a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Адаптация детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

МБДОУ « Пятинский детский сад» Адаптация детей младшего дошкольного возраста в детском саду. Разработала: воспитатель Соскова Л. В Работаю с детьми 13 лет. Через мои руки и мое сердце прошли многие дети, разные, интересные и, конечно любимые. Берешь в свою группу совершенно маленького, беззащитного ребенка. Отдаешь много сил, энергии, заботы, тепла, педагогического мастерства. И когда дети уходят из детского сада в школу, большие, самостоятельные, готовые к учебе в школе, не раз заноет и заболит сердце, так как их любишь всей душой и очень жаль с ними расставаться.  На смену им приходят дети с «большими проблемами маленького человека». И мы воспитатели сильно переживаем, беспокоимся, ставя перед собой вопрос: «Какие это дети? », «Как с ними надо будет работать? ». Время не стоит на месте, меняются сегодня и взрослые и маленькие. Второй года я работаю с детьми младшего возраста. Я могу с уверенностью отметить, что изменились и родители, и дети, которые требуют особого внимания и индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства. Этот год прошёл со своими сложностями и трудностями. Но и, конечно же, заметен положительный результат работы. Дети уже стали самостоятельнее, уверенно двигаются, знают что можно, а что нельзя. Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение  социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам воспитателя в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няни. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. 1 На эти перемены малыши отвечают по- разному, многие отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе. Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Длительность адаптации у детей раннего возраста длится обычно 2- 3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка небезобиден. В моей младшей группе адаптационный период затянулся до полугода. В группе есть сложные дети с разными индивидуальными особенностями. Есть дети капризные, не умеющие выслушивать старших, не знающие меру в том, что можно, а что нельзя. Поэтому приходилось проводить большую воспитательную работу с родителями. И могу сделать такой вывод, что прислушивание к мнению воспитателя, дети этих родителей адаптируются быстрее. От того; насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Из опыта работы можно отметить, что в проведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. У детей приученных к опрятности, возможно недержание мочи. Случаются и неврогенные нарушения: временное повышение температуры. Вот в этой ситуации и возникает проблема в отношениях между родителями и воспитателями. Из наблюдений: Софья, приходя в детский сад, начинала громко плакать. Она плакала, когда ее переодевали в раздевалке, когда ели за столом и когда укладывали спать. На этом фоне возникало временное повышение температуры. С родителями проводились беседы, консультации и объяснения этого случая. Девочке было оказано максимум внимания, она привыкла и с удовольствием ходит в детский сад. В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма. Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка? Опыт показывает, что сложнее и дольше протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников. 2 Известные трудности в этот период адаптации испытывают дети, привыкшие к общению только с мамой и папой. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он негативно относится к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптация длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, много играют, общаются с персоналом группы. Из наблюдений: Дима вместе с мамой за 2- 3 недели до поступления в детский сад, приходил на территорию и наблюдал, сначала издали, затем подходил поближе, знакомился и общался со взрослыми и детьми. Этот мальчик быстро адаптировался, не плакал и удовольствием ходит в детский сад. Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, чтобы гладко и легко прошел период адаптации, я заранее с родителями вела беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период. Хочу отметить, что плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, он плохо усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношения, приучение к которым начинается с первого дня пребывания его в детском саду. Чтобы помочь родителям в период адаптации велась совместная работа с воспитателем и медсестрой. В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья малышей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, давались полезные советы по адаптации детей Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с мамой, давала совет, чтобы первые несколько недель приводили его в детсад папа, бабушка или дедушка, и не оставляли в дошкольном коллективе на целый день, забирали пораньше, чтобы дома создавали спокойный, бесконфликтный климат, щадили ослабленную нервную систему ребенка, в воскресные дни создавали для него режим такой же как и в детский сад. 3 Если малыш любит играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку, может занять себя каким- то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, хорошо спит и у него не пропадает аппетит, мы можем не тревожиться. Он готов к новым изменениям в своей жизни. В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни. 4

Оставить комментарий: