Презентация " Народное творчество и культурное наследие".
Документы для скачивания
Вид деятельности: театрализованная игра Тема: «Три медведя» Образовательная область: художественно- эстетическое, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, Цель: формирование интереса к театральному искусству в процессе театрализованной постановки сказки «Три медведя». Задачи совместной деятельности: Воспитательные задачи: Формировать у детей интерес к художественной литературе. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение сотрудничать в процессе реализации игрового замысла. Развивающие задачи: Развивать у детей умение называть героев сказки, действия сказочных персонажей «Три медведя». Формировать у детей умение распределять игровые роли. Развивать у детей умение планировать действия героев сказки. Развивать умение осуществлять ролевой диалог в процессе игры. Побуждать детей к полному проговариванию реплик в процессе театрализованной игры. Обучающие задачи: Учить детей выражать настроение сказочного героя и его эмоциональное состояние. Знакомить детей с приемами вождения фигур настольного театра. Учить детей исполнять роль( Машенька, медведи) с использованием мимики, интонации речи. Образовательная область: художественно- эстетическое, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, упражнение, игровая ситуация, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха. Материал: фигурки для настольного театр а- три медведя, Машенька; Три стула, ложки, чашки, кровати. Мини- музей как средство развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста. Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель- сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками. Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Сегодня мы говорим о мин и- музее, как об одном из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста. Создание мини- музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во- первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во- вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини- музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини- музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини- музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини- музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини- музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире. Цель создания мини- музея- это обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа. Выполняя свою познавательную функцию, мини- музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края. Конспект НОД по аппликации в первой младшей группе Тема: « Праздничный платочек ». Цель: развивать умение выполнять изделия в технике аппликации. Задачи: 1. Вызывать интерес к декоративной аппликации. 2. Продолжать учить правильной технике наклеивания деталей 3. Развивать психические процессы( внимание, память, мышление) . 4. Воспитывать эстетический вкус, любовь к декоративно- прикладному искусству. 5. Воспитывать отзывчивость и доброту. Ход занятия Воспитатель: Ребята, скоро праздник мам, бабу шек и сестричек- 8 Марта. Все дарят друг другу подарки. И сегодня мы тоже сделаем подарочек для ваших мам. В старину все женщины на любой праздник одевали в этот день нарядный платок. Посмотрите, какай у меня в руках платок. Он вам нравиться? Д ети: отвечают. В оспитатель: Он какой? Д ети: красивый, нарядный, В оспитатель: Я предлагаю украсить нашим мамочкам платочки и им подарить на праздник. У вас на столе платочки только мне кажется, что чего- то тут не хватает…. Какой- то скучный платок. Что же нам делать? . . . Д ети: Украсить его! В оспитатель: А как же мы можем его украсить? Подумайте. Посмотрите на стол, на тарелочки перед вами. Что там лежит? Д ети: Цветочки и листочки. В оспитатель: А они нам пригодятся? Д ети: Да, мы ими украсим платок. В оспитатель: Прежде, чем начнем приклеивать, давайте, сначала разложим на платочках детали так, как вы их хотите приклеить. - А теперь подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик малышок Постучался на порог. Вместе пальчики друзья Друг без друга жить нельзя. Воспитатель предлагает детям укр асить свои платочки по образцу, помогает разм естить детали по углам платка. Помогает тем, кто затрудняется в выполнении. В оспитатель: Какие красивые получились праздничные платочки для ваших мам. Игра с косынкой Воспитатель предлагает детям сыграть в игру с косынкой. По кругу идет ребенок с косынкой, дети проговаривают слов а «Вот Аня идет и косынку несет, кому дать, кому дать, кому косынку передать», водящий передает косынку другому ребенку и игра продолжается. Инсценировка потешки «Два гуся». Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по иному воспринимает окружающие явления. В развитии и воспитании детей младшего возраста я использую фольклор. Фольклор называется устным народным творчеством, он создан народом передавая из уст в уста, от одного поколения к другому. Особенность его- он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец, потешки. Потешка – прекрасный речевой материал. На основе, которого у ребенка младшего возраста начинается отрабатываться понимание текста. Прежде всего, общим содержанием произведения и конкретным действием, которое отражает его. В потешках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, в котором говорится о домашних птицах. Вызвать у детей радость от повторения знакомой потешки. Уточнить знания о гусе: красные лапки, длинная шея, крылья. Закреплять умение подражать голосам птиц. Способствовать развитию музыкального слуха. Задачи: Образовательные: Учить детей внимательно слушать воспитателя. Развивающие: Развивать любознательность, память, внимание, речь. Обогащать словарный запас. Воспитательные: Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к домашней птице и желание заботится о них. Предварительная работа: Беседа, про смотр иллюстраций домашних птиц, ч тение потешек, пение песенок, загадывание загадок. Словарная работа: Домашние птицы, бабуся. Материал и обор удование: Костюм бабушки, два ребенка одетые в гусей. Воспитатель читает потешку, инсценируя каждый куплет. Жили у бабуси Два веселых гуся. Один- серый, другой- белый, Гуси мои гуси. Вытянули шеи, У кого длиннее. Один- серый, другой- белый У кого длиннее. Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один- серый, другой- белый В луже у канавки. Вот кричит бабуся: « Ой, пропали гуси». Один- серый, другой- белый Гуси, мои гуси. Выходили гуси Кланялись бабусе. Один- серый, другой- белый. Кланялись бабусе. Подвижная игра «Зайка беленький сидит» Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость. Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки( «полянку») . Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст: Зайка беленький сидит( Дети шевелят кистями И ушами шевелит. р ук, подняв их к голове, Вот так, вот так имитируя заячьи уши) Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, ( Хлопают в ладоши) Надо лапочки погреть Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, ( Подпрыгивают на обеих Надо зайке поскакать. н огах на месте) Скок- скок, скок- скок, Надо зайке поскакать. Мишка зайку испугал, ( У казывается, кто испугал зайку) Зайка прыг и ускакал. ( в оспитатель показывает игрушку) . Дети убегают на свои места. Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их. Хороводная игра «Карусели». Цель: Упражнять детей в умении ходить и бегать по кругу со сменой темпа и направления, не наталкиваясь друг на друга. Выполнять движения по сигналу воспитателя. Развивать координацию движения. Повышать эмоциональный тонус. Оборудование: обруч с разноцветными лентами. Ход игры: Воспитатель: «Сейчас мы будем кататься на карусели». Воспитатель предлагает детям взяться за обруч с разноцветными лентами. « Ребята, возьмите волшебные ленты карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу так, чтобы карусель не сломалась». Держась за ленты обруча, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: Еле- еле- еле- еле Завертелись карусели карусель медленно движется в правую сторону. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Темп речи и движений постепенно ускоряется. Побежали, побежали, Побежали, побежали! Карусель меняет направление движения. Тише, тише, не спешите, Карусель ос- та- но- ви- те. Раз- два, раз- два( пауза) , Вот и кончена игра. Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз- два» все останавливаются и кланяются друг другу. В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются. Указания: Сначала нужно идти, а потом бежать. Бежать тихонько, не падать, не тянуть, не дёргать друг друга за руки. После слов: «Вот и кончена игра» останавливаемся, и кланяемся друг другу. Оценка: Молодцы ребятки, крепко держались за руки и поэтому, получилась крепкая карусель. Итог: Вам понравилось кататься на карусели? ( Ответ детей) . Народная игрушка «Матрешка». Дидактическая игра « Собери матрешку ». Цель: учить действовать детей со сборно- разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве; Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет. Материал: набор матрешек на каждого ребенка. Ах, матрешечки- матрешки, Хороши – не рассказать! Очень любят с вами дети В нашей группе поиграть. Щечки яркие, платочки, По подолу цветки. Весело кружатся в танце Яркие букетики. ( Н. Горчакова) Сенсорная игра «Разноцветная матрешка». Цель. Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук. Материал. Расписная матрешка( высотой 8- 10 см) , вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная. Педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку. Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там? » Открывает матрешку, достает вторую. «В гости к тебе пришли две матрешки». Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее. Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку. Педагог предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка. Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия. В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, воспитатель должна помочь ему. Консультация для родителей н а тему: «Воспитание чув ства любви к своей малой Родине» Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания. • Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома. Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка. • Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон. Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок адрес и номер детского сада? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде? Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл … А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? ( что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т. д. ) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/ сада. • А знает ли ребёнок, в каком городе, селе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города, села? Основная цель- пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории. • Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь. 1. Просим вас, гуляя по улицам нашего города, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город, село( клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов) , заботятся о его привлекательности и чистоте. 2. Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Знакомите ли с достопримечательностями нашего города, были ли вы в «Городском Краеведческом Музее», в «Детской библиотеке», в «Городском доме Культуры» и т. д. ? Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем: - расширяется кругозор детей; - формируется интерес к прошлому и настоящему; - развивает воображение и фантазию; - приобщает к культуре; - развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира; - развивает познавательную активность. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес. Ссылки на интернет ресурсы: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ didakticheskaja- igra- dlja- pervoi- mladshei- grupy- 951776. html https: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ fizkultura/ 2020/ 09/ 17/ kartoteka- podvizhnyh- igr- v- mladshey- gruppe https: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ regionalnyy- komponent/ 2018/ 04/ 22/ konsultatsiya- dlya- roditeley- patrioticheskoe- vospitanie https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ proekt- mini- muzei- narodno- prikladnogo- iskustva. html https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ konspekt- nod- vo- vtoroi- mladshei- grupe- po- aplikaci- tema- platok- dlja- matreshki. html https: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ razvitie- rechi/ 2015/ 12/ 06/ konspekt- nod- zhili- u- babusi- dva- vesyolyh- gusya https: / / infourok. ru/ kartoteka- horovodnih- igr- vo- vtoroy- mladshey- gruppe- 2437783. html http: / / vospitatel. com. ua/ zaniatia/ ranniy- vozrast/ 3- medvedya- 3god. html