a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Лоскутное шитьё: весёлые коврики».

Автор: Чемукова Дина Самвеловна Опубликовано: 2022-03-13 19:34:01

Документы для скачивания

Конспект образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Лоскутное шитьё: весёлые коврики». Цель: - воспитывать интерес к народному декоративно- прикладному искусству. Задачи: - познакомить детей с искусством лоскутного шитья; - закреплять и расширять представления детей о тканях; - развивать фантазию и воображение детей; - способствовать развитию детской активности и самостоятельности посредством подвижных и дидактических игр; - побуждать использовать сочетание различных изобразительных техник и художественных материалов в изобразительной деятельности; - активизировать и обогащать словарь детей. Предварительная работа: - знакомство с некоторыми видами тканей; рассматривание предметных картинок по теме «Одежда». Материалы, оборудование: - материалы для изобразительной деятельности( альбомные листы, кисти мягкие и щетинные, ватные палочки, цветные и простые карандаши, линейки, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, стаканчики с водой, клеёнки, влажные и бумажные салфетки) ; - презентация «Лоскутное шитьё»; - парные кусочки тканей с обработанными краями для игры «Найди пару»; - 2 разрезных картинки( формат А3 или А4) для игры «Кто быстрее соберёт коврик»; - музыкальный проигрыватель, записи русских народных мелодий для сопровождения подвижных игр и творческого процесса. Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент. «Волшебный сундучок». Воспитатель сообщает детям, что принёс в группу сундучок, и предлагает подумать, что может в нём находится. После вариантов, предложенных детьми, педагог вызывает 2- 3 ребят, которые закрывают глаза и пробуют определить содержимое сундучка на ощупь. - Ребята, что же спрятано в нашем сундучке? ( Кусочки тканей) . - Каким словом ещё можно назвать эти кусочки тканей? ( Лоскутки) . 2. Беседа о видах тканей. Воспитатель подводит детей к столу, на котором раскладывает образцы тканей, предлагает потрогать их, рассмотреть. - Скажите, чем эти лоскутки отличаются друг от друга? Дети могут заметить, что лоскутки отличаются по цвету, узору, размеру, а также по толщине ткани, прозрачности или непрозрачности, могут быть гладкими или шершавыми, мягкими или жёсткими и т. д. Воспитатель поясняет, что на качество ткани влияет то, из каких нитей они сделаны, а цвет и узор наносятся фабричным способом. Воспитатель предлагает назвать детям известные ткани, даёт краткую справку по новым для детей образцам материи. Справка для воспитателя. Си́тец  — лёгкая хлопчатобумажная гладкоокрашенная или набивная ткань полотняного переплетения. ( Хло́пок  — волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника; важнейшее и наиболее дешёвое из распространённых растительных волокон) . Лен  —  это  ткань, изготовленная из растения « Linum usitatissimum ».   Это  тонкий, крепкий стебель с круглыми «коробочками» — семенами. Стебель состоит из древесины, а сверху — из волокна. Шёлк  — мягкая  ткань  из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально  шёлк  происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по  Шёлковому  пути. Драп – это т яжёлая, плотная шерстяная или полушерстяная ткань гладкокрашеная сложного переплетения из пряжи аппаратного прядения с гладкой лицевой стороной и ворсистой изнаночной. Кашеми́р  — очень тонкая, мягкая и тёплая материя саржевого переплетения. Ткётся из гребенной пряжи, сработанной из пуха( подшёрстка) кашемировых горных коз. Фланель- х лопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом- ворсом. Атлас- п лотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Батист- т онкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров. Гипюр  – это  ткань  с воздушным кружевным орнаментом, который соединяет прозрачная тонкая сетка. - Ребята, а для чего людям нужны ткани? Воспитатель выслушивает ответы детей и дополняет их по необходимости. ( Дети могут сказать, что из тканей изготавливается одежда, постельное бельё, игрушки; предметы для дома и быта- шторы и занавески, полотенца, скатерти, салфетки; палатки, шатры, парашюты и т. д. ) - А что мы делаем с одеждой, которая стала нам мала, износилась, порвалась? ( Можем отдать кому- то, если одежда в хорошем состоянии, можем починить, если это возможно, можем использовать в качестве тряпочек для вытирания чего- либо и т. п. ) . - Наши прабабушки в старину были очень рачительными и экономными хозяйками, бережно относились к вещам, и даже, если одежду было невозможно починить или перешить, они использовали отдельные кусочки, лоскутки ткани от разных вещей и создавали из них новые, нужные в хозяйстве вещи. Так появилось лоскутное шитьё. 3. Презентация «Лоскутное шитьё». 1 слайд. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. Т кани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось много обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Л оскутное шитьё стало очень популярным, когда было налажено производство дешёвых тканей и появились  швейные машинки. 2 слайд. Лоскутки для сшивания могли быть различной формы. Например, квадратными. 3 слайд. Или треугольными. 4 слайд. Иногда мастерицы- лоскутницы могут создать целую картину из лоскутков различной формы и размера. 5 слайд. Есть множество вариантов соединения лоскутков для получения определённого узора. 6 слайд. Лоскутное шитьё- это целое искусство, с помощью которого можно создать самые различные предметы и вещи, полезные в быту. А самое главное – сделать дом более уютным и ярким. - Назовите предметы, которые можно изготовить в технике лоскутного шитья. 4. Подвижная игра «Найди лоскутку пару». - У лоскутниц в запасе всегда множество обрезков тканей, и для нужного рисунка они должны уметь сочетать их друг с другом. А я предлагаю нам с вами отдохнуть и поиграть в игру «Найди пару». Воспитатель раздаёт детям по одному лоскутку ткани. Под музыку дети врассыпную передвигаются по группе, по сигналу музыка останавливается, и каждый должен как можно быстрее найти участника игры с лоскутком, на котором выбит такой же рисунок. 5. Дидактическая игра «Кто быстрее соберёт лоскутный коврик». Для данной игры воспитатель заранее изготавливает 2 комплекта деталей для «ковриков» таким образом, чтобы каждый фрагмент отличался от другого по рисунку и цвету, чтобы усложнить процесс соединения фрагментов в единое целое. Дети делятся на 2 команды и по сигналу начинают собирать картинку. 6. Художественное творчество. - Сегодня мы с вами познакомились с интересным искусством, а сейчас я предлагаю вам создать свой вариант лоскутного коврика. Воспитатель приглашает детей за столы с материалами для изобразительной деятельности и предлагает нарисовать свои варианты лоскутного коврика. 7. Рефлексия. Дети оценивают работы друг друга, воспитатель организует выставку готовых работ.

Оставить комментарий: