a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "ЛЮБОВЬ И ИГРА" воспитатель Тонких З.И.

Опубликовано: 2015-01-18 17:34:49

Консультация  для родителей

 

ЛЮБОВЬ  И  ИГРА

В условиях нашей российской культуры сложился привычный образец, когда принято мало говорить, но много делать для любимого человека. Однако ребенку жизненно необходимо постоянно иметь явные подтверждения любви от любимых и любящих взрослых. Обычно дети открыто и трогательно выражают свою любовь и, естественно, ждут ее от других. Любовь оживает именно в словах, жестах, взглядах, мимике, интонации. Взрослый живет эмоциями, не задумываясь, не размышляя о том, как он выразил то или иное свое  устремление, отношение, чувство. Кроха же очень многому учиться, запоминая те или иные реакции взрослого на ситуации, определяя для себя, чаще всего на неосознанном уровне, любят его или нет. Взрослый может быть полностью захвачен любовью к ребенку, но порой ему приходится предъявлять строгие требования к определенным поступкам ребенка. Как часто взрослый считает, что он выражает любовь и понимание, а малыш наблюдает совсем другое и не чувствует любви к себе!

Чувство любви – очень сложное и целостное психологическое явление. Из чего оно состоит. Условно говоря, из сочувствия, эмоционального принятия, эмоциональной близости, чувство ответственности за «предмет» своей любви. Любовь невозможно никакими приемами «породить» внутри себя: либо она есть, либо ее нет. И тут ничего не поделаешь. Любовь и другие эмоции переживаются разными людьми по-разному: по характеру проявления, степени выразительности, силе. Но и ребенку, и взрослому очень важно научиться выражать эти чувства красиво, понятно, недвусмысленно, ярко.

В повседневной жизни в общении родителей и ребенка присутствуют чувство любви ( связанность с детьми, притяжение к ним) и отношение с детьми, которые вступают в развивающее противоречие: любовь к ребенку ( в узком смысле слова) не допускает осуждения, обсуждения и сравнения, предполагает полное принятие малыша; а отношения с ребенком, которые воспитывают, развивают и формируют, основываются как раз на оценках, сравнении и обсуждении. Чувство любви к ребенку может быть выражено прямо: словами, интонацией, мимикой, жестами, в том числе поглаживаниями, объятиями, но это же чувство может в отношениях с ребенком присутствовать как фон, который существует всегда, но не мешает, а помогает развитию отношений.

Главный учитель здесь – чувство такта, педагогический опыт и чувство любви к ребенку, которое часто порождает интуитивные решения. Конечно, эмоции пронизывают не только отношения, общее времяпровождение ребенка и взрослого, но также и совместные игры, поэтому способам выражения любви можно и нужно учить ребенка именно в эти моменты.

Играя в «Ладушки» и «Сороку – ворону» обязательно поцелуйте ладошку малышки и уверьте  его, что «мама всегда свою крошку накормить кашкой…». Здесь даже неважно, о чем идет речь, важно как бы вплетать в нее лепет любви. И не надо думать, что малыш еще не понимает речи, такие слова он как раз понимает прекрасно. Игра «По кочкам, по бочкам» обычно вызывает бурную радость малыша. Но здесь также можно фиксировать свое любовное отношение к ребенку, например «вытаскивая его из ямки», приговаривая: «Нет, нет, мы своего Ванечку ни за что не оставим в ямке, мы его очень любим, как же мы без него, а он без нас!». Но, выражая ребенку свою любовь, важно не переборщить, не задушить его в своих объятиях. Вот младенец у вас на руках – он стучит по столу погремушкой и так же лихо пытается постучать ею по вашей голове. Этого делать нельзя. Мягко задержите ручку ребенка, покажите, что это больно, и не позволяйте повторять удары. Именно в такие моменты малыши учатся отличать живое от неживого, понимать «боль» близкого человека, проявлять сострадание. Ни в коем случае не откладывайте подобное обучение на более поздний возраст: личность начинает складываться уже сейчас, на ваших глазах.

Когда малыш активно приглашает вас к игре, поддержите или отклоните эту просьбу в зависимости от обстоятельств или вашего состояния. Но нужно обязательно выразить и мимикой, и словами ваш отказ в начале или середине игры. Выражение должно быть следующее: «Мне очень некогда, дорогой». Однако в другой раз вы вдоволь наиграетесь со своим малышом и разделите его радость. Таким образом, мы даем понять крохе, что мы его очень любим, но надо считаться и со взрослым, ведь у нас любовь взаимная. Особенно благоприятной почвой для уроков человечности

( а это тот материал, из которого строится любовь) являются проигрывание с ребенком эпизодов сказок, игр. Сколько здесь разных эмоций и чувств, и конечно же, любви! Подчеркните родительские  чувства или их отсутствие: «Как плохо, мама-зайчиха не смогла бедного зайчика от лисы защитить!». Несомненно, такое творческое «прочтение» знакомой ребенку сказки вызовет и восторг, и множество вопросов. Так может возникнуть непринужденная беседа на моральные темы, которая куда более убедительна и доходчива, нежели прямые «вколачивание» в ребенка общепринятых правил.

В играх с правилами есть возможность  проявить любовь и заботу: поддержать слабых, не дать обидеть проигравшего ребенка, порадоваться чужому успеху, восхититься победителем и заразить других детей своим восхищением. Научите не допускать зависти и достойно проигрывать. Но все это требует огромного такта от взрослого, творчества и изобретательности с его стороны, и никаких педагогических приемов здесь не сформулируешь. Понять и проникнуться тем, что дети – это маленькие люди, но совсем особенные, они без устали рисуют, строят, конструируют, поют, танцуют, причем каждому виду деятельности они отдаются страстно, с большой охотой. Впечатления детей от различных явлений  жизни ярки и полны новизны, и часто они видят и объясняют по-своему то, что взрослый своим «замыленным» глазом уже не обнаруживает. Эмоции детей часто необычны для взрослого.

Совместные с детьми переживания только самые настоящие, искренние. Если вы читаете детям книгу, а она не вызывает у вас никаких эмоций,- отложите ее. Читайте детскую классику. К.Чуковский, А. Барто , Х-К.Андерсен  даже при самом плохом настроении втянут взрослого в круг детских переживаний настолько, что он сможет почувствовать удовольствие от этого чтения( а не бормотать текст с заученным»выражением», под которое обдумываются  взрослые проблемы).Совместные чтения, игры, различная деятельность могут вызвать общие переживания. А общие переживания, удивление и восхищение ребенком побуждают к «реанимации» «утомленное» чувство любви взрослого.

Обращение к собственному детству, к памяти детских переживаний, влюбленностей в близких взрослых, обид, восторгов, не оправдавшихся надежд и ожиданий. Такое  «погружение» часто помогает понять ребенка совсем по-другому, почувствовать к нему сострадание и любовь и проявить их. Как и искусству, любви необходимо учиться. И учить. Не ленясь душой, преодолевая немоту и не выраженность настоящей и будущей любви к детям. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов.

 

Оставить комментарий: