a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Адаптированная программа

Автор: Тарковский Вячеслав Николаевич Опубликовано: 2022-03-10 08:07:48

СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 II. Планируемые результаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 III. Содержание программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 3. 1. Учебный план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7. 3. 2. Содержание учебного плана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 IV. Условия реализации программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 V. Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Приложение № 1 Оценочные материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Приложение 2 Методические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Приложение №3 Техника безопасности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Приложение №4 Перечень традиционных мероприятий, конкурсов. . . . . . . . . . . . . . . . 20 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву» разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области дополнительного образования РФ и Красноярского края: ФЗ № 273 от 29. 12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации»( в ред. от 29 7 2017 г) утверждённая распоряжением Правительства РФ от 4. 09. 2014г. , №1726- р. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18. 08. 2017г. № 09- 1672 «Методические рекомендации внеурочной общеобразовательных программ» деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от от 9 ноября 2018 г. N 196; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014 г. № 41 об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172- 14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образования детей». Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования( в соответствии с ФКГОС) от 28. 08. 2013г. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования( в соответствии с ФГОС) от 30. 03. 2016г. Адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования( в соответствии с ФКГОС) от 30. 03. 2016г. Умение создавать красивые вещи всегда и у всех народов было в большом почёте. Один из самых распространённых и любимых его видов – резьба по дереву. Резьба подереву отражала жизнь конкретного народа, украшала жилище, посуду. Искусство резьбы по дереву имеет многовековую историю. Изучение резьбы по дереву как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Цель программы: развить мотивацию детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессионально му самоопределению обучающихся с нарушенным слухом. Задачи программы: Образовательные: обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов; обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий. Развивающие: способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления; развивать творческую активность и общую культуру ребенка. Воспитательные: воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине; применение на занятиях здоровьесберегающих технологий. Коррекционные: повышение уровня речевого и общего развития об уча ю щихся на основе реализации принципа речевой коммуникации в процессе деятельности; коррекция недостатков развития познавательной и речевой деятельности глухих и слабослышащих обучающихся в процессе труда. 5. Социальные: создать благоприятную атмосферу для неформального общения обучающихся, увлечённых общим делом; помочь найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами; научить обучающихся интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни. Особенности программы заключаются в том, что она знакомит обучающихся с одним из самых распространенных видов декоративно- прикладного творчества в таком диапазоне, что они изучают техники выполнения различных видов резьбы начиная с простой, и в дальнейшем, приобретенные ими навыки и умения, помогают легче освоить более сложные виды резьбы, пробовать их комбинировать, используя все большее количества инструмента. При изготовлении деталей изделий, используются токарные виды обработки, выходящие за рамки изучения школьной программы. Основной формой организации деятельности обучающихся является выполнение практических работ, ведь при выполнении именно практических заданий достигает ся максимальное усвоение необходимых практических знаний и умений. Реализация данной программы для глухих и слабослышащих обучающихся возможна при условии наличия инд ивидуальных слуховых аппаратов и учета возрастных и пси хологических особенностей обучающихся. И спользуется различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, практические упражнения, индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информации у глухих и слабослышащих детей, некоторые темы изучаются ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для обучающихся с нарушением слуха целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. Действующая программа откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте. Учебный материал программы распределен с учетом возрастных особенностей обучающихся, по отдельным, тесно связанным между собой разделам: Раздел 1. Знакомство с художественно- техническими приемами геометрической резьбы. Раздел 2. