Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-птицы».
Документы для скачивания
Конспект образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудо- птицы». Цель: - способствовать развитию ценностно- смыслового восприятия изобразительного искусства( народная роспись) у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - способствовать развитию эстетического восприятия у детей; - закреплять знания детей об особенностях хохломской, городецкой и гжельской росписи; - учить находить сходства и отличия между различными видами росписи; - побуждать отображать имеющиеся представления о видах народной росписи в самостоятельной творческой деятельности; - обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь. Материалы, оборудование: - презентация «Чудо- птицы»; - карточки для игры «Найди пару»( картинки с изображением предметов, относящихся к хохломской, городецкой и гжельской росписи) ; - фишки для подсчёта очков в викторине; - картинки для игры «Собери свой промысел»; - материалы для художественного творчества( альбомные листы, гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, клеёнки, подставки для кисточек, салфетки; - отдельные изображения хохломских, городецких и гжельских птиц; - музыкальный проигрыватель. Предварительная работа: - беседы о видах народной росписи и их особенностях; рисование отдельных элементов гжельской, хохломской, городецкой росписи. Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Загадки о видах росписи. - Ребята, сегодня мы с вами снова отправляемся в волшебный мир народной росписи. А о каких видах росписи пойдёт речь, нам помогут узнать загадки. Загадки. 1. Бело- синий голубой Мир открылся предо мной. Вазы, чашечки и блюдца Синевой льются, льются! Роза синяя цветёт, Птица синяя поёт! Вы скажите мне, откуда То фарфоровое чудо? Догадались вы теперь, Что оно зовётся…( Гжель) . 2. Ягодка и завиток, Красный, золотой цветок, «Усик», « осочка » и «травка»- Так про что ж эта загадка? Знаем, золота полна Золотая…( Хохлома) . 3. Вот лошадки- тонконожки, Петушки и голубки, Вот тележка на дорожке, А в тележке мужички! В бело- чёрной всё оживке- Барышня и молодец- Скажем дружно, без ошибки, Эта роспись…. ( Городец) . 2. Викторина. - Молодцы, ребята, вы справились со всеми загадками! А теперь я предлагаю вам проявить ещё более глубокие знания этих видов народных росписей и ответить на вопросы викторины. ( Воспитатель может разделить детей на 2 команды и раздавать фишки за каждый правильный ответ той команде, которая быстрее ответит на вопрос. Во втором варианте воспитатель может раздавать фишки индивидуально, и в конце викторины отметить детей, давших большее количество правильных ответов) . Вопросы для викторины. Чем покрывают хохломские изделия? ( Лаком) . Из какого дерева чаще всего изготавливаются хохломские изделия? ( Липа) . Какими красками расписываю т хохлому? ( Масляными) . Как называется натуральная краска желтоватого цвета, используемая в хохломской росписи? ( Охра) . Из чего делают кисти для настоящей хохломской росписи? ( Из беличьих хвостиков) . В какой росписи традиционно используют только белый и синий цвет? ( Гжель) . Как называется узор из поперечно- диагональных линий в гжельской росписи? ( Сеточка) . Как называются одним словом все изделия из глины, в том числе и гжель? ( Керамика) . Что придаёт прочность изготовленной из глины посуды? ( Обжиг в печи) . Как называется синяя краска для гжельской росписи? ( Кобальт) . Какой цвет используется для оживки в городецкой росписи? ( Белый и чёрный) . Как называются цветы в городецкой росписи? ( Роза, ромашка, розан, купавка) . С чего начинает роспись мастер городецкой росписи? ( Подмалёвок) . Это домашнее животное особенно часто изображают в городецкой росписи. ( Конь) . Картины на деревянной основе, которые служат для украшения интерьера, также часто используются городецкими мастерами для своих сюжетных зарисовок. ( Панно) . 3. Дидактическая игра «Собери свой промысел». Воспитатель делит детей на три команды. Каждой команде даётся задание выбрать из общей массы предметных картинок только те, которые относятся к конкретному виду росписи: хохлома, гжель и городец. Участники от каждой команды поочерёдно подбегают к общему столы, берут одну подходящую картинку и возвращаются к команде. Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок соберёт свои картинки. Для усложнения воспитатель добавляет в общую группу картинок те, которые не относятся ни к одному из названных видов росписи( например, Полхов- Майдан, Дымковская игрушка и др. ) . 4. Презентация «Чудо- птицы». Воспитатель сообщает детям, что все росписи обладают яркой индивидуальностью, но в то же время можно найти и что- то общее между ними. Так, один из любимейших образов во всех народных росписях- это птицы. Слайд 1. Городецкие птицы. Этапы изображения петуха. 2. Хохломская роспись. Панно с петушком. 3. Гжельская роспись. Тарелка с петушком. Воспитатель подводит детей к выводу, что каждая роспись сохраняет свои индивидуальные особенности, при этом остаются все характерные черты этой птицы: дугообразный хвост, гребень с бородкой, крыло, лапки. Каждая роспись стремится передать красоту, отвагу, яркость этой птицы. Так, в городецкой росписи мастер традиционно использует оживку, что делает петушка более ярким, действительно оживляет образ. В хохломском панно образ петушка дополняется такими элементами, как травинки, листики, ягодки, так что чёрный фон почти не видно за богатством узора. Гжельская тарелка также не обходится без дополнительного традиционного элемента – это роза и сеточка в нижней части. Удивительно, но с помощью одного синего цвета художнику удаётся передать множество оттенков оперения петушка. Таким образом, можно сделать вывод, что каждая роспись стремится передать красоту птицы, её яркость и мощь. 5. Подвижная игра «Найди свою пару». Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть. Дети подходят к столу, на котором лежат карточки с изображениями птиц городецкой, хохломской и гжельской росписи картинками вниз, берут по одной карточке, не показывая соседу. Под музыку дети двигаются врассыпную, после остановки быстро ищут пару – участника игра с такой же картинкой. 6. Изобразительная деятельность. Д ет и остав ляют у себя картинки с изображениями птиц и смотрят, какой на них вид росписи. В соответствии с этим воспитатель предлагает детям пройти к трём столам, на которых соответственно расположены материалы для гжельской, хохломской и городецкой росписи, и нарисовать своих птиц в данном стиле. 7. Рефлексия, подведение итогов. Каждая группа детей организует собственную выставку на отдельном мольберте. Воспитатель предлагает каждой группе выбрать наиболее интересных птиц у двух других групп, обосновать свой выбор.