Проект "Двигаться играть здоровье укреплять.
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» пгт Жешарт Усть- Вымского района Республики Коми Проект «Двигаться играть- здоровье укреплять»( для детей подготовительной группы) Составила: инструктор по физической культуре Каштанова Е. Е. 2021г «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В. Белинский Паспорт проекта: Тип проекта – познавательно – игровой По составу участников – групповой Продолжительность – средняя ноябрь – январь Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели, воспитатель по коми языку, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, родители. Соц. партнеры: библиотека, спорткомплекс, школа №3. Актуальность: Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка и сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре жить и развиваться. У каждого народа свои игры, которые передают от поколения к поколению нравственные ценности – добро, дружбу, взаимопонимание, трудолюбие. В нашем современном мире чрезвычайно актуально, чтобы эта цепочка передачи не разорвалась. Вместе с тем, народная игра – это отличный способ укрепить дух, тело, развить мышление, фантазию, эмоциональную составляющую детей. С помощью народных игр дети вступают в общение со сверстниками, что способствует восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, взаимовыручке, справедливости и ответственности. Приобщение к истории, культуре своего народа, поможет в дальнейшем детям с интересом и уважением относиться к культурным традициям не только своего народа, но и обычаям, традициям других народов. Цель: Укрепление здоровья, развитие физических качеств, воспитание национального самосознания детей через народные игры, игры на коми языке. Задачи и содержание проекта составлены с учетом: Физического, социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического развития детей. Задачи для детей: Воспитывать заинтересованное, уважительное отношение к истории, традициям, обычаям, языку коми народа. Формировать интерес к народным играм, играм на коми языке. Развивать ловкость, силу, быстроту, ориентировку в пространстве. Развивать двигательную активность и интерес к спортивным состязаниям. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, желание участвовать в коллективных играх. Закреплять правила безопасного поведения в играх, эстафетах. Приобщать детей к коми и русскому фольклору; обогащать речь детей считалками, загадками, пословицами. Развивать потребность отражать свои впечатления в изобразительной деятельности и конструировании. Воспитывать отзывчивость на музыкальные произведения. Развивать певческие навыки и исполнительские умения в играх, танцах, хороводах. Задачи для педагогов и родителей: Заинтересовать педагогов и родителей деятельностью по проекту. Пополнить развивающую среду для игр и эстафет. Создать картотеку народных игр. Составить конспекты занятий, мероприятий. Придумать авторские игры, варианты игр, тексты к играм. Ожидаемый результат: - пополнена и обновлена развивающая среда для игр и эстафет; - создана картотека народных игр; - составлены конспекты занятий, мероприятий; - дети используют считалки, загадки, потешки в совместной и самостоятельной деятельности; - дети с желанием играют в народные игры. Обеспечение проектной деятельности. Материально – техническое: Атрибуты для игр и эстафет. Костюмы для праздника. Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, фото и видео камеры. Спортивное оборудование и инвентарь. Методическое: БелыхС. С, Штекляйн С. Н, Потолицына Н. Б, Программа «Парма» Хабарова Т. В. «Организация физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении» Пантелеева Е. И. «Родник» КамбаловаЛ. Н. , РассыхаевА. Н. «Коми ворсӧ м да гаж: тӧрыт да талун » Рассыхаев А. Н. «Коми ворсӧмъяс » Попов Г. И. « Кыдз i чужӧ сьыланкыв » Рочев Ю. Г «Коми старинные детские игры» КожемякинаН. М. «Березовая карусель» Рочев Ю. Г. »Челядь сьыланкывъяс да мойдкывъяс » Остапова З. В, М. В. Рудецкая. . « Ворсанкуд » Якуб С. К. «Вспомним забытые игры» Этапы реализации проекта. 