ведение мяча змейкой между кеглями; Отбивание мяча на месте и бросок другому игроку; «У кого меньше мячей» «Переда л- садись» ОД Под. и гра Игра- эстафета Ведение мяча, остановка, передача другому игроку; «Метко в корзину» «Мотоциклисты» ОД Самостоятельная игровая деятельность на прогулке. Ведение мяча с использованием нестандартного оборудовани я- рейки, кегли, обручи, кубики… Закрепление правил игры в баскетбол. «Пять бросков» «Лягушата» «Пингвины» ОД Беседа Подвижные игры Дети 6- 7 лет. Задачи: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации. Учить сочетать эти действия. Воспитывать умение играть в команде. с рок содержание формы работы I месяц Передача мяча двумя руками от груди в стенку и его ловля после отскока; Передача мяча в парах при движении; «10 передач» «Мя ч- водящему» занятие Подвижная игра Игра- эстафета Передача мяча в тройках, пятерках; Ведение мяча вокруг себя; Бросок мяча в цель с места через веревку; « Ловишка с мячом» «Метко в корзину» Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке. Подвижные игры Передача мяча в пятерках; Бросок в корзину одной рукой от плеча; «Мяч ловишке » «Скажи, какой цвет» занятие Подвижная игра Игровое упражнение II месяц Ведение мяча приставным шагом и бегом разными способами; Броски в корзину двумя руками; «Гонка мячей» «Лови, бросай, упасть не давай» ОД Подвижная игра Игровое упражнение Игра в командах; «Попади в мяч» « Передал- садись » ОД на воздухе Игровое упражнение Игра- эстафета Игра в командах; «Попади в мяч» «Вызов по номерам» Закрепление правил игры в баскетбол. ОД на прогулке Игровое упражнение Игра подвижная Беседа Познавательно- исследовательская деятельность: Б еседа «Правила игры в баскетбол», познавательное занятие «Мячи разных народов мира». Художественное творчество: Групповой коллаж «Игра в баскетбол», творческая работа «Мы играем с мячом». Речевая деятельность: Разучивание считалок «Раз, два, три, мяч, скорей беги», «Вышел мячик, вышел в круг». Взаимодействие с воспитателями. содержание форма работы «Мячи разных народов мира» ОД Творческая работа с детьми Групповой коллаж «Игра в баскетбол» Закрепление движений с мячом Индивидуальная работа Подвижные игры с мячом Двигательная деятельность на прогулке «Методические рекомендации к играм с мячом» Консультация для воспитателей. Работа с родителями. 1. Консуль тации «О пользе игр с мямом »; «Техника движений с мячом»; 2. Папка- передвижка «Все о баскетболе»; 3. Открытый показ утренней гимнастики с мячом; 4. Творческая работа «Мы играем с мячом». III этап- заключительный. Баскетбольный матч между командами подготовительных групп. Вывод: 1. Дети играют командами в баскетбол, стараясь соблюдать правила; 2. Дети выучили новые считалки, новые игры и игровые упражнения; 3. Узнали об истории баскетбольного мяча; 4. Уровень двигательных умений с мячом вырос. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» пгт. Жешарт Усть- Вымского района Республики Коми Проект «Юные футболисты»( для детей 5- 7 лет) Составила инструктор по физическому воспитанию Самойлова В. С. Жешарт, 2015 год «Футбол- это своеобразный язык, который связывает миллионы людей во всем мире» Ф. Обюртен. Тип проекта: физкультурно- оздоровительный; Срок реализации: ср еднесрочный; с 01. 03 по 28. 05. 21 г. Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, их родители, воспитатели, инструктор по физической культуре. Цель: Обучение старших дошкольников элементам спортивной игры футбол, основам её техники. Задачи: «Физическое развитие»- целенаправленно развивать и совершенствовать физические качества и способности детей. Воспитывать интерес к спортивной игре футбол, научить элементам техники игры. р азвивать положительный эмоциональный тонус, так как это является важнейшей предпосылкой здоровья; «Социально- коммуникативное развитие»- учить детей играть в парах, в тройках, в команде, постепенно обучать безопасной технике игры. Воспитывать сопереживание, стремление к победе, р азвивать согласованность в командной игре; учить разрешать конфликты, возникающие в ходе игры; воспитывать товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве. «Речевое развитие»- пополнять словарный запас детей; разучить считалки, загадки, стихи про мяч. «Познавательное развитие»- развивать любознательность, интерес и желание больше узнать об игре футбол, знакомство детей с футбольными командами и знаменитыми футболистами. Актуальность: Футбо л- спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею. Футбо л- это игра с мячом. В играх и действиях с ним дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Все движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке, способствующей формированию умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Так как у детей еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Особую актуальность имеет тот факт, что в футболе дети будут учиться управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Обеспечение проектной деятельности: Методическое- Адашкявичене Э. Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Москва, Просвещение, 1992 год; Желобкович Е. Ф. «Футбол в детском саду» Москва, 2009 год; Кузнецов В. С. , Колодницкий Г. А. «Упражнения и игры с мячами» М. Издательство НЦ ЭНАС, 2006 год. Материально- техническое- Мячи футбольные Мячи резиновые разных размеров Стойки Кегли Обручи компьютер Ожидаемый результат: - ребята зна ют об истории появления футбола, футбольных командах; - умеют играть в команде; - знают элементы футбольной техники и используют их; - дети знают футболистов нашего поселка и района; - повысилась о бщая физическая подготовка детей. Этапы проекта: I этап подготовительный 1. Выявить мотивацию детей к спортивной игре футбол через беседы, рассматривание картин, просмотр передач о футболе; 2. Беседа с родителями о пользе игры в футбол; о том, что они знают о футболе, футбольных командах, футболистах; 3. Изучение методической литературы; 4. Разработка конспектов занятий с элементами футбола; 5. Составление памятки для детей и родителей «Правила игры в футбол ». II этап основной- реализация проекта работа с детьми 1. Двигательная деятельность: Физкультурные занятия. Включение в содержание занятий элементов футбольной техники: - передвижение игроков по площадке; - удары по мячу; - остановка( прием) мяча ногой; - ведение мяча ногой; - финты( уход с мячом в сторону от соперника) ; - отбор мяча; - вратарская техника; - вбрасывание мяча; Экскурсия на футбольное поле стадиона; Футбольная секция в спорткомплексе. 2. Игровая деятельность: Подвижные игры: « Ловишки », «Пятнашки», «Заморожу», «У кого меньше мячей», «10 передач», «Мяч в ворота»… Игровые упражнения: «Снайпер», «Кто быстрее», «Ну- ка отними», «Горячий мяч», «Вертись, мячик»… Игра- соревнование между командами; 3. Познавательная деятельность: Презентация спортивной игры «Футбол»; Рассматривание фотографий знаменитых футбольных команд; Памятка для играющих в футбол. 4. Речевая деятельность: Разучивание стихов про мяч; Разучивание стихов про маму, бабушку; 5. Изобразительная деятельность: Творческая работа «Мы играем с мячом»; 6. Трудовая деятельность: Уборка спортивного инвентаря после занятий, после самостоятельной игровой деятельности; Работа с воспитателями 1. Познавательное занятие «История футбола»; 2. Игры с мячом на прогулке; 3. Знакомство с загадками, стихами, песнями о мяче; 4. Творческая работа с детьми. 5. Посещение футбольной секции в спорткомплексе. Работа с родителями 1. Сбор фотографий футбольных команд района, поселка, составление альбома; 2. Творческая работа «Футбольный мяч своими руками»; 3. Открытое занятие по теме. 4. Презентация «История мяча и история возникновения футбола Работа с соц. п. Посещение футбольной секции в спорткомплексе. III этап заключительный Футбольный матч между командами подготовительных гру пп в сп орткомплексе. Вывод: 1. Дети узнали о футболе, о его возникновении, о футболистах; 2. В самостоятельной деятельности используют элементы игры футбол; 3. Играют командами, соблюдая правила; 4. Главное, играя в футбол, дети укрепили своё здоровье, у них появился интерес к игре, желание играть в эту спортивную игру. На заключительном третьем этапе подвела итоги эффективности работы над этими проектами. Провела тестирование родителей «Знаете ли вы спортивные игры». Итоги тестирования родителей показали, что большинство из них знают спортивные игры: на первый вопрос 95% ответили правильно. Второй вопрос вызвал затруднение, и всего 50% ответили правильно. На третий и четвертый вопрос 100% родителей знали правильный ответ. На вопрос «Сквош- это…» только 35% , ответили, что это игра с ракеткой и мячом. На последний вопрос 95% родителей ответили правильно. В результате этого тестирования в старших группах в уголке здоровья вывешена консультация «Сквош- это спортивная игра», а так же показана презентация «Спортивные игры с мячом». Анализ заболеваемости детей в детском саду показал, что динамика к снижению заболеваемости имеется. Таблица 4. Мониторинг двигательных умений с мячом. Возраст детей В начале работы над проектом 2020 г. В конце работы над проектом 2021 г. Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень 4- 5 лет 59, 9% 28. 4% 11. 7% 24% 34. 3% 41. 7% 5- 6 лет 37% 35. 3% 27. 7% 10% 39. 7% 55. 3% 6- 7 лет 12. 5% 35. 2% 52. 3% 0. 4% 12. 7% 86. 9% Общий 36. 5% 33% 30. 5% 9. 8% 28. 9% 61. 3% В детском саду создан музей мяча силами педагогов и родителей. Здесь имеются мячи как покупные современные, так и сделанные руками родителей, собраны фотографии футбольной и волейбольной команд поселка. Вывод: Для повышения активности родителей предусматривала построение мероприятий от теоретической формы работы к практической, когда родители осознавали значимость совместной деятельности. При взаимодействии с воспитателями проводили корректировку планирования специалистов и музыкальных работников. Для поддержания интереса детей к деятельности взаимодействовала с социальным партнёром – спорткомплексом поселка. Это помогло стимулировать познавательную и двигательную деятельность детей и избежать рисков в работе над проектом. Сравнительный анализ данных мониторинга показывает положительную динамику развития движений с мячом, что подтверждает эффективность работы над этим опытом. Дети стали выносливее, активнее. Появилось качество в технике работы с мячом. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, интерес, азарт. Родители и дети узнали, как можно укрепить здоровье детей, играя мячом, а так же узнали об истории возникновения мяча. Результаты убеждают, что спортивные и подвижные игры с мячом, игровые упражнения пошли на пользу здоровью детей. Тест «Знаете ли вы спортивные игры? » 1. Сколько команд участвует в спортивной игре баскетбол? Три Две Одна Четыре 2. Кто такой голкипер? Нападающий Защитник Вратарь Центровой 3. Где впервые возникла игра баскетбол? В СССР В Африке В США Во Франции 4. Куда забивают мяч в футболе? В ворота В кольцо В корзину В ведро 5. Сквош- это Подвижная игра Игра с ракеткой и мячом Игра в одни ворота 6. В какой игре используется клюшка и мяч? Теннис Регби Гольф Футбол Взаимодействие с социальным партнером- спорткомплексом.