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву. Раздел 3. Изучение особенностей глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву. Раздел 4. Изучение особенностей рельефной и скульптурной резьбы. Сроки реализации образовательной общеразвивающей программы – три года( 2 68 ч) . Объем программы для первого года обучения –7 6 часов( 2 часа в нед елю) , для второго- 1 14 часов( 3 часа в неделю) , третий год обучения- 7 6 часов( 2 часа в неделю) . Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 12 до18 лет. Группы обучающихся разновозрастные по базовым знаниям. Занятия в кружке проходят в столярной мастерской, оборудованной верстаками, станками и ручными инструментами. Численность группы- до 7 обучающихся. Форма обучения – очная. Программа реализуется на стартовом и базовом уровне сложности. Начиная с первого года обучения, учащиеся получают сначала минимальные навыки изготовления изделий прикладного искусства. С годами им даются для воспроизведения всё более и более сложные работы. Индивидуальная работа предусматривается с одаренными детьми и направлена на создание творческих проектов, участвующих в конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, республиканского и международного уровня, способствующая их качественному выполнению. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В процессе систематических заня тий по программе «Резьба по дереву » у учащихся формируются УУД. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты: классификация резьбы, её истори я; инструменты, приспособления и материалы для резьбы; способы обработки резного изделия; технологический процесс изготовления изделия и пути снижения его себестоимости; правила безопасности труда; способы выявления потребностей общества в товарах и услугах; основные законы построения композиции; знакомство с творческими профессиями декоративно- прикладного характера Контроль, промежуточная и итоговая аттестация В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися навыков и умений, предусмотренных программой. Формы контроля: текущий контроль знаний: устный опрос групповой, классический опрос у доски индивидуальный; текущий контроль умений и навыков: наблюдение, самоанализ обучающегося; тематический контроль: тестирование по завершению каждого раздела программы, выставка творческих работ обучающихся; итоговый контроль: промежуточная аттестация- тестирование, диагностика; итоговая аттестация – тестирование, выставочный просмотр. Мониторинг результатов обучения обучающихся по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проводится два раза в год( декабрь, май) с целью отслеживания результативности обучения. Программой предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения по АДООП « Резьба по дереву »( «Оценочные материалы»- Приложение 2) . Формы подведения итогов: составление фотоальбома лучших работ обучающихся на сайте педагога; выставки работ обучающихся на родительских собраниях и массовых мероприятиях; участие в городских, районных, краевых, всероссийских выставках- конкурсах д етского творчества. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ уровень сложности Год обучения Название разделов, тем Количество часов Формы аттестации, контроль. Всего Теории Практики Стартовый Первый год обучения Раздел 1. Знакомство с художественно- техническими приемами геометрической резьбы Введение. 3 3 текущий контроль Древесина и ее свойства. Измерительный инструмент резчика по дереву. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе. Техника безопасности. 5 5 тематический контроль Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения. Простейшие композиции. 13 2 11 тематический контроль Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно- выемчатой резьбы 26 26 тематический контроль мониторинг Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы( форма готовая) . 2 4 2 6 тематический контроль Заключительное занятие 1 3 промежуточная аттестация Итого за 1 год обучения 7 6 9 6 7 Баз овый Второй год обучения Раздел 2. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву. Введение. 1 1 текущий контроль Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву 2 2 тематический контроль Художественно- технические приемы плоскорельефной резьбы 44 6 38 тематический контроль мониторинг Создание вариантов плоскорельефной резьбы на типовой форме. 