1этап – подготовительный. Совместная деятельность с детьми Взаимодействие педагогов Взаимодействие с родителями, соц. партнерами. Беседа «Игры в старину и сейчас» Выявление проблемы, мотивация деятельности Создание творческой группы для работы Подбор и литературы, методических пособий. Создание развивающей среды: изготовление пособий, атрибутов к играм. Планирование работы по проекту. Подбор информации, подготовка атрибутов для игр совместно с родителями. Подбор литературы с сотрудниками библиотеки. Беседа с преподавателемф/ культуры школы№3 2 этап – основной. Совместная деятельность с детьми Взаимодействие педагогов Взаимодействие с родителями, соц. партнерами Совместная работа педагогов с детьми по реализации проекта Консультация и презентация «Коми народные игры» Выставка литературы по теме «Народные игры». Разработка тематического плана работы с детьми. Организация работы с детьми, родителями и соц. партнерами. Индивидуальные беседы с родителями о реализации проекта. Выставки творческих работ для родителей. Консультация «Народные игры». Подготовка к мероприятиям: «Как играли старину», «Загадки коми народа». 3 этап – заключительный. П резентация проекта. Совместная деятельность с детьми Взаимодействие педагогов Взаимодействие с родителями, соц. партнерами Организация выставки атрибутов для игр и эстафет. Фотовыставка «Утренняя гимнастика в детском саду» Развлечение «В гостях у дедушки Макара» Подготовка костюмов, атрибутов, оформление музыкального зала. Оформление выставки атрибутов, фотовыставки. Привлечь родителей к подготовке костюмов для развлечения, подготовке выставки. Приглашение на развлечение родителей и социальных партнеров. Тематическое планирование. Игровая деятельность. Подвижные игры( коми и русские народные игры, игры на коми языке) : « Кепысь », « Р ӧдтiм, гӧнитiм », « Ема, ема », « Кушман », « Чикили – микили », «День и ночь», «Невод», «Пирог», «Заря – зарница», «Охотник и звери», «Ловля оленей», « Мудер руч », «Заря – зарница», «Кривой петух», « Йӧла рок», « Колипкай ». Хороводные игры: « Тупӧсь нянь», « Шондiӧ, шондiӧ », «Бочка», « Кодiсерӧктас ». Пальчиковые игры: « Тайӧ чуньыс п ӧль », « Пачӧ, пачӧ, лом, лом», « Дзуми –люки локтӧ ». Дидактические игры: «Найди деревья нашего леса», «Найди пару», «Краеведческое лото», « Кодi дзебсис? », « Кодлы мый колӧ? », « Мый вӧчӧ гӧбӧч айка? » Игры с использованием ИКТ: «Игры с Кикуруллю »- ( Тӧдмав нӧдкыв, Корсь п ӧвсӧ) Двигательная деятельность. Сюжетные физкультурные занятия: «По реке Вычегда на лодках», «Весело шагать по просторам нашей страны», «В царстве снежной королевы», «Путешествие к красавице елке». Физкультурные занятия – тренировки: «Будь ловким», «Скакалочка», «Мяч и я – неразлучные друзья». Игры в спорткомплексе. Физкультурные занятия из подвижных иг р( русские и коми народные игры) . Занятие из серии «Забочусь о своем здоровье»: З имние забавы. Безопасное поведение на прогулке. Зимний спортивный праздник «В гости к Снегурочке». Эстафеты: «Собери шишки», «Покорми зайца», «Кто дальше забросит валенок», «Поймай рыбку», «Передай рукавицу», «Принеси воды», «Подкинь дрова», «Вытащи колобок из печки». Утренняя гимнастика на коми языке: «Зима – Тӧв », Мойд « Кӧвдум », Утренняя гимнастика из подвижных игр. Физминутки: « Сизим часын », « Тайӧ – кокӧй, тайӧ – киӧй », « Киӧ – кепысь » Познавательно – исследовательская деятельность. Познавательно – игровой час «Как играли в старину». Экскурсия в музей д/ сада «Путешествие в прошлое». Экскурсия