a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Резьба по дереву в системе профессионально- трудовой подготовки в школе глухих и слабослышащих обучающихся

Автор: Тарковский Вячеслав Николаевич Опубликовано: 2022-02-28 14:47:31

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ ГЛУ ХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Тарковский Вячеслав Николаевич, учитель технологии, Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» Аннотация: в статье раскрыты основы подготовки детей с нарушениями слуха к резьб е по дереву. Главным направлением всей учебно- воспитательной и коррекционной работы школ для обучающихся с нарушениями слуха является успешная социально- психологическая адаптация и интеграция их в обществе. Это зависит от множества факторов. И одним из важных факторов интеграции глухих и слабослышащих обучающихся является правильный выбор профессии и формирование профессиональной направленности. Профориентационная работа является составной частью всей образовательной системы школ для глухих и слабослышащих. На уроках технологии, занятиях в различных кружках, студиях и секциях дополнительного образования учащиеся имеют возможность на практике испытать себя, попробовать свои силы в различны х видах деятельности, осознать на сколько тот или иной труд соответствует их личностным предпочтениям. Одним из направлений формирования профессиональной и социальной ориентации, является обучение подростков резьбе по дереву во внеурочное время. М ною было разработана специальная Программа «Резьба по дереву для обучающихся 12- 18 лет с трех летним сроком обучения». Данная программа нацелена решать следующие задачи: раскрыть перед об уча ю щимися истоки и роль народного творчества, декоративн о- прикладного искусства в духовно- материальной жизни общества; привить любовь к традиционному народному искусству; воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус; развивать коммуникативные навыки об уча ю щихся; развивать мелкую моторику; развивать художественн о- творческие способности; подвести к осознанному выб ору профессии резчика по дереву. В работе по изучению интересов к резьбе было проведено анкетирование. Осуществляя дифференцированный подход к анализу анкетирования, об уча ю щиеся были разделены на три группы. В первую группу вошли ребята, которые перешли в пятый класс, те кто после первого года обучения в связи со своими психофизическими способностями не усвоили программу первого года обучения, а также ребята старших классов раннее не посещавшие кружок и решившие попробовать свои силы в резьбе по дереву. Во вторую группу вошли об уча ю щиеся, которые справились с программой первого года обучения, у них есть желание продолжать учиться резьбе по дереву, хотя определенные планы выбора профессии у них еще не сформированы. Третью группу составили об уча ю щиеся, которые определились с выбором профессии, они активно посещают кружок, добились успехов в работе и те которым нравится в свободное время заниматься резьбой. Приступая к обучению резьбе, я начинаю с изучения свой ств др евесины, в которых скрыты отличия в способах обработки различных пород. Каждый обучающийся должен усвоить и соблюдать основные правила резьбы, которые имеют решающее значение, а практический опыт, приобретенный в работе, подскажет наиболее правильный выбор технологии изготовления резных изделий. На первых порах учу работать на учебных дощечках. Ребята исполняют ряд упражнений, которые начинаются со способов закрепления заготовки, хватки инструментов, расположения пальцев и кисти рук. Учебные упражнения следует начинать со срезания по наклонной линии к сло ям волокон. Выполняя, его ребята убеждаются в том, что, выполняя правильный прием работы резцом, срез получается чистым, гладким, блестящим. Следующие упражнения – резьба прямой двусторонней выемки поперек волокон, по наклонной, вдоль волокон, по кривой или по окружности. В этих первоначальных шагах исполнения приемов у школьников вырабатывается чувство материала, основные правила и приемы резьбы, и, самое главное, у них самопроизвольно возникает желание говорить. Обучающийся, попадая в такую среду, вынужден овладевать тем языком, которым общаются окружающие. В этот период идет активное развитие диалогической и монологической речи. При выполнении учебных упражнений об уч а ю щимся предлагается самим проводить линии под определенным углом, сам же, контролирую последовательность работы резцом. Сделавшим ошибки или неточности предлагаю, обратившись к эскизу схемы резьбы, подумать, и самим определить ошибку. Вместе со мной, контролируют работу и те об уч а ю щиеся, которые качественно и быстрее других выполнили задание. Ознакомление об уча ю щихся с новым словом провожу по схеме: написание его на доске или на табличке, толкование значения слова, и введение этого слова в предложение. Затем происходит закрепление новых слов в процессе выполнения учениками соответствующих действий и отчет о проделанной работе. Для повышения речевой активности использую следующие приемы: самостоятельное сообщение о проделанной работе; обсуждение образца предстоящей работы; планирование предстоящей работы и запись плана в тетради; выполнение работы по составленному плану; отчет о проделанной работе. Широкое использование монологической и диалогической речи школьников при использовании этих приемов исключает формальное словотолкование и механическое заучивание слов на уроке. Особой формой мотивации обучающихся к овладению ключевыми трудовыми компетенциями с одной стороны, и пространством для предъявления и оценки образовательных результатов с другой стороны, являются: участие в районных, городских, краевых, межрегиональных выставках и национальных чемпионатах. Список литературы. Вельгус В. М. Повышение развивающей роли трудовой подготовки неслышащих школьников. Екатеринбург 1993. Жильцов Ф. В. Шалин А. Б. Художественная резьба по дереву. Издательский дом «Манускрипт» Новосибирск 2002. Кантор В. З. , Никитина М. И. , Пеннин Г. Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития. – СПб. , 2000. Логачева Л. А. Основы мастерства резчика по дерев у- М. : Народное творчество, 2002. Матвеев В. Ф. профессиональная подготовка лиц с нарушениями слуха в современных условиях. Некрасова М. А. Основы художественного ремесла. Ч. . М. 1987. Сурдопедагогика. Под редакцией профессора Е. Г. Речицкой М. « Владос » 2004.

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы