Консультация для педагогов "Защита прав и достоинств ребенка"
Консультация для воспитателей.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Что же придумали люди?
Какая организация была первым защитником прав детства?
В 1919 году Лига Наций создала комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи сиротам и беспризорникам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1923 году в Женеве Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка. Это был первый правовой международный документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения ООН принципа уважения прав человека.
Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:
- Разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
- Создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
- Содействие приведению национального законодательства в содействие с международными обязательствами;
- Оказание международной помощи через Детский фонд ООН
Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребенка. К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:
- Декларация прав ребенка (1959) (на основе Декларации была разработана Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989) (Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
В Декларации прав ребенка родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
В десяти принципах, изложенных в Декларации провозглашаются права детей на:
- Имя
- Гражданство
- Любовь
- Понимание
- Материальное обеспечение
- Социальную защиту
- Образование и возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации
Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих индивидуальные права человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического, социального происхождения, юридическое право на:
- Воспитание
- Развитие
- Защиту
- Активное участие в жизни общества
В детском саду в качестве профилактической работы по защите детей от жестокого обращения, должна быть организована система работы по формированию элементарных представлений о своих правах и свободах, развитию уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Причем, организуя работу по данному направлению важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения:
- Формировать у ребенка положительное самоощущение.
- развивать положительное отношение ребенка к окружающим людям.
- приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
- Развивать коммуникативные компетентности ребенка.
- Развивать социальные навыки.
- Формировать правовое сознание детей.
Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение строится по принципу постепенного движения от самого "Я" до окружающего мира.
Темы ознакомления детей с основами правового сознания приведены в данной таблице, а так же в пособии Н.С. Голициной «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка».
|
Младший дошкольный возраст: |
Старший дошкольный возраст |
Сентябрь: |
“ Я – человек”. |
“Знакомство с Декларацией прав человека”. “Право на жизнь, свободу, семью”. |
Октябрь: |
“ Я – человек”. |
Право на жилье, пищу, личное имущество”. |
Ноябрь: |
“ Я и моя семья”. |
Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь” |
Декабрь: |
“ Я и моя семья”. |
“Право на медицинскую помощь и охрану здоровья”. |
Январь: |
“ Мой организм, или из чего я сделан”. |
“Право на гражданство |
Февраль: |
“ Я и мои игрушки”. |
“Защита детей”. |
Март: |
“ Я и люди на Земле”. |
“Право на дружбу и собственное мнение”. |
Апрель: |
“ Я и мои права”. |
“Сделал дело - гуляй смело”. |
Май: |
“ Я и мои права”. |
Я и общество”. |
Голицина Н.С. предлагает знакомить с основными, и более доступными для детского восприятия статьями Конвенции: 6, 7 ,9, 8, 12, 16, 17, 28, 24, 31, 35. Знания о правах ребенка можно включать в содержание работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Однако, общее количество занятий, которое может быть проведено в течение года, строго определено, и каждой теме, в том числе и при ознакомлении с доступными пониманию старших дошкольников статьями Конвенции, может быть полностью посвящено не более 1-2 фронтальных занятий. Такого количества занятий недостаточно, чтобы у детей сформировались необходимые представления, закрепились знания, поэтому материал может быть включен как часть занятий по ознакомлению с социальной действительностью по другим темам.
Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей.
Занятия должны носить игровой характер, проводиться в форме путешествий, КВН, праздников-концертов в зависимости от поставленных задач. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Основные виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная.
Рекомендуется проводить:
- Ролевые, театрализованные игры
- Прием драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
- Прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений (“Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь”, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?)
Рекомендуется организовывать:
- Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач (отгадать, отыскать, раскрыть секрет)
- «Как справедливо разделить одну красивую куклу (машину);
- что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях;?;
- поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;
- Разработка совместных с воспитателем проектов (составить, смоделировать, видоизменить, сочинить). Н-р:
- выпуск групповой газеты “Наши звездочки”, где поместить интересные случаи из жизни детей с детскими комментариями, оценками.
- Составление “Декларации прав группы”, в которую войдут такие правила, как:
- кто сильнее, тот уступит,
- умеешь сам – научи другого,
- 5 на 5 - не будем сдачу мы давать и так далее.
Это поможет детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать
- Изготовление индивидуальных книжек “Права ребенка” и книжек-раскладушек “Ваши права”, где дети при помощи символов и знаков изобразят права детей, защиту детей и их обязанности.
- Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п. и их презентация)
- Наблюдения.
- Понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми.
- Благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы.
Эти приемы способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
- Просмотр сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
Советы воспитателям:
- Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания.
- В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать устный народный фольклор, шутки, юмор, песни.
Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
- В конце дня пусть дети рассказывают о своих поступках и на доске отметят положительное - звездочкой. Это поможет им самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.
- Беседы с детьми можно проводить от имени персонажа, пользующегося у детей популярностью.
- Установите групповые традиции: сказочный персонаж приходит к детям каждую неделю, зовет их на чаепитие и за неспешным разговором ведет беседы, отгадывает ребусы, кроссворды, загадки, разучивает стихи, пословицы, повторяет права и обязанности.
- С детьми младшего возраста не нужно специально учить права, нужно реально ограждать и предохранять их от зла.
- Знакомить с отдельными статьями Конвенции начинают с подготовительной группы.
- При знакомстве детей с их правами нужно помнить об «обратной стороне медали»: если ребенок рассматривает каждое действие родителей через соблюдение или нарушений своих прав, это ведет к разрушению семьи. Родитель для ребенка – непререкаемый авторитет. Когда рушится авторитет взрослого, у детей могут развиться патологические страхи. Если взрослого все время одергивать и показывать, какие права ребенка он в тот или иной момент нарушает, то взрослый утрачивает свой авторитет. Как только взрослый перестает быть в глазах маленького ребенка авторитетом, он прекращает быть для него защитником.