в сосновый бор «В гости к лесовику». Экскурсия «Зеленые зоны нашего поселка». Лыжные прогулки. Игры со снегом. Литературный вечер «Как играли в старину». Дидактическая игра «Краеведческое лото». Игра «Из чего сделано? », «Что предмет рассказывает о себе? ». Игра – рассуждение «Что сначала, что потом»»( предметы быта) . Беседа «Как жили раньше»( с использованием мультимедийной презентации) . Чтение художественной литературы. Заучивание скороговорок к играм: «Охи – охи – охи – ох …», «На дрожжах поставим тесто…», «На золотом крыльце сидели. . » « Ата – бата. . », « Гигин – гогин …», « Бабӧ л ӧн вӧлӧма кань…». Игра «Кузовок с загадками» Тема: предметы быта. Чтение, инсценировка коми народных песенок: « Р ӧдтам, гӧнитам », « Гӧбӧч айка, петав », « Пачӧ, пачӧ, лом, лом» « Дзуми люки локтӧ ». Заучивание стихотворения С. Попова « Сизим часын ». Чтение и заучивание стихотворения Г. Юшкова « Киӧ – кепысь », «Код i бура сейӧ ». Литературный вечер «Загадки коми народа». Речевая деятельность. Занятия по коми языку: «Мой поселок», «Приехали гости», «Мы живем в Жешарте », «Мой дом», «Игры с Настук », Приглашение в магазин «Все для дома», «Выставка одежды», «Выходим на прогулку», «Моя семья». Артикуляционные упражнения «Песенки веселого язычка», «Звуки в деревенском доме», «Тихо – громко». Д/ упражнения «Назови правильно», «Один и много». Диалог: «Знакомимся с домовенком», «Новые друзья». Монолог «Расскажи о себе дедушке, бабушке», «Красивая посуда». Ситуации общения «Как играли раньше? », «Игры в вашем дворе». Тематические дни в детском саду «День коми кухни». Музыкальная деятельность Слушание: « Удорская плясовая», « Выль пимы» к. н. м. Пение: « Шань челядь» слова и музыка Г. И. Попова, « Козйӧ, козйӧ » к. н. м. «Ой, вставала я ранешенько »р. н. м. Хоровод « Р ӧдтiм, гӧнитiм»к. н. м. Разучивание движений: хороводный шаг, танцевальный шаг, подскоки, прямой и боковой галоп, кружение в парах. Музыкальная игра «Подбери движение»( русские и коми н. мелодии) Танцы: « Шен »( игра – танец) «Марья – моль» Праздники « Чомӧ р », «Кузьма- Демьян лун». Тематические занятия «Мой край родной», «За околицей», «Родные напевы». Изобразительная деятельность. Конструирование. Рисование « Маски животных» Рисование «Что нам нравится зимой» Лепка «Мы играем» Конструирование «Маска собачки»( оригами) Конструирование «Маски животных»( из бумаги и картона) Трудовая деятельность Расстановка и уборка инвентаря к играм и эстафетам Чистка лыж. Подготовка и уборка материала к занятиям. Беседа «Труд в своем доме»( в старину и сейчас) Диагностика деятельности по проекту. Критерии На начало проекта высокий уровень На конец проекта высокий уровень 1. Используют считалки, загадки, потешки в совместной и самостоятельной деятельности. 2. Самостоятельно играют в народные игры. 32% 13% 81% 53% Вывод: 1. Пополнена развивающая среда: – маски, шапочки для игр. – атрибуты для игр и эстафет( чугунки, ухваты, лопаточки, полешки…) 2. Составлена картотека народных игр «Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть». 3. Составлены авторские игры, варианты игр. 4. Составлены конспекты занятий, мероприятий: «В гостях у дедушки Макара», «Спасем Снегурочку», «Вдоль по Вычегде на лодках» и др. ; 5. Дети стали активнее использовать русские и коми считалки, загадки… 6. . У детей повысился интерес к истории, культуре родного края. 7. Наша деятельность при реализации данного проекта заинтересовала детей, педагогов, родителей. Самый главный результат в том, что у детей появился интерес к народным играм, играм на коми языке, эстафетам с использованием предметов быта коми народа. Дети стали лучше взаимодействовать в коллективных играх со сверстниками и взрослыми. Дети с желанием играют с педагогами и самостоятельно. Приложение к проекту.