Разноуровневая дополнительная образовательная программа "Крепыши" для детей 5-6 лет
Документы для скачивания
Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……. . . …………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Учебно- тематическое планирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………. ………. . Модуль 1. " Добро пожаловать в" Крепыши" ……………………………. . . . . . . . . Модуль 2. " Крепыши- не малыши" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………………. . . . . Модуль 1. " Добро пожаловать в" Крепыши" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Модуль 2. " Крепыши- не малыши" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Контрольно- оценочные средства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Условия реализации программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 8 8 9 9 11 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная( общеразвивающая) программа «Крепыши» имеет физкультурно- спортивную направленность. Уровень сложности содержания – стартовый, базовый. Форма освоения- очная. Целевая аудитория- обучающиеся 5- 6 лет, разновозрастная группа – 12- 15 человек. Общая трудоемкость- 144 часа. Срок реализации- 1 год. Режим занятий- 4 раза в неделю по 1 академическому часу. Актуальность программы определяется Концепцией развития дополнительного образования детей( Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726- р) , которая ориентирует содержание современных дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивного направления на удовлетворение индивидуальных потребностей…в занятиях физической культурой и спортом, … выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки. Данная программа не направлена на подготовку профессиональных спортсменов в каком- либо определенном виде спорта, она направлена на формирование у ребенка универсальных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, а также на развитие общей физической подготовки. Содержание программы включает в себя элементы аэробики, гимнастики, стретчинга, легкой атлетики, спортивных игр, подвижных игр и элементов лечебной физической культуры. Учебный материал структурирован в рамках двух модулей: Модуль 1. " Добро пожаловать в" Крепыши" - основы общ ей физическ ой подготовк и( основные движения, разновидности ходьбы и бега, построение и перестроения) ; Модуль 2. " Крепыши- не малыши" - общая физическая подготовка, элементы различных видов спорта. Программа соответствует психофизическим особенностям обучающихся 5- 6 лет. Дети этого возраста очень активны, они уже умело пользуются своим двигательным аппаратом, способны овладеть техникой сложных по координации движений. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания, постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Начинают проявляться личные вкусы в выборе движений. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ, самоанализ. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Игра является ведущим видом деятельности у обучающихся дошкольного возраста, поэтому в данной программе игровой метод является преобладающим. А также многие упражнения имеют интересные подходящие названия, поэтому их выполнение тоже воспринимается детьми как игра. В соответствии с возрастом занимающихся подобраны групповые и ролевые игры с использованием различных основных движений. Дети принимают на себя различные образы. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что создает положительный настрой, вызывает интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми умениями и знаниями. Однако, физиологическое, умственное развитие, объём памяти, речь, мелкая и крупная моторика, познавательные и интеллектуальные способности достаточно разнятся в шестилетнем возрасте в сравнении с теми же показателями в возрасте пяти лет. Также дети имеют различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоционально го интеллекта. Поэтому, программа предусматривает использование разноуровнего подхода в образовательном процессе. Программа содержит собственную матрицу, включающую результаты по направленности программы по двум уровням; методы и технологии обучения, предполагающие разноуровневое восприятие учебного материала, а также систему заданий, критериев оценки и планируемых результатов как для стартового, так и для базового уровня. Индивидуальные блокноты, в которые дети после каждого занятия вклеивают заработанные наклейки, стимулирует детей посещать занятия, стараться выполнять упражнения правильно, соблюдать дисциплину. При организации образовательного процесса предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий, игровых технологий, информационно- коммуникационных технологий, технологий сотрудничества и технологии личностно ориентированного обучения; технология