Конспект и презентация урока русского языка "Однокоренные слова" 3 кл
Документы для скачивания
Урок русского языка 3 «А» класс( вариант 1. 2, 2. 2) Учитель: Семенюк Анастасия Григорьевна Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. Тип урока: Урок изучения новых знаний и выработка умений. Цель урока: создать условия для формирования умения подбирать однокоренные слова, выделять их корень. Задачи урока: Познакомить учащихся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова». Развивать умение распознавать однокоренные слова; находить корень в родственных словах. Развивать внимание, мышление, логически – связную речь. 4. Воспитывать стремление детей к успеху в учебе, умение адекватно оценивать свой труд. Воспитывать чувства товарищества. Планируемые результаты: Предметные: - распознавать однокоренные слова; - обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в них; Личностные УУД: - развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - воспитание любви к птицам, желания заботиться о пернатых в зимнее время; Метапредметные( УУД) : Познавательные УУД: - умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного; - освоение способов решения проблем поискового характера, используя свой жизненный опыт и информацию; - установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, классификаций, делать обобщения, выводы с помощью учителя; Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - контролировать и оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с опорой на речевой материал; - слушать и понимать речь других; - осуществлять совместную деятельность в парах. Образовательные ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, карточки с основными понятиями, индивидуальные карточки с заданиями, презентация к урокам, тетради. Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный, наглядный, практический. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Этапы урока Деятельность на уроке учителя Деятельность учащихся I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности( эмоциональный настрой) \ - Встаньте. \ - Как ты слышишь, Захар? \ - Меня не слышит, Маша. \ - Ты слышишь хорошо или плохо, Ренат? - П овернитесь и друг другу улыбнитесь. \ - Что будем делать? Фон. з арядка\ м\ Арму- кормушка Сма- смастерили Иму- зимующие- Составьте словосочетания: смастерили птицы зимующие кормушку Дети смастерили кормушку для зимующих птиц. \ Что мы делали? \ - Какое сегодня число? Арсений спроси у Рената. \ - Какой урок? Ренат, попроси Эву узнать у Маши. - Я вста л( а) . - Я слышу…- Будем выполнять фонетическую зарядку со звуком/ м/ . - Мы хорошо говорили слоги, слова, предложения со звуком\ м\ . II Мотивация учащихся к учебной деятельности. \ - Прочитайте план урока. План урока. Минутка чистописания. Находить однокоренные слова, выделять корень. Вспоминать, какие слова мы называем родственными. ( Работать с родственными словами. Беседовать о родственных словах. Вспомним, что мы знаем о родственных словах) Узнавать новое о родственных словах\ - Что будем делать сначала? ( 1 ученик достаёт с закрытыми глазами из волшебног о мешочка буквы и отгадывает их) - У меня есть волшебный мешочек. В нём появляются буквы. Угадайте, какие это буквы. Дайте характеристику букве. - Составьте слоги с данными буквами. ( Слайд) - Напишите строчку заглавную и строчную букву Г, г и строчку слогов. - Напишите 3 слова с буквой г. \ - Что мы делали? Кто скажет по- другому? - Оцените свою работу. - Я прочита л( а) . - Будет минутка чистописания. ( Г, О, У. ) ( го, гу, ог, уг) III Актуализация знаний. Сообщение темы, цели урока. \ - Что будем делать потом? - Послушайте. \ - Будем вспоминать, какие слова мы называем родственными. - Ребята, совсем забыла, утром почтальон передал мне посылку. Прочитаем. - Откроем посылку? \ - Что это? ( кормушка) - Прочитайте слова. ( Слайд) Кормушка, кормить, корм. - Какие это слова? ( Родственные) - Ты согласна, Эва? - Докажите, почему. ( …. . , потому что …. . ) - Ой, на нашу кормушку сразу слетелись птицы. Назовите, какие. ( Слайд) Синицы, снегири, воробьи. - Это родственные слова? - Докажите. - Какие слова мы называем родственными? - Сегодня мы продолжи м работу с родственными словами и узнаем много нового о них. \ - Какая тема урока? ( Слайд) \ - Какая цель урока? - Запишите тему. \ - Что мы делали? - Оцените свою работу. Ответы детей. - Куда: г. Минусинск, ул. Ботаническая, д. 32, школа- интернат Кому: ребятам 3 «А» класса. От кого: от Снежной Зимы. - Синицы, снегири, воробьи. - Нет. - Нет общей части. - Ответы детей( правило) . - Тема. Корень слова. Однокоренные слова. - Цель: учиться распознавать … и выделять …. IV. Предъявление нового материала. \ - Что будем делать? - Ребята, в какую группу можно объединить этих птиц? ( Какие это птицы? ) - Прочитайте текст. Выпишите родственные слова. \ - Что ты будешь делать, …? ( Слайд) Наступила зима. В город прилетели зимующие птицы: снегири, синицы. Птицы будут зимовать около домов людей. ( Слайд) Зима, зимующие, зимовать. - Какая часть общая? ( зим) - А кто знает, как называется общая часть родственных слов? - Корень- это главная часть слова. Корень слова выделяется так: - Выделите корень слова. ( 1 ученик на доске работает) - У этих слов один или одинаковый корень. Как можно ещё назвать родственные слова? ( однокоренные) - Что такое корень? - Какие слова мы называем однокоренными? \ - Что мы делали? - Оцените свою работу. - Будем узнавать новое о родственных словах. …. - Зимующие. - Я буду читать текст. Выписывать родственные слова. - Зима, зимующие, зимовать. - Корень слова. - Однокоренные слова. Корень- это общая часть родственных слов. Однокоренные- слова с одним и тем же корнем. V. Закрепление изученного. \ - Что будем делать затем? - Работать будем в группах. - Задание: Разделите слова в два столбика. Выделите корень. - Проверьте( Слайд) - А теперь будите работать в тетради. Красным отмечено сложное задание, на «5» Сини м- задание средней сложности. Зелёным- лёгкое задание. ( Задания на карточках. Выполняют в тетради) \ - Что мы делали? - Оцените свою работу. - Находить однокоренные слова, выделять корень. VI. Итог. Рефлексия. - А зачем нам Зима прислала кормушку? Как живётся птицам зимой? - Как мы можем помочь птицам. ( Нужно сделать и повесить кормушки. Насыпать в кормушки корм. ) - Какие цели мы ставили? ( учиться распознавать однокоренные слова и выделять корень) - Что такое корень? - Как ещё можно назвать родственные слова? - Вы сегодня работали хорошо. Оценки…- Скажите несколько слов об уроке. ( т абличка) ( Слайд) - Птицам зимой холодно и голодно. Птицам зимой живётся трудно. Им нужно помогать. VII. Домашнее задание. Выписать из текста однокоренные слова. Выделить корень. кормушка Упражнение 1. Напиши. Кто? Что? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( снегирь, кормушка, воробей, зима, синица) снегирь синица Запиши только однокоренные слова. Выдели корень. 1) Добрый, чуткий, доброта. 2) Лес, лесной, лестница, лесничий. 3) Водный, вода, водитель. Запиши только однокоренные слова. Выдели корень. 1) Добрый, чуткий, доброта. 2) Лес, лесной, лестница, лесничий. 3) Водный, вода, водитель.