ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Кепп В.П
Документы для скачивания
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2- 2, 5 раза, достигнув 30% и более. Особое место среди таких детей занимают дети с ЗПР. Не забывайте, что слабое соматическое и нервно- психическое здоровье дошкольников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Выбирая для ребенка школу и программу начального обучения помните, что у Вас растет ребенок, отличающийся некоторыми особенностями развития, требующий к себе повышенного внимания. Рассмотрим факторы, оказывающие негативное влияние на формирование готовности к обучению в школе и развитие ребенка в целом: Социальная ситуация развития ребенка( круг общения и характер взаимоотношений «взрослый- ребенок», «ребенок- ребенок» в семье, обществе в целом) Дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов и речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности; Травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно- защитные свойства( робость, безынициативность, плаксивость) или, наоборот, защитно- агрессивные свойства( жестокость, упрямство, негативизм, грубость) ; Отсутствие квалифицированного педагогического взаимодействия с ребенком, обеспечивающего развитие ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов развития. Развитие ведущей и других, типичных для данного возраста, видов деятельности( игры, учения, элементов труда и т. д. ) Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие полноценной, соответствующей его возрасту деятельности. Состояние здоровья Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы препятствует нормальному функционированию мозга и задерживает его своевременное развитие. Это может выражаться в виде недостатков развития эмоционально- волевой и познавательной сфер. Тяжелые заболевания в первые годы жизни либо хронические формы заболеваний с частыми обострениями приводят к нарушениям обменных процессов, что влечет за собой стойкую астению( низкий психический и физический тонус ребенка) , и приводит к более стойкой задержке в развитии. Не следует забывать, что реализация потенциальных возможностей развития ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к ребенку, с другой – от организации педагогического воздействия, учитывающего особенности ребенка. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР при поступлении в школу Оценивая интеллектуальную готовность к школе детей с ЗПР, следует отметить, прежде всего, низкую познавательную активность. Снижение познавательной активности проявляется в ограничении запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Восприятие как зрительное, так и слуховое, может быть недостаточно развито, внимание характеризуется низкой концентрацией. Для любого вида деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий. Большинство детей затрудняется в установлении причинно- следственных связей. На продуктивной деятельности( лепка, рисование, конструирование) отрицательно сказывается малая дифференцированность движений кистей рук и пальцев. Задержка в развитии моторных функций сказывается при обучении письму. Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса, усвоенного на другие предметы при выполнении последующих заданий. Нарушения речи, связанные с недоразвитием звукопроизношения и слухового восприятия, снижением слухоречевой памяти проявляются в замене, искажении звуков, а позднее и букв при обучении чтению и письму. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечаются многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказываний. Начало обучения в школе связано с изменением привычных для ребенка условий жизни и усложнением требований к уровню развития познавательной и эмоционально- личностной сфер. Поэтому от готовности ребенка к переходу на этот новый этап зависит и его дальнейшая успешность. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, помогающее ему в дальнейшем успешно справиться со школьной программой. Функциональная готовность ребенка – это комплекс физиологических и психических качеств организма любого ребенка – дошкольника 6 – 7 лет: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка, особенно с задержкой психического развития, оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения. Главное, у дошкольника должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что не все дети хотят в школу: трудно учиться, в школе будет домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, каникулы. Но это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе. Если ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то возможны трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью. Родителям стоит задуматься, если к 6- 7 годам ребенок: негативно относится к любой умственной деятельности; не любит отвечать на вопросы, не любит чтение; не может подчиняться правилам; не может подобрать синонимы или антонимы; не умеет ориентироваться на заданную систему требований; не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания; не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца( копирование) . Мотивационную готовность к школе определяют не только умение читать, считать, писать. Хорошо, если до школы ребенок научится читать и писать. Но это всего лишь навык( хотя и очень важный для развития ребенка) , как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка, если, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Иногда родители отдают все силы, чтобы научить ребенка читать и считать, но, как только он освоит это, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Обучение чтению и счету – важная часть в развитии ребенка. Но важнее- желание узнавать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение. Рекомендации родителям в подготовке детей с ЗПР к школе и выбору школе Для предотвращения негативных сторон при подготовке ребенка к обучению в школе родителям следует: рассказать ребенку, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе; на доступных примерах показать важность уроков, школьного распорядка; воспитывать интерес к получению новых знаний, их содержанию; никогда не говорить, что в школе неинтересно. Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых вопросами «почему? » и «когда в школу? ». Такое желание следует поощрять и поддерживать, приобретая доступную познавательную литературу, читать, рассматривать иллюстрации вместе с ребенком, обсуждать наиболее понравившиеся моменты, выполнять при желании и необходимости зарисовки и т. д. Признаки готовности к школе: сильное желание учиться( созревание учебного мотива) ; достаточно широкий круг знаний об окружающем мире; способность к выполнению основных мыслительных операций; достижение определенного уровня физической и психической выносливости; развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств; определенный уровень речевого развития( коммуникация) : ребенок должен быть вежливым в общении с взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным. Дошкольный возраст является сензитивным( благоприятным) периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности. Детям с задержкой психического развития рекомендуем записываться в ближайшую от места жительства школу, так как ребенок чувствует себя при этом более комфортно и процесс социальной адаптации проходит для него легче и эффективнее; в класс со стандартной моделью обучения, чтобы ребенок испытывал позицию успеха, мог применить полученные в детском саду знания и умения; уменьшить на первое время физическую нагрузку и количество посещений секций или кружков, в которые ребенок ранее записался. Педагог- психолог Сухорукова А. А.