разноуровне во го обучения. Преимущественными формами организации учебных занятий являются: учебно- тренировочные занятия, сюжетные занятия, игровые занятия, комплексные, тренировочные занятия, тематические занятия, контрольные занятия, открытые занятия( показательные) и спортивные праздники. Образовательная деятельность осуществляется в формате разновозрастного взаимодействия занимающихся: индивидуальная работа, работа в парах, командах, коллективное взаимодействие. К освоению дополнительной общеобразовательной( общеразвивающей) программы «Крепыши» допускаются все желающие дети 6- 7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Зачисление на обучение по программе осуществляется в течение всего учебного года по заявлению родителей( законных представителей) . Цель программы: формирование устойчивого интереса обучающихся 5- 6 лет к занятиям физической культурой через развитие основных физических качеств и удовлетворение двигательной потребности. Задачи программы: Формировать интерес к занятиям физической культурой посредством использования игровых технологий на занятиях; Развивать основные физические качества: быстроту, силу, ловкость, выносливость, гибкость и координационные способности при помощи использования и сочетания разнообразных методов и средств обучения; Способствовать удовлетворению двигательной потребности детей посредством приобщения их к активному участию в подвижных играх и физических упражнениях. Матрица разноуровневости программы Уровни Стартовый Базовый Личностные результаты программы вовлеченность в учебный процесс в различных видах физкультурной деятельности; демонстрирует способности к рефлексии на занятиях. проявл ение инициатив ы, настойчивост и и самостоятельност и в различных видах физкультурной деятельности; демонстрирует способности к рефлексии на занятиях. Метапредметны е результаты Регулятивные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного материала; умение работать по предложенному педагогом плану. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного материала; умение работать по предложенному педагогом плану и проговаривать последовательность действий на занятии; умение определять цель деятельности на занятии с помощью педагога. Познавательные УУД: умение пользоваться различным спортивным инвентарем; умение применять правила и инструкции в процессе выполнения подвижных игр и физических упражнениях. умение пользоваться различным спортивным инвентарем, знать для чего его и где применяют; умение применять правила и инструкции в процессе выполнения подвижных игр и физических упражнениях, способность к самоконтрол ю. Коммуникативные УУД: умение выполнять совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; владение невербальными средствами общения( жесты, мимика) . умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, а также умение выполнять эти различные роли в группе; владение невербальными средствами общения( жесты, мимика) ; умение высказывать свою точку зрения и позицию, отстаивать ее, проговаривать основные эмоции. Результаты по направленности программы: у меет выполнять общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; знает правила различных подвижных игр и умеет играть по ним, соблюдая основные правила; знает п равила безопасного поведения на занятиях физической культурой; понимает значение физических упражнений и подвижных игр для сохранения и укрепления здоровья; умеет технически правильно выполнять общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; знает правила различных подвижных игр и умеет играть по ним, соблюдая основные правила, способен придумать усложнение игры; знает п равила безопасного поведения на занятиях физической культурой, способен самостоятельно их соблюдать; демонстрирует способность самостоятельной организации игровой двигательной деятельности. Формы и методы работы у ровневая дифференциация; объ яснительно- иллюстративный метод. у ровневая дифференциация; объ яснительно- иллюстративный метод; репродуктивный метод. Формы контроля п едагогическое наблюдение; контрольные упражнения( без сравнения с нормативами) ; эстафета; самооценка; видеоотчет родителям; защита творческого проекта. п едагогическое наблюдение; контрольн ые упражнения; эстафета; самооценка; взаимооценка; видеоотчет родителям; защита творческого проекта. Специфика учебной деятельности Модуль 1. " Добро пожаловать в" Крепыши" - основы общей физической подготовки( основные движения, разновидности ходьбы и бега, построение и перестроения) ; Модуль 2. " Крепыши- не малыши" - общая физическая подготовка, элементы различных видов спорта. Модуль 1 Выпо лняет несложные основные движения в ограниченном количестве, выполняет по показу разновидности ходьбы и бега. Участвует в физкультурной деятельности. Выполняет несложные основные движения в ограниченном количестве, выполняет по показу и по команде разновидности ходьбы и бега. Участвует в физкультурной деятельности, вовлечен в процесс, проявляет инициативу, имеет свои предпотения. Модуль 2 Выполняет большую часть ОРУ. Присутствует ф ормальное выполнение общих физических упражнений. Участвует в физкультурной деятельности. Выполняет ОРУ. Технически правильное выполнение физических упражнений. Участвует в физкультурной деятельности, высказывает свои пожелания, способен творчески мыслить и усложнять задания или игры. Результаты п роявлен интерес к занятиям физической культурой; у лу ч шены основны е физически е качеств а: быстрот а, сил а, ловкост ь, выносливост ь, гибкост ь и координационны е способност и; участию в подвижных играх и физических упражнениях. с формирован устойчивый интерес к занятиям физической культурой; улучшены в большей степени основные физические качества: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость и координационные способности; активно е участи е в подвижных играх и физических упражнениях. Учебно- тематическое планирование Модуль 1. «Добро пожаловать в « Крепыши» № п/ п Название раздела программы и тем учебных занятий Количество часов 1. Раздел 1. «Стартуют все» 16 1. 1. Строевые упражнения. Команды. Построения и расчет. 2 1. 2. Разновидности бега и ходьбы. 4 1. 3. Общеразвивающие упражнения без предметов, основные исходные положения. 4 1. 4. Развитие основных движений( прыжки на двух ногах, пролезание, подползание, перешагивание, передача набивного мяча из рук в руки) . 6 2. Раздел 2. Музыкальный марафон 16 2. 1. Разновидности ходьбы и бега. 4 2. 2. Аэробика. 4 2. 3. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой. 4 2. 4. Развитие основных движений( прыжки, ползанье, передача гимнастической палки из рук в руки) . 4 3 Раздел 3. Школа мяча 18 3. 1. Строевые упражнения. Команды. 2 3. 2. Разновидности ходьбы и бега. 4 3. 3. Общеразвивающие упражнения с малым мячом. 4 3. 4. Развитие основных движений( броски и ловля мяча) 8 4. Раздел 4. «Веселый старт» 4 4. 1. Соревнования. Спортивная эстафета «Ловкие, сильные, смелые». 2 4. 2. Итоговое занятие. Полоса препятствий. 2 Итого 54 Модуль 2. «Крепыши – не малыши! » № п/ п Название раздела программы и темы учебных занятий Количество часов 1. Раздел 1. Сильные, смелые, прыгучие 16 1. 1. Строевые упражнения. Команды. Перестроения. 2 1. 2. Разновидности ходьбы и бега. 4 1. 3. Общеразвивающие упражнения с набивным мячом. 4 1. 4. Развитие основных движений( разновидности прыжков) . 6 2 Раздел 2. Не боимся мы мяча 18 2. 1. Строевые упражнения. Команды. Перестроения. 4 2. 2. Разновидности ходьбы и бега. 6 2. 3. Развитие основных движений( отбивание мяча, ведение) . 8 3 Раздел 3. Круглый инвентарь 20 3. 1. Общеразвивающие упражнения с обручем. 8 3. 2. Занятие для новичков с хулахупами. 2 3. 2. Развитие основных движений( броски и ловля мяча, отбивание, ведение мяча) . 6 3. 3. Знакомство с фитболами. 4 4. Раздел 4. Попрыгунчики 18 4. 1. Общеразвивающие упражнения в парах. 2 4. 2. Общеразвивающие упражнения со скакалкой. 8 4. 3. Скиппинг для детей. 2 4. 4. Развитие основных движений( метание, броски и ловля, отбивания, ведение) . 6 5 Раздел 5. Будущие спортсмены 18 5. 1. Совершенствование основных движений с усложнениями( с мячом, обручем, без предметов) . 4 5. 2. Совершенствование основных движений с обручем. 2 5. 3. Развитие основных движений( ОРУ с гантелями) круговая тренировка. 6 5. 4. Защита творческих проектов «Спорт в нашей жизни». 2 5. 5. Спортивный праздник «Крепыши – не малыши». 4 Итого 90 Всего по программе 144 Содержание программы Модуль 1. «Добро пожаловать в Крепыши»( 54 часа) Раздел 1. « Стартуют все »( 16 часов) Тема 1. 1. Строевые упражнения. Команды. Построения и расчет( 2 часа) Игровое занятие. Коллективное взаимодействие. Знакомятся с техникой безопасности на занятиях физической культурой. Беседа: «Какими должны быть «крепыши». Учатся строиться по росту, основной стойке, поворотам на месте( направо/ налево) , расчету в колонне на 1, 2. Учатся разновидностям ходьбы( на носках; на пятках) и бега в колонне по одному( 1 мин. ) . Осваивают простые ОРУ( разминка) . Игра- знакомство «Не урони». Тема 1. 2. Разновидности бега и ходьбы( 4 часа) Учебно- тренировочное занятие. Построение. Коллективно осваивают разновидности ходьбы( на носках; на пятках; на внешней стороне стопы, в полуприседе) с различным положением рук( вверх, в сторону, на поясе) . Выполняют медленный бег в колонне по одному; бег с заданиями( 1 хлопок – ползти «как кошечки»; 2 – прыгать «как зайчики». Расчет на 1, 2 и перестроение уступом в 2 шеренги. ОРУ( + 2 новых упр. ) . Ходьба с перешагиванием – поточный метод. Игра «Перебежки» и «Кнопочки»- групповое взаимодействие. Упражнения для стоп с массажным мячом в положении сидя. Тема 1. 