60 6 5 7 тематический контроль Заключительное занятие 1 3 промежуточная аттестация Итого за 2 год обучения 1 14 1 9 9 5 Раздел 3. Изучение особенностей глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву Третий год обучения Введение 2 2 текущий контроль Художественные центры глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву. 2 1 1 тематический контроль Создание изделий с глухой, накладной или ажурной резьбой 15 2 13 тематический контроль мониторинг Раздел 4. Изучение особенностей рельефной и скульптурной резьбы Художественно- технические приемы рельефной резьбы 3 3 тематический контроль Художественно- технические приемы скульптурной резьбы 20 1 19 тематический контроль Создание вариантов рельефной и скульптурной резьбы по выбору учащихся 48 2 4 8 тематический контроль Заключительное занятие 1 3 И тоговая А ттестация Итог за 3 год обучения 7 6 9 6 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. 1. Введение Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России. Особенности народного искусства. Творчество народных мастеров- резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова. Производственный цикл. Технологический процесс изготовления художественных изделий из дерева. Оборудование и инструменты рабочего места резчика, токаря. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. Тема 1. 2. Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности. Природная текстура древесины. Расположение и характер рисунка волокон древесины при резьбе по дереву. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Влажность и сушка древесины. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ. Назначение измерительных инструментов. Краткая характеристика каждого из них. Инструменты для резьбы по дереву. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Хранение инструментов. Подготовка инструментов для резьбы по дереву. Освоение учащимися навыков заточки и правки инструментов. Техника безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы. Тема 1. 3. Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения, простейшие композиции. Художественно- технические приемы геометрической резьбы по дереву. Художественные изделия из дерева, украшенные геометрической резьбой. Образцы народного искусства, современные изделия художественного промысла. Приемы резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон Начальные приемы геометрической контурной и скобочной резьбы. Приемы резьбы" шашечек" , " сетки" . Создание вариантов композиций освоенных приемов резьбы на дощечках. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. Трехгранно- выемчатая резьба. Техническая и художественная стороны трехгранновыемчатой резьбы. Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Узор" трехстороннее сияние со срезкой" , узор" розетка с сиянием" . Приемы резьбы узора трехгранно- выемчатое" четырехстороннее сияние" . Выполнение узоров: " куличок" , " змейка" , " витейка" , " бусы" , " елочка" , " сколышек" , " чешуйка" , " шишки" , " лесенки" , " кубики" , " решетка" . Создание на дощечках из липы или осины вариантов узоров, образуемых благодаря техническим приемам трехгранновыемчатой резьбы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. Тема 1. 4. Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно- выемчатой резьбы. Копирование типовых несложных композиций. Понятие о композиции( ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т. д. ) в резьбе на прялках, на наличниках окондомов, в украшении бытовой утвари. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева. Выполнение резьбы несложного изделия. Основные виды отделки художественных изделий с резьбой. Отделка готового изделия. Тема 1. 5. Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы( форма готовая) . Искусство резьбы на пряничных досках, ярославских и северодвинских прялках. Современные изделия народных художественных промыслов, украшенные контурной и скобчатой резьбой. Копирование образцов народной резьбы по дереву. Сбор материала для собственной композиции. Обсуждение с учащимися зарисовок, отбор рисунков для разработки с собственных композиций. Разработка эскизов композиций в технике скобчатой и контурной резьбы для оформления несложных изделий. Инструменты для скобчатой и контурной резьбы. Подготовка инструментов к работе. Выполнение созданных композиций в материале и отделка изделий. 1. 6. Заключительное занятие. Подведение итогов. Организация выставки. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 2. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву. Тема 2. 1. Введение Исторический обзор развития промыслов плоскорельефной резьбы по дереву. Её художественные особенности. Абрамцево- кудринская резьба. Краткий анализ ее художественных и технических особенностей. Тема 2. 2. Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву. Краткий анализ художественных и технических особенностей элементов плоскорельефной резьбы. Тема 2. 3. Художественно- технические приемы плоскорельефной резьбы. Инструменты для создания плоскорельефной резьбы. Резьба с заоваленным контуром. Выполнение на дощечках узора" розетки" в технике заоваленного контура. Резьба с подушечным фоном. Выполнение несложных узоров с подушечным фоном. Выполнение узоров резьбы с подобранным фоном. Тема 2. 4. Создание вариантов плоскорелъефной резь бы на типовой форме. Копирование образцов плоскорельефной резьбы на бумаге. Разработка эскизов композиции плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: екоративное панно, блюда, коробочки, шкатулки и т. д. Выполнение в материале разработанн ых композиций на полуфабрикате. Тема 2. 5. Заключительное занятие. Подведение итогов. Организация выставки. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. Раздел 3. Изучение особенной глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву. Тема 3. 1. Введение. Технологический процесс изготовления художественных изделий из дерева. Оборудование и инструменты рабочего места резчика. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. Тема 3. 2. Художественные центры глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву. Исторический обзор художественных центров глухой, накладной и ажурной резьбы. Современное состояние промыслов. Экскурсия в музей. Художественные возможности и образная выразительность глухой, накладной и ажурной резьбы. Тема 3. 3. Создание изделий с глухой, накладной или ажурной резьбой. Копирование орнаментов глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву в собраниях местного художественного, краеведческого или школьного музея, в оформлении домов. Художественно- технические приемы глухой, накладной и ажурной резьбы. Инструменты, применяемые в работе. Импровизация в народном искусстве. Создание вариантов эскизов композиций изделий с эскизом применения. Выполнение созданных композиций. Раздел 4. Изучение особенностей рельефной и скульптурной резьбы. Тема 4. 1. Художественно- технические приемы рельефной резьбы. Особенности рельефной резьбы. Высокий и низкий рельеф резьбы. Элементы декора. Тема 4. 2. Художественно- технические приемы скульптурной резьбы. Особенности скульптурной резьбы. Техника скульптурной резьбы. Техника обработки материала. Инструменты, применяемые в работе. Тема 4. 3. создание вариантов рельефной и скульптурной резьбы по выбору учащихся. Создание вариантов эскизов композиций изделий. Выполнение созданных композиций. Тема 4. 4. Заключительное занятие Подведение итогов. Организация выставки. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программу реализует- педагог дополнительного образования, высшей к валификационной категории. Образование в ысшее, 1991 год, Абаканский педагогический институт, учитель общетехнических дисциплин по специальности «Общетехнические дисциплины и труд», присвоена квалификация учитель общетехнических дисциплин. Дефектологическое, 2006 год, Москва, АПК и ПРО по специальности «Сурдопедагог». Награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 2001 год. Сведения о повышении квалификации: Курсы в ККИПКРО по программе «Методическое сопровождение введения ФГОС общего образования в ОУ», 2014г. , 72 часа. ЧУ ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы по программе «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС», 2015г. , 36 часов. Реализация данной программы для глухих и слабослышащих обучающихся возможна при условии наличия ин дивидуальных слуховых аппаратов, хорош ей материально- техническ ой баз ы, оборудованно й мастерской, с хорошим освещением, классной доской, ПК, наглядны ми материал ами, специализированной литератур ой. Средства материально- технического обеспечения: Верстак столярный. Набор солярных инструментов. Набор сверл по дереву и металлу. Прибор для выжигания. Набор инструментов для резьбы по дереву. Набор контрольно- измерительных и разметочных инструментов по днреву. Стусло поворотное. Струбцина металлическая. Набор для выпиливания лобзиком. Лобзик электрический. Электрическая фрезерная машина. Шлифовальная машина. Компрессор с краскопультом. Токарный станок по дереву. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Список литературы для педагога: «Домовая резьба: геометрическая резьба», И. Алексеев. - М. : «Нива России », 2000 г. «Основы мастерства резчика по дереву», Л. А. Логачева. - М. , «Народное творчество», 2002, . «Резьба по дереву», А. Ю. Семенцов. - Минск «Современное слово», 2002. «Деревянное кружево Красноярья», В. Черепанов. Красноярское книжное издательство, 1986. «Резьба по дереву», Д. Онианс. - М. «Мир книги», 2004. «Наличники», В. Н. Шило, Ю. В. Шило. – М. , «Народное творчество», 2004 г. . «Обработка дерева. Традиционная техника»- М. ; Совместное издание ЗАО «ЛГ Информэйшн ГРУП» и ЗАО «Издательский дом ГЕЛЕОС»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999г Каталог изображений «Русский стиль мебели», электронный носитель Флешка. Канал youtube Денис Малахов «Уроки геометрической резьбы». Сайт «Резьба по дереву» http: / / www. reznoe. ru/ gallerylist. php Эскизы геометрической резьбы http: / / pe34uk. ucoz. ru/ Эскизы геометрической резьбы http: / / postroy- sam. com/ uzory- i- eskizy- dlya- geometricheskoj- rezby- po- derevu. html Список литературы для обучающихся: 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология: 6 класс», под ред. И. А. Сасовой. - 2- е изд. , перераб. М: Вентана- Граф, 2007г. 2. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология: 7 класс», авторы: Н. В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, О. В. Яковленко; - 4- е изд. , стереотип. - М. : Вентана- Граф, 2018г. 3. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология: технический труд: 7 класс», авторы: П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко; - 3- е изд. , перераб. - М. : Вентана- Граф, 2012г. 4. «Резчикам по дереву. Альбом орнаментов», И. В. Нилова. - М. , «Народное творчество», 2002 г. 5. «Резчикам по дереву. Альбом орнаментов» Г. А. Бабурова. - М. , «Народное творчество», 2000. 6. « Резчикам по дереву. Альбом орнаментов», И. В. Нилов. - М. , «Народное творчество», 2003, . Приложение № 1 МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИПО ПРОГРАММЕ « РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ » Учебная группа № Ф. И. О. педагога_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата проведения промежуточной аттестации_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ дата проведения итоговой аттестации_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Показатели Промежуточная аттестация Итоговая аттестация ФИ обучающегося Теоретическая подготовка обучающегося. 1. 1. Владение специальной терминологией. Практическая подготовка обучающегося. Владение специальным оборудованием и оснащением Творческие навыки Общеучебные умения навыки обучающегося. 3. 1. Учебно- организационные- умение организовать своё рабочее место- навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности- умение аккуратно выполнять работу Предметные достижения обучающегося. На уровне детского объединения( кружка, студии, секции) На уровне района, города На зональном, краевом, российском уровне Среднеарифметический балл Уровни оценивания учащихся Результаты оцениваются по 5 бальной системе: 1 балл- низкий уровень 2- 3 балла – средний уровень 4- 5 баллов – высокий уровень Владение специальной терминологией Низкий уровень- называет специальные термины с помощью педагога, затрудняется ответить, путается в названиях, владеет приёмами с помощью педагога; Средний уровень – называет не всё специальные термины, нуждается в помощипедагога, владеет приёмами. Высокий уровень – называет специальные термины без затруднений, владеет приёмами Практическая подготовка обучающегося. Низкий уровень – самостоятельно не может выполнить работу. Обучающийся не может самостоятельно разобраться в образцах, никаких изменений не предлагает. Средний уровень – Обучающийся может с небольшой помощью выполнить самостоятельную работу. М ожет самостоятельно разобраться в некоторых готовых образцах, вносить предложения изменений в оформление изделия. Высокий уровень – Обучающийся выполняет самостоятельные работы. С амостоятельно разбирается в готовых образцах, может спроектировать не сложную разработку, вносить предложения, изменения в конструкции и оформление работы. Общеучебные умения навыки обучающегося. Низкий уровень – композиция выполнена небрежно, нарушена технология изготовления творческой работы. Средний уровень – работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить. Высокий уровень – работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены. Предметные достижения учащегося Низкий уровень – обучающийся не участвует в выставках. Обучающемуся не нравитсяучаствовать в выставках и мероприятиях. Средний уровень – эпизодическое участие в выставках и акциях. Обучающийся иногдаучаствует в выставках и мероприятиях. Высокий уровень – активное участие в выставках и различных акциях. Обучающемуся нравится делать работы для выставок, подарки другим детям или гостям, участвовать в мероприятиях. Обработка результатов. По каждому обучающемуся баллы суммируются и делятся на количество показателей, выводится один среднеарифметический балл, соответствующий уровню знаний, умений и навыков по программе. Если обучающийся демонстрирует высокий и средний уровень освоения программы, онпереводится на следующий год обучения. Обучающийся овладел менее чем ½ объёмазнаний, предусмотренных программой( низкий уровень) , остаётся на повторноеобучение. - высокий уровень- 4- 5 баллов( освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период) ; - средний уровень – 2- 3 баллов( объём усвоенных знаний составляет более ½) ; - низкий уровень – 1 балл( овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой) . Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Успешность и эффективность усвоения учебного материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья зависит отправильного построения учебного процесса педагогом. Общие принципы и правила коррекционной работы, которыми долженруководствоваться педагог: 1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. 2 Предотвращение наступления утомления, используя для этогоразнообразные средства( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного икрасочного дидактического мат ериала и средств наглядности) . 3 Использование методов, активизирующих познавательную деятельность об уча ю щихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующихнеобходимые учебные навыки. 4 Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшиеуспехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нёмверы в обственные силы и возможности. Эффективнымиприемамикоррекционноговоздействиянаэмоциональную и п ознавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовыхпризнаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы изажимы, особенно в области лица и кистей рук( физ. минутки на каждом уроке) . Обу ча ю щиеся с нарушением слуха Глухие и слабослышащие обучающиеся отличаются от сверстников с нормальнымслухом, они более замкнуты и обидчивы. У них происходит нарушение познавательных функций: внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, с нижена инициатива общения сокружающим миром. Страдают ориентация в п ространстве, координация движений. Устная и письменная речь глухих и слабослышащих обучающихся страдает а грамматизмами. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Они запоминаюттексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их словарный запас беден. Обучающиеся, имеющие нарушение слуха, хорошо в оспринимают устную речь слухо зрительно. Учитель, работающий с обучающимися с нарушением слуха должен: не поворачиваться спиной к об уча ю щемуся; чётко задавать вопросы; проверять рабочее состояние слуховых аппаратов; разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека; широко применять наглядность в целях более полного и глубокогоосмысления учебного материала. Обу ча ю щиеся с задержкой психического развития Обучающиеся с ЗПР- это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладениишкольными навыками( чтения, письма, счета) . Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят ктому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе исамостоятельно выполнять задания. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебногоматериала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащиймногократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обу ча ю щемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемыобучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантногоанализатора, включения в работу большинства анализаторов; использоватьориентировочную основу действий( опорных сигналов, алгоритмов, образцоввыполнения задания) . Для подростков с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное наинтересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьникичерез выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированныхзаданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, котороедолжно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Учителю необходимо: следить за успеваемостью об уча ю щихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить обучающегося как можно ближе к учителю, так какконтакт глаз усиливает внимание; поддерживать, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что- то делают неправильно; разрешать об уча ю щимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления; Учащиеся с умственной отсталостью Учитывая недоразвитие сенсорной сферы учащихся с умственной отсталостью, специфические особенности познавательной деятельности инарушение моторики, необходимо проводить специальную подготовительнуюработу, без которой невозможно успешное усвоение материала и обучение. Дляэтого необходимо подбирать специальные упражнения для коррекции уменияконцентрировать внимание, слушать преподавателя, выполнять определенныезадания, направленные на развитие восприятия, представлений, выработкуумений выделять такие свойства предметов, как форма, величина, цвет, количество деталей и их пространственное расположение. Учитель должен руководствоваться основными методами работы с об уча ю щимися: Словесный- предварительная беседа, словесный инструктаж сиспользованием терминов и выражений, принятых в декоративно- прикладном искусстве; Наглядный- показ образца изделия, анализ образца, составление планаработы при изготовлении изделия; Метод практической последовательности- изготовление подруководством учителя, самостоятельно, индивидуальные и коллективныетворческие работы. Считаем важным рассмотреть подробнее метод обучения – наглядный, так как для детей с- символическую и графическую. Одним из показателей успеха в работе является участие об уч ающихся вразличных выставках, конкурсах и соревнованиях. Учитель перед началомзанятий должен познакомиться с планом массовых мероприятий. Целесообразно обсудить возможность участия в конкурсах. Во многом интерес об уча ю щихся к работе поддерживается и развивается в ходезанятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы об уча ю щиесяузнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, ихизделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения об уча ю щихсядруг с другом и с руководителем. Рекомендуется, кроме того, давать посильныезадания на дом спредварительными рекомендациями учителя в индивидуальном порядке. Организация занятий Вводная часть( рассказ о специфике работы) объяснение роли подростков, как участников такого занятия, рекомендации о необходимости соблюденииэтического поведения в общении друг с другом, а так же техники безопасностина занятиях. Информация о теме цикла занятий, о специфическом условии выполнениякомпозиции по теме занятия – техническом обеспечении( демонстрация готовыхтворческих работ) . Создание установки у об уча ю щихся быть внимательными, аккуратными, неторопиться, но и не тратить время впустую. Ответственно отнестись к своимумениям, своему опыту выполнения учебных и творческих работ. Напоминание подросткам об уже имеющимся у них опыте: прежде чем сделать работу необходимо создать образ готового изделия – это называетсязамыслом. Организация занятий 1 Ознакомление: о предст оящей творческой работе на тему; об особенностях условий, в которых эту работу они будут выполнять; о возможностях успешно выполнить эту работу( обученность, эстети ческий вкус, назначение работы) ; о сроке выполнения. 2 Введение в технологические и искусствоведческие составляющиепроцесса подготовки к работе и ее практического осуществления: краткий коллективный обзор техник р езьбы по дереву; специфика интеллектуально- эстетической работы над созданием творческого замысла. 3 Вовлечение об уча ю щихся в ситуации самоанализа и самооценки длядостижения эффективной самоорганизации. 4 Информирование учащихся об их правах на консультации в процессезанятий с педагогом, с другими исполнителями- участниками творческогопроцесса, пользоваться информационными материалами. 5 Напоминать перед каждым занятием правила безопасности и правилаэ тического поведения. 6 Предъявить значение технологической карты работы в качестветехнологического ориентира. Приложение №3 Инструкция по ОТ и ТБ для учителя №1. Общие требования безопасности К занятиям в столярную мастерскую допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по ОТ и ТБ. 1. 2. Опасные факторы: а) нарушение осанки учащихся, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели; б) нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости в мастерской; в) поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании мастерской; г) застекление окон должно быть аварийно безопасно. 1. 3. При получении об уча ю щимися травмы, оказать первую помощьпострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения иродителямпострадавшего. При необходимости отправить его вближайшее лечебноеучреждение. №2. Требования безопасности перед началом занятий 2. 1. Включить полностью освещение в мастерской, убедиться в исправнойработе светильников. 2. 2. Убедиться в и справности электрооборудования мастерской: а) светильники должны быть надёжно подвешены к потолку; б) коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголённыхконтактов. 2. 3. Убедиться в правильной расстановке мебели в мастерской 2. 4. Проверить санитарное состояние мастерской, убедиться в целостности стекол в окнах. 2. 5. Убедиться в том, что температура воздуха в мастерской находится впределах 17- 20°С. №3. Требования безопасности во время занятий 3. 1. Обу ча ю щимся со значительным снижением слуха рабочие места о тводятся за первыми и вторыми столами. 3. 2. Обу ча ю щимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе кокну за первыми столами. 3. 3. Обу ча ю щимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частымангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие местаотводятся дальше от окон. 3. 4. Не менее двух раз в год об уча ю щихся, сидящих в крайних первом итретьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки иискривления позвоночника. 3. 5. Стёкла окон очищать от пыли и грязи не реже трёх раз в год. Очисткусветильников производить не реже одного раза в три месяца. 3. 6. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, об уча ю щимсязапрещается открывать окна, вставать на подоконник. №4. Требования безопасности в аварийных ситуациях 4. 1. При плохом самочувствии об уча ю щийся должен сообщить об этомпреподавателю. 4. 2. При прорыве системы отопления удалить об уча ю щихся из кабинета исообщить дежурному администратору. 4. 3. При возникновении пожара немедленно эвакуировать об уча ю щихся из мастерской в соответствии с планом эвакуации в школе, закрыть окна и двери, взять классный журнал. 4. 4. При получении травмы об уча ю щимися оказать первую помощьпострадавшему, сообщить об этом администрации школы иродителямпострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебноеучреждение. №5. Требования безопасности по окончании занятий 5. 1. Проветрить помещение и провести влажную уборку. 5. 2. Закрыть форточку, выключить свет и закрыть мастерскую. . Инструкция по ОТ и ТБ для обучающихся №1. Общие требования безопасности 1. 1. Во время пребывания в мастерской необходимо соблюдать дисциплину: а) входи в мастерскую спокойно, не толкайся; б) подойди к своему рабочему месту, осмотри его, в случае неисправностистола, стула, сообщи учителю; в) не приноси с собой лишние вещи; г) веди себя спокойно, не кричи; д) в школу приходи не раньше, чем за 10- 15 минут до начала занятий. 1. 2. Нельзя без учителя включать свет, открывать форточку, переставлятьмебель. 1. 3. Во время перемены не льзя бегать по классу, коридору. 1. 4. Помни, что большинство травм могут возникнуть вследствиенедисциплинированного поведения: бег по помещению, спрыгивание соступенек, подножка, толкание, драка, бросание друг в друга различныхпредметов, сталкивание друг с другом, подвижные игры в классе и коридоре. №2. Требования безопасности перед началом занятий 2. 1. Подготовь своё рабочее место. Аккуратно и удобно разложи нужные для занятия учебники, тетради, материалы. 2. 2. Убедись в исправности инструментов. №3. Требования безопасности во время занятий 3. 1. Выполняй порученную работу только в местах, отведённых для данного видатруда. 3. 2. Садись за парту аккуратно, без шума. 3. 3. Работу начинай только с разрешения учителя. 3. 4. Работай внимательно, не отвлекайся, не мешай другим. 3. 5. Если хочешь что- то спросить или ответить, подними руку. 3. 6. Не вставай с места без разрешения учителя. № 4. При работе с инструментами соблюдай следующие требования: а) держи инструмент так, как покажет учитель; б) используй инструмент по назначению; в) не работай неисправным инструментом; г) во время работы сиди прямо, не держи инструменты близко от глаз; д) не носи инструменты в карманах. №5. Техника безопасности при работе со  стамеской и долотом. 5. 1. Инструменты должны быть исправными и хорошо заточенными. 5. 2. Ручки инструментов не должны иметь трещин и сколов, кольца должны плотно сидеть на своих местах. 5. 3. Заготовка должна плотно лежать на верстачной доске или прочно зажатой в зажим верстака. 5. 4. При долблении сквозных гнёзд под заготовку подкладывается фанера или дощечка. 5. 5. При работе стамеской или долотом запрещается работать по направлению на себя. 5. 6. По окончании работ, инструменты очищают от стружки щеткой и убирают на хранение в специально отведённые для этого места. №6 Техника безопасности при работе с инструментами для резьбы по дереву. 6. 1. Инструменты должны быть исправными и подготовленными к работе. 6. 2. Ручки резаков, косяков, стамесок для резьбы не должны иметь дефектов, они должны прочно соединяться с лезвиями. 6. 3. Лезвия должны быть правильно и хорошо заточены. 6. 4. Во время выполнения резьбы деталь должна быть неподвижно зажата на рабочем столе. 6. 5. Запрещается выполнять резьбу по направлению к себе. 6. 6. При работе одной рукой запрещается резать по направлению к свободной руке. 6. 7. По окончании работ инструменты очистить и убрать на хранение в специально отведённые для этого места. ПЕРЕЧЕНЬ ТРАДИЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗУЕМЫХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ЗА РАМКАМИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПЛАН- ГРАФИК УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ, МЕРОПРИЯТИЯХ № Название мероприятия Сроки Примечание Выставка декоративно- п рикладного творчества «Планета Выдумка» Н оябрь участие в выставке Открытый межрайонный Фестивальхудожественного творчества среди людей с инвалидностью «Распахни свое сердце» Н оябрь участие в выставке Краевой фестиваль детского творчества « Таланты без границ » декабрь участие в выставке Муниципальный этап Краевой акции«Зимняя планета детства» декабрь участие в выставке

Оставить комментарий: