Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Кепп В.П
Документы для скачивания
« Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями » Сенсорное развитие ребенка- это развитии его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения( особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен- снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия ( зрительного, слухового, тактильно- д вигательного) . Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и каче ств пр едметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно- практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины( " длинный- короткий" , " широкий- узкий" , " высокий- низкий" и т. д. , а пользуется словами" большой- маленький" . Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов- представлений. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно- двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений( температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий ( узнавание предметов в условиях наложения, зашумления) . Так, э ти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов. У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «направо» и «налево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации. Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка- это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.