3. Общеразвивающие упражнения без предметов, основные исходные положения( 4 часа) Тематическое занятие «В мире животных». Фронтальная работа – выполняют построение, разновидности ходьбы( как «лошадки», «мишки», «уточки», «птички») , бег с заданиями( 1 хл. - «кошечки», 2 хл. - «зайчики», + бег в обратном направлении( как «лошадки») ) . Производят расчет на 1, 2 и перестроение уступом в 2 шеренги. Выполняют ОРУ( каждое упр. А ссоциировано с животным) . Ходьба с перешагивание( как «страус») и пролезанием под гимн. П алкой( как «обезьянки») – поточный метод. Музыкальная игра «Веселый зайчик»- фронтальный метод, игра «Север, юг», ( «Перебежки» как животные) подвижная игра «Хитрая лиса»- групповое взаимодействие. Упражнения для стоп с массажным мячом в положении сидя. Тема 1. 4. Развитие основных движений( 6 часов) Тематическое занятие «Джунгли». Выполняют построение, разновидности ходьбы. Учатся выполнять бег( сгибая ногу вперед/ сгибая ногу назад) – поточный метод. ОРУ( разминка обезьянок) . Полоса препятствий «Джунгли»( Перешагивание, подлезание, пролезание в обруч, ходьба по канату) – поточный метод. Игра «Ловля обезьян»- групповое взаимодействие. Эстафета «Передай кокос»- групповое взаимодействие; подвижная игра «Стой» и музыкальная игра «Повторюшка»( прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой) – фронтальный. Контрольное упражнение – наклон в перед( входящий контроль) . Упражнения для стоп с мелкими камешками «Лапки» и ходьба по «Джунглям»( по ортопедическим коврикам) . Раздел 2. Музыкальный марафон( 16 часов) Тема 2. 1. Разновидности ходьбы и бега( 4 часа) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы( + перекатом с пятки на носок) . Выполняют медленный бег в колонне по одному; бег с заданиями – фронтальный метод; бег, сгибая ногу вперед/ назад – поточный метод. Учатся ходить «Змейкой». Перестраиваются уступом в 2 шеренги. ОРУ. Музыкальная игра «Веселый зайчик» – фронтальный. Посменное выполнение ходьбы с хлопком под ногой, пролезание в обруч. Музыкальная игра «Найди свой цвет»; Ходьба по гимнастической скамье; ползание на животе по гимнастической скамье, подтягиваясь руками. Музыкальная игра «Стой». Упражнения для стоп с мелкими камешками «Лапки» и ходьба по ортопедическим коврикам. Тема 2. 2. Аэробика( 4 часа) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы. Выполняют медленный бег в колонне по одному с заданиями( 1 хл. – в обратном направлении; 2 хл. – бег сгибая ногу вперед; 3 – бег сгибая ногу назад) – фронтальный метод. Учатся выполнять прыжки на двух ногах через канат – индивидуальная работа, поточный метод. Перестраиваются уступом в 2 шеренги. Аэробика( общеразвивающие упражнения в чередовании с ходьбой под музыкальное сопровождение) . Игра «Хитрая лиса», «Мухи и паутина». Ходьба по ортопедическим коврикам. Тема 2. 3. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой( 4 часа) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы. Выполняют медленный бег в колонне по одному с заданиями, разминка стоп – фронтальный метод. Учатся выполнять прыжки на двух ногах через канат – индивидуальная работа, поточный метод. Перестраиваются уступом в 2 шеренги. Аэробика с гимнастической палкой( общеразвивающие упражнения в чередовании с ходьбой под музыкальное сопровождение) . Игра «Перешагни палку». Ходьба по ортопедическим коврикам. Тема 2. 4. Развитие основных движений( 4 часов) Тематическое занятие «Перелет птиц». Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы. Выполняют медленный бег в колонне по одному с заданиями – фронтальный метод. Перестраиваются уступом в 2 шеренги. Аэробика «Танцы птичек». Учатся выполнять прыжки на двух ногах на препятствие( 20 см) ( птичка прыгает на пенек) – индивидуальная работа, поточный метод. Эстафета «Строим гнездо»( групповая работа) – передача гимнастической палки двумя руками над головой. Игра «Воробьи и вороны», «Северный и южный ветер». Ходьба по ортопедическим коврикам с «птичьими» заданиями. Раздел 3. Школа мяча( 18 часов) Тема 3. 1. Строевые упражнения. Команды( 2 часа) Сюжетное занятие «Армия». Коллективно выполняют построение «Солдат», разновидности ходьбы( + ходьба с остановкой по сигналу) . Выполняют медленный бег в колонне по одному с заданиями – фронтальный метод. Перестраиваются уступом в 2 шеренги. ОРУ «с гранатой». Учатся выполнять поворот кругом. Ходьба по гимнастической скамье с перекладыванием «гранаты». Выполняют ползание на спине по гимнастической скамье с «гранатой», отталкиваясь ногами. Игра «Перестрелка»( групповые перебежки с мячами) . Тема 3. 