«Дыхательная гимнастика» по методике А.Н. Стрельниковой.
- «Разминка»
Помните о вдохе! Нюхайте воздух! Учимся в игре!
Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. никакие упражнения не вернут нашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику.
Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:
Мы сегодня так играем-
Нюхать воздух начинаем.
Чем же пахнет? не понять-
Нужно носиком вдыхать.
Вдох-вдох-вдох-вдох.
Гарью пахнет – ох-ох!
- «Шаги»
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки пошвам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол распириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот сужаются. Убедитесь в том, что ноздри неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас. Освоив этот способ дыхания – возможно непривычный для подавляющего большенства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы прочувствовать дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой- вдох. Шаг правой- вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать?» спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. не думайте о выдохе!
Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:
Аты-баты, аты-баты.
А сегодня мы солдаты.
Левой – правой мы шагаем.
Быстро воздух мы вдыхаем.
- «Ладошки»
Встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. опять «шмыгнули « носом ( звучно на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. и снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулачки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимает, кисти рук на мгновение расслабляем. сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. в общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку»
Подражать мы будем кошке
В Кулачки сожмем ладошки.
Запах мышки мы узнаем-
Делать вдох не забываем.
Коготки мы выпускаем-
Мышку быстро мы поймаем!
- «Повороты»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом.Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимальный шумный вдох. Внимание! вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размерном ритме ходьба на месте).
Мышцы шеи расслабленны, влевл и вправо поворачивается только голова, но не плечи. не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохот и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.
Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
- «Ушки»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом к правому плечам, как если бы вы хотели укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!». Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размерном ритме ходьбы на месте). Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.
Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».
Головою покачаем –
Влево-вправо наклоняем.
Будто говорим братишке –
«Ай-ай-ай, как не стыдно!
Ты зачем порвал все книжки?»
Плечи мы не поднимаем –
Воздух носиком вдыхаем.
- «Малый маятник»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом.
Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий шумный вдох носом. Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте. Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе - легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.
Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».
Собирайся народ,
Поиграем в «Сад-огород»!
Вверх мы голову поднимем-
Фрукты спелые увидим.
Пахнет грушей очень вкусно.
А внизу растет капуста.
Апельсин на ветке близко-
А внизу растет редиска.
- «Кошка»
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч), спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам! Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Не думайте о выдохе! Он происходит непроизвольно между вдохами – без вашего «участия»! Следите за тем, чтобы приседание было легким, пружинистым и неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.
Дети выполняют упражнение, играя в «кошку и воробья».
Вышла кошка на охоту –
Воробьев поймать охота.
Носом чует запах дичи –
Вправо смотрит – нет добычи,
Влево смотрит – видит их
И хватает в тот же миг.
Подражая этой кошке –
В кулачки сожмем ладошки,
Влево-вправо приседаем –
Запах «воробья» вдыхаем.
- «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.
Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.
Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.
Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:
Руки в кулачки сжимаем –
Теперь руки вниз толкаем –
Кулачки тут разжимаем –
Воздух носиком вдыхаем.
- «Насос»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» - ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу!
Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).
Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.
Едем, едем мы домой.
На машине легковой.
Въехали на горку – стоп!
Колесо спустило – хлоп!
Из багажника насос достанем –
Шину быстро накачаем!
Воздух мы внизу вдыхаем
Голову не поднимаем!
- «Обними плечи»
Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку.
Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» - закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила!».
Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).
Для детей – в сопровождении стихотворения:
Ой, ребята, замерзаем –
Плечи дружно обнимаем!
Зиму радостно встречаем –
Свежий воздух мы вдыхаем.
- «Большой маятник»
Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный.
Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» - «Обними плечи».
Вдох и движения выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте).
В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.
Шину стали мы качать.
Стали руки замерзать.
Раз – качаем,
Два – мы плечи обнимаем.
Вот несколько основных упражнений, которые я использую в своей работе.