2. Разновидности ходьбы и бега( 2 часа) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы( + ходьба спиной вперед) . Выполняют медленный бег в колонне по одному с заданиями, разминка стоп – фронтальный метод. Выполняют прыжки на двух ногах через канат – индивидуальная работа, поточный метод. Перестраиваются уступом в 2 шеренги. ОРУ с малым мячом. Ходьба по гимнастической скамье с перекладыванием мяча из руки в руку над головой и за спиной. Игра «Снайперы», «Не задень! ». Тема 3. 3. Общеразвивающие упражнения с малым мячом( 6 часов) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы( + в полном присяде) и бега( 1 хлопок – бег в обратном направлении, 2 хлопка – бег сгибая ноги вперед, 3 хлопка – бег сгибая ноги назад) , ( 1 хлопок – бег в обратном направлении, 2 хлопка – бег выбрасывая прямую ногу вперед, 3 хлопка – бег выбрасывая прямую ногу назад) . Перестраиваются уступом в 2 шеренги. ОРУ без предметов. Индивидуально учатся выполнять подбрасывание и ловлю мяча, тоже с хлопком. Игра «Охотники и утки». Ходьба по ортопедическим коврикам. Индивидуально выполняют подбрасывание и ловлю мяча, тоже с хлопком. Учатся выполнять бросок двумя руками в пол и ловлю мяча. Игра ««Перестрелка»( групповые перебежки с мячами) . Ходьба по ортопедическим коврикам. Тема 4. 4. Развитие основных движений( броски и ловля мяча) ( 8 часов) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега( + бег «змейкой») . Перестраиваются уступом в 2 шеренги. ОРУ без предметов. Индивидуально выполняют подбрасывание и ловлю мяча, тоже с хлопком. Выполняют бросок двумя руками в пол и ловлю мяча. Работа в парах – выполняют перебрасывание мячей двумя руками снизу. Выполняют бросок мяча двумя руками из- за головы в пол, напарник ловит мяч. Ходьба по ортопедическим коврикам. Раздел 4. Итоговый «Веселый старт»( 4 часа) Тема 4. 1. Спортивная эстафета «Ловкие, сильные, смелые»( 2 часа) Построение, разминка, распределение на команды. Соревнование команд. эстафета с ползанием на животе и подтягиванием руками; эстафеты с ползанием на спине и отталкиванием ногами с мячами; эстафета с передачей набивного мяча двумя руками над головой; эстафета с перешагиванием и пролезанием под барьерами; эстафета с перебрасыванием мячей. Построение. Подведение итогов. Торжественное вручение наклеек всем участникам. Тема 4. 2. Итоговое занятие. Полоса препятствий( 2 часа) Итоговое занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега, ОРУ с малым мячом. Индивидуально проходят полосу препятствий. Форма контроля – видеоотчет родителям. Модуль 2. «Крепыши – не малыши! »( 90 часов) Раздел 1. Сильные, смелые, прыгучие( 16 часов) Тема 1. 1. Строевые упражнения. Команды. Перестроения( 2 часа) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, повороты направо/ налево на месте, поворот кругом. Выполняют ходьбу с разным положением рук и ног; ходьба в полуприседе, в полном приседе; ходьба спиной вперед; бег в течение 3 минут; бег «Змейкой». Учатся маршировать на месте; рассчитываться на 1, 2, 3 и перестраиваться в 3 шеренги. Выполняют ОРУ. Учатся перебрасывать в парах набивной мяч двумя руками снизу. Упражнения для стоп с массажными мячами и камешками. Тема 1. 2. Разновидности ходьбы и бега( 4 часа) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега, а также бег в чередовании с ходьбой. ОРУ в движении. Учатся выполнять бег приставным шагом боком и бег с подскоками. Перебрасывают в парах набивной мяч двумя руками снизу. Игра «Мяч в догонку». Упражнения для стоп с массажными мячами и камешками. Тема 1. 3. Общеразвивающие упражнения с набивным мячом( 4 часа) Т ематическое занятие «Тяжелый мяч». Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега( приставным шагом, с подскоками, «змейкой») . ОРУ с набивным мячом. Передача набивного мяча из руки в руку перед собой и за спиной. Поднимание набивного мяча одной рукой от плеча вверх. Прыжки с зажатым мячом между ног. Перебрасывают в парах набивной мяч двумя руками снизу. Игра «Сбей кеглю». Перекатывание в парах набивного мяча. Игра «Заморозка». Эстафета с прыжками через несколько препятствий( набивные мячи) . Игра «Заморозка». Тема 1. 4. Развитие основных движений( разновидности прыжков) ( 6 часов) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. ОРУ в движении. Учатся выполнять прыжки из глубокого приседа по обручам с преставлением кеглей на противоположную сторону – поточный метод. Игра «Ловишки- перебежки»- групповое взаимодействие. Ходьба по ортопедическим коврикам. Выполняют контрольное упражнение прыжок на препятствие( 20 см) . Игра «Ловишки- перебежки». Ходьба по ортопедическим коврикам. Раздел 2. Не боимся мы мяча( 18 часов) Тема 2. 2. Строевые упражнения. Команды. Перестроения( 4 часа) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Учатся перестраиваться в 2 колонны в движении. ОРУ. Перебрасывание мячей двумя руками снизу, от груди, из- за головы в пол. Игра «Заморозка». Тема 2. 3. Разновидности ходьбы и бега( 6 часов) Тематическое занятие «Попробуй повтори». Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. ОРУ в движении. Ходьба в упоре лежа( как «обезьянки») , ходьба в упоре лежа сзади( как «паучки») . Продолжают учиться перестраиваться в 2 колонны в движении. Бег по диагонали с ускорением. Игра «Щуки и караси». Учатся выполнять челночный бег. Игра «Щуки и караси». Контрольное упражнение: челночный бег на время. Тема 2. 4. Развитие основных движений( отбивание мяча, ведение) ( 8 часов) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. Аэробика. Перебрасывание мячей двумя руками снизу, от груди, из- за головы в пол. Игра «Заморозка». Учатся отбивать мяч правой и левой рукой от пола. Игра «Невод». Учатся ведению мяча. Игра «Невод». Упражнения для стоп с массажными мячами и камешками. Раздел 3. Круглый инвентарь( 20 часов) Тема 3. 1. Общеразвивающие упражнения с обручем( 8 часов) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ с обручем. Учатся вращать обруч на талии. Игра «Бездомный заяц». Эстафета с бегом по обручам. Контрольное упражнение – вращение обруча на талии. Тема 3. 2. Занятие для новичков с хулахупами( 2часа) У чебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ с обручем. Учатся вращать обруч на талии. Учатся вращать обруч на руке и шеи. Контроль – видеоотчет родителям. Тема 3. 3. Развитие основных движений( броски и ловля мяча, отбивание, ведение мяча) ( 6 часов) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ. Перебрасывание мячей двумя руками снизу, от груди, из- за головы в пол. Подбрасывание и ловля одной рукой. Игра «Пустое место», «Мяч в догонку». Учатся метать мяч двумя руками из- за головы в обруч. Игра «Бездомный заяц». Контрольное упражнение – бросок двумя руками из- за головы в обруч; эстафета с метанием на дальность. Тема 3. 4. Знакомство с фитболами( 4 часа) Сюжетное занятие «Сказочные герои». Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ со сказочными названиями. ОРУ «сказочных существ»( в парах) . Эстафета с прыжками на фитболах «Забег колобков». Раздел 4. Попрыгунчики( 18 часов) Тема 4. 1. Общеразвивающие упражнения в парах( 2 часа) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ. Упражнение «Тачка»( выполняется в парах – посменно) . Игра «Мухи и паутина». Тема 4. 2. Общеразвивающие упражнения со скакалкой( 8 часов) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ со скакалкой. Игра «Щуки и караси», «Хитрая лиса», «Заморозка», «Северный и южный ветер». Тема 4. 3. Скиппинг для детей( 2 часа) Тематическое/ контрольное занятие «Юные спортсмены». Коллективно выполняют построение, просмотр видеоролика о скиппинге( 20 сек. ) разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ со скакалкой. «Показательные выступления каждого спортсмена»( болельщики на трибуне, дети выходят и показывают, как научились прыгать на скакалке) . Контрольное упражнение – прыжки на скакалке. Тема 4. 4. Развитие основных движений( метание, броски и ловля, отбивания) ( 6 часов) Учебно- тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. Аэробика. Перебрасывание мячей двумя руками снизу, от груди, из- за головы в пол. Игра «Удочка». Отбивают мяч правой и левой рукой от пола. Выполняют ведение мяча. Контрольные упражнения. Метание мяча двумя руками и одной в цель. Игра «Волк во рве», «Ловишки с лентами». Упражнения для стоп с массажными мячами и камешками. Раздел 5. Будущие спортсмены( 18 часов) Тема 5. 1. Совершенствование основных движений с усложнениями( 4 часа) Тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ с гимнастической палкой. Эстафета «Бег с препятствиями»( пролезание, перешагивание, ползание на гимнастической скамье, ходьба на гимнастической скамье, бег по обручам, перебрасывание мячей) . Контрольное упражнение – наклон вперед( итоговый контроль) . Тема 5. 2. Совершенствование основных движений с обручем( 2 часа) Тренировочное занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ с обручем. Выполняют вращение обруча на талии. Игра «Бездомный заяц». Тема 5. 3. Развитие основных движений( 6 часов) Игровое занятие. Коллективно выполняют построение, разновидности ходьбы и бега. Перестраиваются в 2 колонны в движении. ОРУ в положении сидя. Толкание мяча головой( подтягивание к себе коленей на коврике) – посменное выполнение. Игра «Не оставайся на земле», «Найди свой цвет», «Сбей кеглю». Тема 5. 4. Защита творческих проектов «Спорт в нашей жизни»( 2 часа) Итоговое занятие. Защита творческих проектов, выполненных детьми совместно с родителями «Спорт в нашей жизни». Домашнее задание – пройти итоговое тестирование совместно с детьми. Тема 5. 5. Спортивный праздник «Крепыши – не малыши»( 4 часа) Культурно- образовательное событие. Построение команд, торжественное открытие, эстафеты и конкурсы, подведение итогов, награждение и торжественное закрытие. Контрольно – оценочные средства Виды контроля Период Объект контроля Форма контроля Диагностический инструментарий Входящий начало освоения программы стартовые возможности обучающихся педагогическое наблюдение; анализ плантограмм; контрольное упражнение( гибкость) . карта наблюдения планируемых результатов; плантограммы; таблица нормативов. Текущий после освоения каждого раздела уровень усвоения учебного материала по разделам педагогическое наблюдение; эстафета; самооценка; взаимооценка; контрольные упражнения; видеоотчет Карточки настроения; Дневник «Крепыша»; наклейки достижений; устный опрос; таблица нормативов; видеоролик занятия. Промежуточный 1 раз в полугодие личностные результаты педагогическое наблюдение; контрольные упражнения. карта наблюдения( личностных, метапредметных результатов) ; таблица нормативов. М етапредметные результаты результаты по направленности программы Итоговый по итогам освоения программы уровень образовательных результатов эстафета; защита творческого проекта «Спорт в нашей жизни». спортивный праздник; критерии оценивания проектов. Карта наблюдения «Личностных и метапредметных резу льтатов»- стартовый уровень Ф. И. О. обучающегося Личностные результаты Метапредметные результаты Познавательные УУД Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД вовлеченность в учебный процесс в различных видах физкультурной деятельности демонстрирует способности к рефлексии на занятиях умение пользоваться различным спортивным инвентарем умение применять правила и инструкции в процессе выполнения подвижных игр и физических упражнениях. умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного материала умение работать по предложенному педагогом плану умение выполнять совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности владение невербальными средствами общения( жесты, мимика) Карта наблюдения «Личностных и мета предметных результатов»- базовый уровень Ф. И. О. обучающегося Личностные результаты Метапредметные результаты Познавательные УУД Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД проявление инициативы, настойчивости и самостоятельности в различных видах физкультурной деятельности демонстрирует способности к рефлексии на занятиях умение пользоваться различным спортивным инвентарем, знать для чего его и где применяют; умение применять правила и инструкции в процессе выполнения подвижных игр и физических упражнениях, способность к самоконтролю. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного материала; умение работать по предложенному педагогом плану и проговаривать последовательность действий на занятии; умение определять цель деятельности на занятии с помощью педагога. умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, а также умение выполнять эти различные роли в группе; владение невербальными средствами общения( жесты, мимика) ; умение высказывать свою точку зрения и позицию, отстаивать ее, проговаривать основные эмоции. Таблицы контрольных нормативов по оценке результатов по направленности программы Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения( тесты) Мальчики Девочки Быстрота Бег на 30 м Бег на 30 м высокий средний низкий высокий средний низкий 6, 0 6, 7 6, 9 6, 2 6, 8 7, 1 Координация Челночный бег 5x6 м Челночный бег 5x6 м высокий средний низкий высокий средний низкий 9, 2 10 10, 3 9, 5 10, 4 10, 6 Гибкость Наклон вперед из положения стоя Наклон вперед из положения стоя высокий средний низкий высокий средний низкий+ 7+ 3+ 1+ 9+ 5+ 3 Выносливость Бег 3 минутный Бег 3 минутный Скоростно- силовые качества Бросок мяча из- за головы двумя руками стоя( не менее 3 м) . Бросок мяча из- за головы двумя руками стоя( не менее 3 м) . Прыжок с места на двух ногах со взмахом руками на препятствие 20 см. Прыжок с места на двух ногах со взмахом руками на препятствие 20 см. № п/ п Контрольные нормативы Пол Показатели Н С В 1. Передача мяча двумя руками снизу в парах, без потерь. Расстояние 2- 3 м( кол- во раз) м. д. 2. Бросок мяча двумя руками из- за головы в пол, и ловля напарником, без потерь. Расстояние 2- 3 м( кол- во раз) . М. д. 3. Прыжки на скакалке на двух ногах( кол- во раз) . М. д. 4. Вращение обруча на талии( баллы) . М. и Д. 5. Метание мяча в цель с расстояния 4 м. ( кол- во попаданий) . М. д. 6. Отбивание мяча от пола одной рукой( кол- во раз) . М. д. Условия реализации программы Материально- технические обеспечение Спортивный инвентарь: гимнастические палки – 1 8 шт медицинболы – 1 8 шт мячи разных размеров – 1 8 шт гимнастическая скамья – 2 шт канат, скакалки – 1 8 шт барьеры, обручи – 1 8 шт фишки, кегли – 20 шт клюшки детские- 4 шт. Оборудование и инструменты: ортопедические коврики, массажные мячи- 18 шт, массажная дорожка, мелкие камни, ленты, блокноты и наклейки, колонка портативная и др. Информационно- образовательные ресурсы Модуль 1. Раздел 3. Школа мяча. Тема 4. 4. Развитие основных движений. Просмотр фрагментов видеоролика на тему" Метание мяча" https: / / resh. edu. ru/ subject/ lesson/ 4316/ main/ 190763/ Модуль 2. Раздел 3. Круглый инвентарь Тема 3. 1. Общеразвивающие упражнения с обручем. Просмотр подводящих упражнений для обучения вращению обруча на талии. https: / / www. youtube. com/ watch? v= 8fn9ClLKdUw& amp; t= 227s Раздел 4. Попрыгунчики. Тема 4. 2. Общеразвивающие упражнения со скакалкой Просмотр подводящих упражнений для обучения прыжкам через скакалку. https: / / www. youtube. com/ watch? v= gAIv2H_ aZzg Учебно- методическое обеспечение Демонстративный материал( плакаты техники безопасности на занятиях физической культ у рой, карточки настроения, наклейки" достижений" ) ; Планы- конспекты занятий; Контрольно- измерительные материалы( таблица нормативов, карта наблюдения «Личностных и метапредметных результатов») ; Материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся( памятки для детей и родителей) . Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную программу «Крепыши» имеет высшее профессиональное образование с квалификацией" бакалавр" СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НОРМАТИВНО- ПРАВОВАЯ БАЗА Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепция развития дополнительного образования детей( утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726- р) . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации( Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам( утвержден Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196; 4. Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09- 3242 «О направлении информации»( методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ( включая разноуровневые программы) ; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172- 14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Основная и дополнительная научно- методическая и учебная литература Галкин, Ю. П. Профилактика плоскостопия: учеб. пособ. / Ю. П. Галкин. – Смоленск: СГИФК, 1994 г. – 39 с. Казина, О. Топотыжкины ножки. Профилактика плоскостопия, общее укрепление организма: учеб. пособ. / О. Казина, Е. Соколова. – ООО Атберг, 2006. – 32 с. Ловейко, И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии/ И. Д. Ловейко. – Л. : Медицина, 1982. – 144 с. Малозёмова, И. И. Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы: учеб. пособ. / И. И. Малозёмова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2018 г. - 94 с. Орлова, С. Н. Исследование риска появления гиподинамии у детей старшего дошкольного возраста/ С. Н. Орлова, А. С. Шкарова/ / Концепт. 2018. №9. URL: https: / / cyberleninka. ru/ article/ n/ issledovanie- riska- poyavleniya- gipodinamii- u- detey- starshego- doshkolnogo- vozrasta( дата обращения: 16. 04. 2021) . ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ: Основная общеобразовательная про грамма дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 201 6. — 368 с. Параничева, Т. М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Т. М. Параничева, Е. В. Тюрина/ / Новые исследования. 2012. №4 ( 33) . URL: https: / / cyberleninka. ru/ article/ n/ dinamika- sostoyaniya- zdorovya- detey- doshkolnogo- i- mladshego- shkolnogo- vozrasta( дата обращения: 06. 10. 2019) . Федорова, С. Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 6- 7 лет. Подготовительная к школе группа. / С. Ю. Федорова. – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017. – 96 с. Фролов В. Г. Физкультурные занятия и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя. / В. Г. Фролов. – М: Просвещение, 1986. – 156 с. Научно- популярная и публицистическая литературы для детей и родителей: Бердыхова, Я. «Мама, папа, занимайтесь со мной». / Я. Бердыхина. М осква: ФИЗ, 2016. - 123с. Бондаревский, Е. Я. «Родителям о физическом воспитании детей». / Е. Я. Бондаревский. - Москва: Знание, 2017. - 76с. Кретова, К. А. «Будь здоров! Как стать суперсильным, быстрым и побеждать в гонках». / К. А. Кретова, Д. Е. Мохов. Питер, 2021. - 30с. Москвина, М. «Приключение Олимпионика». / М. Москвина. Москва: АСТ, 2015. - 85с. Интернет ресурсы: Персональный сайт Власенко Натальи Эдуардовны: сайт. - URL: https: / / vlasenko- n- e. a2b2. ru/ ( дата обращения 25. 08. 2020) . Наталья Власенко" Физкультра для докольников" . : видеолог. - URL: https: / / www. youtube. com/ ( дата обращения 15. 08. 2020) . Модульные коврики «ОРТОДОН»: сайт. – UPR: https: / / ortodon. ru/ medical- center/ ( дата обращения 11. 08. 20 20) .